Арман Жайым: «Уже в детстве зародилось мое желание стать композитором»

Арман ЖайымАрман Жайым – талантливый казахстанский композитор и пианист, чьё  творчество занимает значительное место в национальной музыкальной культуре. Его музыка звучит в интерпретациях Государственного квартета имени Г. Жубановой, Государственного трио «Forte», различных республиканских коллективов, лауреатов международных конкурсов Е. Курманаева, Д. Есимханова, Е. Нуртазина, Б. Ташимова, А. Сайжан и др.

Автор уникального произведения – балета «Алпамыс» для оркестра казахских народных инструментов – согласился рассказать о себе и о своем творчестве.

С.Е.: Ваш отец Айткали Жайымов является выдающимся домбристом, дирижёром, композитором и общественным деятелем. Однако Вы, начиная свой путь музыканта, предпочли не народный инструмент, а фортепиано. Почему?

А.Ж.: я изначально играл на домбре: пример моего отца, прекрасного домбриста, был для меня чрезвычайно показательным. На тот момент он занимал должность заведующего кафедрой народных инструментов в консерватории Алматы, поэтому я с раннего детства был окружён замечательной музыкой. К тому же, в то время особенной популярностью пользовались телевизионные трансляции айтысов, и я «впитывал» в себя этот дух захватывающего музыкально-поэтического состязания.

Думаю, что уже в детстве зародилось мое желание стать композитором, и я выбрал фортепиано как универсальный музыкальный инструмент, поступив Республиканскую среднюю специализированную музыкальную школу-интернат для одарённых детей имени Ахмета Жубанова.

С.Е.: Когда же появились Ваши первые музыкальные сочинения?

А.Ж.: В 11 лет – две детские пьесы для фортепиано «Би» и «Вальс».

С.Е.: Что повлияло на Ваше решение окончательно посвятить себя композиторской деятельности?

А.Ж.: В жизни каждого человека есть такой период, когда он задаётся вопросом, кем он хочет быть. Для меня это был 2009 год, и весьма непростой год: из моей жизни ушли очень близкие для меня люди. Свои переживания я изливал в музыке: тогда была сочинена Соната для виолончели и фортепиано, фортепианный квинтет и другие.

Е.С.: Ваша музыка напитывается народными источниками, произведениями выдающихся народно-профессиональных композиторов. Я знаю, что Вы принимали участие в очень интересном проекте, призванном сохранить духовную музыкальную культуру казахов, проживающих в Китайской народной республике…

А.Ж.: Да, для меня было большой честью участвовать в таком проекте. Мы издали несколько томов этой замечательной музыки совместно с такими музыкантами, как Серикбай Кусаинов, Билал Искаков и моим отцом Айткали Жайымовым.

Е.С.: Ваш отец с самого начала принимал участие в становлении Вашей творческой личности и этот союз, как мы видим, дает свои плоды, в том числе, и в композиторской сфере. Я знаю, что вы вместе написали оперу «Султан Бейбарыс», а в Вашем балете «Алпамыс» Айткали Жайымов выступил автором либретто. Расскажите, пожалуйста, историю создания последнего сочинения.

А.Ж.: Идея создания балета жила во мне очень давно, ещё с 2000 года. Я был настолько очарован балетом «Спартак» Арама Хачатуряна, что также решил начать работу над своим балетом. Но к воплощению замысла я шёл очень долго – 6 лет.

Мой отец всегда поддерживает меня в творческих проектах. Мы вместе стали искать сюжет, потому что я хотел что-то сказочное. Эпическое сказание «Алпамыс» с элементами сказки оказалось очень кстати. Тем более, эпос имеет множество версий, разных сюжетных линий.

Е.С.: Просмотрев либретто Вашего балета, я обратила внимание, что Вы сосредоточились на двух линиях: лирической и героической.

А.Ж.: Вы правы. Выстраивая сюжет, я не ставил задачу точно придерживаться оригинальной версии, но, так или иначе, в либретто балета, действительно, ярко выражаются лирическая и героическая сторона эпоса.

Е.С.: Балет отличается развёрнутой лейтмотивной системой…

А.Ж.: Я захотел, чтобы уже в первом номере «Алпамыс» моего одноактного балета были представлены все главные темы, включая лейтмотив самого  Алпамыса.

Е.С.: Впервые в истории национального балета партитура «Алпамыса» написана для оркестра казахских народных инструментов. Как появилась такая оригинальная идея?

А.Ж.: Приступив к работе над балетом, я знал, что постановка будет осуществлена в Государственной академической филармонии акимата города Астаны с участием Казахского оркестра. Поэтому я расписывал партитуру для этого коллектива. После премьеры балета мне позвонила известный музыковед Алтын Кетегенова и сказала: у Ахмета Жубанова давно была такая мечта, чтобы оркестр казахских народных инструментов исполнял богатый на разные жанры репертуар, включая оперу и балет. Не только кюи. Я рад, что мой опыт был одобрен ведущим музыковедом Казахстана.

Некоторые композиторы считают, что казахский оркестр ограничен в возможностях. Но я придерживаюсь противоположной точки зрения: в казахском оркестре есть свои оригинальные тембры, такие, как кобыз, домбра. Также мне нравится вводить в свои партитуры челесту, том-том, там-там, большой барабан. Все эти тембры, например, применяются для создания сказочного колорита в балете «Алпамыс».

При умелом использовании инструментов казахский оркестр может блеснуть полноценной палитрой тембровых красок, яркими и оригинальными сочетаниями. Тем более, что сейчас в таких оркестрах есть немало первоклассных исполнителей.

Конечно же, важным остаются для меня знания моего отца, главного дирижёра и художественного руководителя Казахского оркестра столичной филармонии.

Е.С.: Планируете ли Вы вариант балета «Алпамыс» для симфонического оркестра?

А.Ж.: Да, некоторые номера уже переписаны и прозвучали во время концерта «Музыка композиторов Казахстана» филармонии Астаны 14 декабря 2017 года.

Е.С.: Спасибо большое за беседу! Желаю, чтобы Ваши планы и цели успешно реализовались!

Сабина ЕРМАКАЛИЕВА

 

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.