BEATLES GO … BAROQUE?!

19 февраля в ГАТОБ им. Абая состоялось весьма неординарное событие в культурной жизни нашего города – ансамбль «Камерата Казахстана» под управлением  Народной артистки РК, профессора Гаухар Мурзабековой представил новую концертную программу «The Beatles: сумасшедшее соединение классики и рока».

Такого аншлага в театре не было давно.

Те, кто редко посещает вечера  классической музыки, познакомились с ансамблем «Камерата Казахстана», который дал единственный в своем роде концерт, с элементами шоу, где музыканты поют, играют как актеры, но при этом высококлассные инструменталисты; где некий «чудак» сначала на экране созерцает звезды на небосклоне, а потом возле оркестра  засыпает и видит сон о лучшей рок-музыке ХХ века, взлетая в эфир (на лонжах над оркестром), покачиваясь на звуках мелодий.

Те, кто мало знаком с музыкой Битлз, но любит классику, получили удовольствие от прекрасно и вдохновенно исполненных концертов  в духе барокко и нового опыта подачи, казалось бы, вполне классического жанра старинного концерта.

Те, кто любит и помнит Битлз, получили двойное, если не тройное удовольствие от любимых мелодий в благородной оправе старинных кончерто гроссо с ностальгическими видео из фильмов с дорогими лицами Великой четверки, с  трогательными вкраплениями деталей из истории  ансамбля: это и пешеходный переход возле «Abby Road» и мундир капельмейстера в духе «Сержанта Пеппера», и сумасшедшие фанатки (непременный атрибут Битлз), и общая дружелюбная, общительная атмосфера, когда можно открыто и просто выражать свои эмоции, аплодировать после каждой части или даже узнанной или удачно стилизованной мелодии, и напевать вместе с оркестром.

Относительно молодой, но  известный не только в Казахстане ансамбль имеет обширный репертуар именно музыки барокко и классических концертов Баха, Вивальди, Моцарта, Гайдна, композиторов 20 века и т.д.; проведено десятки, если не более,  успешных концертов в России, Европе,  конечно, во всех уголках нашей страны. Поэтому законно возникает вопрос: как это возможно, какое отношение имеет рок к музыке барокко, увертюры, фуги, рондо, сарабанды и полонезы к песням лирическим, хипповым, иногда хулиганским и философским?…

Оказывается, возможно.

Благодаря,  в первую очередь, Петеру Брейнеру: когда-то композитору из Словакии  в 90-х годах  пришла в голову счастливая мысль соединить звучание прозрачных, камерных песен Битлз и великолепного искусства ансамблевой игры далекого 17 века.

Брейнер  основной  концепцией этих концертов представляет  следование оригинальной битловской версии ― и удивительно, насколько   барочные тембры хорошо имитируют оригинальное битловское звучание!

Требуется небольшое уточнение: Петер Брейнер объединяет несколько песенных тем группы  Битлз в четыре концерта в стиле барокко. Три из них – это аранжировки в стиле Генделя,  Вивальди  и Баха, а в четвертом концерте скромно предлагает собственное  прочтение песен Битлз, не называя своего имени, но не стилизацию концертов Корелли, как ошибочно указывают.

Брейнер искусно переделал всю фактуру произведения под барочную стилистику. «Michelle»  превратилась в фугу. А «And I Love Her» соединилась с аллюзиями на вторую часть вивальдиевской «Весны» из популярного, как песни Битлз, цикла «Времен года». Композитор передал самую суть стилей мастеров барокко – торжественность и строгость концертов Генделя,  полифоническое мастерство и следование танцам старинных сюит в оркестровых концертах Баха, театральность и звукоподражательность музыки Вивальди. Но  изысканность и прозрачность фактуры оригинала― песен  Битлз ― логично «ложится» на звучание струнного ансамбля, на виртуозные пассажи флейты, тихий звон клавесина, поэтому музыка великой четверки доминирует над всем.

И, как мне кажется, вовсе не очевидно, превалирует ли тут барочный дух или дух рок-музыки. Главное — тот драйв, с которым  «Камерата» все это играет, и потрясающая атмосфера джем-сейшена.

Результат – великолепный. Но воплощение этого замысла далось оркестру нелегко. Театральность в исполнении, открытость так же далась не просто.

― Классические исполнители – интроверты по своей природе, ― говорит Гаухар Мурзабекова. ―  С самого детства нас приучают к самоуглубленной работе, к умению передать мир переживаний и эмоций, заложенный в великих произведених, индивидуализм – естественное состояние для каждого из нас. В этом концерте от нас потребовалось найти в себе совсем иное состояние: раскованность, умение контактировать друг с другом, с залом, реагировать на нашего «капельдинера» – уважаемого Сергея Червякова, исполнившего так же роль сквозного персонажа ― героя песни «Fool On The Hill». Надо отдать должное Сергею, он очень помог нам «поймать» атмосферу, предлагал свое видение шоу, потому что, как настоящий хиппи и битломан, очень свободен и органичен.

Видеоряд на экране помог собрать Диас Мурзабеков. Эта идея родилась и воплощалась спонтанно. Началось все с видеосессии, где артисты Камераты прыгают со своими дорогими инструментами на батуте (напоминание о фильме «Hard day’s night»). Руководитель оркестра сказала, что если б знала об этой акции (все снимали в ее отсутствие), никогда не разрешила бы ничего подобного. Но, несмотря на опасения, получилось стильно. Кстати, программки концерта (так же с летящими фигурками артистов оркестра) надо обязательно иметь до его начала, потому  что там есть подсказки, где все же лучше аплодировать.

Камерата Казахстана Beatles

Сама Гаухар Мурзабекова обратилась к слушателям после концерта со словами благодарности на своей страничке в Фейсбуке: «Дорогие наши зрители, мы хотели бы сказать вам спасибо, что были с нами в тот вечер. Спасибо вам за смелость. Потому что, идти по Новой дороге требует смелости.

Мы – Camerata, чувствуем, как и многие из вас, что старые пути больше не работают, и, чтобы донести радость классики до людских сердец, сегодня нужно проторять новые, менять стереотипы, переворачивать привычные взгляды.

Этим концертом мы взяли новое направление и приглашаем вас идти с нами! Мы хотим донести, что классика Доступна, Понятна и Интересна. Мы хотим говорить с более широкой аудиторией.
Мы хотим показать, что классическая музыка также необходима в сегодняшнем мире, как есть, дышать, и Любить».

Большое спасибо Гаухар Мурзабековой, оркестру «Камерата Казахстана», солистам Еркебулану Сапарбаеву, Мусе Керимбаеву, Павлу Тарасевичу ,Шолпан Унгаровой, а также Николаю Попову — лауреату международных конкурсов, солисту симфонического оркестра имени П. И. Чайковского.

Алматинцы и все казахстанцы с нетерпением будут ждать этот концерт еще и еще, очень многие не попали в театр, а те, кто были, пришли бы продлить удовольствие…

12.03.2014

Лилия ГАЗИЗОВА 

Фоторепортаж Руслана ПРЯНИКОВА:

Камерата играет The Beatles

Камерата играет The Beatles

Камерата играет The Beatles

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *