Гибель прекрасного в фильме Даррена Арановски «Чёрный лебедь»

«Чёрный лебедь». Фильм, который так и не получил однозначной оценки, хотя со дня его премьеры прошло уже почти два года. Номинированный более чем на 20 наград и получивший половину из этих номинаций, «Чёрный лебедь» до сих пор считается одной из самых противоречивых и неоднозначных кинолент. Самым скандальным моментом фильма было признано использование в нём музыки из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Многие были возмущены, слыша музыку Чайковского в сценах этого фильма – действительно, фильм «Чёрный лебедь» достаточно откровенен и тяжёл для восприятия. Уместна ли такая интерпретация классики? Можно ли вообще «осовременивать» бессмертные шедевры или это уже надругательство над высоким искусством? Но если на миг откинуть предвзятость и взглянуть на это произведение с другой стороны, то можно неожиданно обнаружить, что фильм «Чёрный лебедь» на самом деле говорит об очень важных, настораживающих вещах. Что сегодня происходит с искусством? Как оно трактуется на рубеже XX и XXI веков? Не грозит ли искусству гибель в наши дни?

О проблемах современного искусства можно говорить много. За последние полвека в самых разных видах искусства – в музыке, в живописи, в кинематографе – наметился глубокий кризис. Некоторые философы открыто говорят о смерти искусства, вырождении красоты. Так, немецкий искусствовед К. Фидлер считает, что место «прекрасного» сегодня занимают такие понятия, как «безобразное», «низменное», «абсурдное», «жестокое». По мнению американского философа X. Дикмана, цель современного искусства – не восхищать, а шокировать, и потому «прекрасное» в нём неуместно. Поэтому многие образцы так называемого искусства воспринимаются лишь как эпатаж или более того – вызывают отвращение у зрителей, поскольку их главная цель – новизна без каких-либо ориентиров на эстетическое восприятие. Впрочем, некоторые произведения заставляют задуматься. За их абсурдностью и внешне отталкивающей формой часто скрывается реальное отражение современных проблем, звучащее как сигнал тревоги.

«Чёрный лебедь» был впервые показан 1 сентября 2010 года на Каннском кинофестивале. Фильм получил крайне противоречивые отзывы, как у профессиональных кинокритиков, так и среди обычных кинозрителей на интернет-форумах. Так его критиковали за натуралистичность, откровенность и нагромождение нелепостей. Кинокритик Дж. Хоберман определил кинокартину «Чёрный лебедь», как «напыщенный китч», «проникновение в кровь и психоз». Мнение одного из российских кинокритиков, Олега Зинцова: «Ответить на простой вопрос — так хорош или плох «Черный лебедь» — невозможно. Он, как Одетта-Одиллия, наполовину бел, наполовину черен. В равной степени изощрен и наивен, умен и глуп».

Сюжет фильма достаточно прост: молодая, трудолюбивая, талантливая балерина Нина Сайерс мечтает получить роль Королевы Лебедей, и молодой скандальный режиссёр театра, где она работает, открывает новый сезон «Лебединым озером». Нина добивается своего утверждения на главную роль, но режиссёр Тома Леруа считает, что балерина слишком чиста и наивна, чтобы воплотить обоих лебедей – белую и чёрную. Она – «идеальная Одетта», но чтобы сыграть Одиллию, Нине не хватает страстности. По ходу фильма, пытаясь разбудить в себе дремлющие порочные страсти, Нина – очень сдержанная и воспитанная девушка – пробует всё – от наркотиков до разврата. Она раскрывает в себе тёмную сторону, блестяще танцует премьеру, но в итоге сходит с ума и в припадке сумасшествия, за кулисами, прямо между актами балета ранит сама себя, что и приводит к её смерти.

lebed3

Всё действие разворачивается на фоне музыки из балета «Лебединое озеро». Танцы лебедей, различные бальные номера из первого и третьего действий на официальных приёмах, во время разминки артистов, в небольших сценах. Темы из вариаций Одиллии постоянно сопровождают главную героиню, словно чёрная тень. Но хотелось бы остановиться на ключевых музыкальных номерах, которые выражают саму суть, идею фильма и отражают основные тенденции современного искусства. Это интродукция, тема лебедей и кода Одиллии.

Фильм, как и балет, начинается с интродукции, которая сжато, символично отражает основную идею. В фильме на интродукцию была положена хореография – на экране из тьмы появляется чистая, прекрасная девушка Одетта, к которой подкрадывается колдун Ротбарт. Происходит драматический конфликт, злые силы терзают, мучают, ломают главную героиню. Что же это за тёмные силы?

Несколько минут спустя мы видим на экране режиссёра, Тома Леруа, который хочет удивить мир своей новой скандальной постановкой бессмертного «Лебединого озера». Молодой режиссёр театра – циничный шоумен. Он – продукт бездушного мира шоу-бизнеса, и классическая музыка для него – это лишь средство для достижения собственной скандальной славы. Для него нет ничего святого. При этом балерина Нина Сайерс являет собой редкое сочетание самых чистых и прекрасных моральных качеств. Она не от мира сего, Нина является как бы живым воплощением музыки Чайковского – словно классическая музыка, она поднимается над повседневностью, над серой толпой, над мелочным и завистливым окружением. Нина стремиться к высоким идеалам, её девиз: «Я ищу совершенство!». В лице балерины Нины и режиссёра Тома Леруа в фильме «Чёрный лебедь» символично сталкиваются два мира – мир классики и мир шоу-бизнеса. К сожалению – и это сейчас повсеместно происходит в реальной жизни – шоу-бизнес побеждает. Чтобы соответствовать требованиям режиссёра Нина теряет свою чистоту, она предаёт свою сущность, свою природу, что и приводит её к саморазрушению. Накануне премьеры режиссёр Тома Леруа видится Нине в образе колдуна Ротбарда. Эта сцена неслучайна – так же, как злой колдун уничтожает прекрасную Одетту, режиссёр-модернист губит высокое искусство. Здесь в очередной раз выражается главная идея фильма – столкновение прекрасного и доброго со злым и разрушительным.

lebed2

Победа тёмного, циничного начала хорошо выражается с помощью «темы лебедей» – каждый раз во время её звучания главная героиня символично переодевается из белого в чёрное. Так же как Нина Сайерс, «тема лебедей» воспринимается неуместно в современном мире. Она исполняется на музыкальной шкатулке, используется в качестве рингтона на мобильном телефоне – в фильме намеренно снижается и искажается красота этой известнейшей классической мелодии. В конце концов, главная героиня, предавшая своё светлое начало, ломает музыкальную шкатулку, выражая тем самым основную идею саморазрушения и уничтожения всего прекрасного.

Другой показательный номер – кода Одиллии, звучащая на премьере спектакля. Это кульминационная сцена – в ней наглядно показана идея полного торжества «черноты» и зла. Нина не просто перевоплощается в Одиллию, она теряет свой человеческий облик, физически перерождается в Чёрного Лебедя – по сути, в животное. Низменное, звериное начало побеждает в современном мире, в душе главной героини, и – как следствие – в искусстве, которое является зеркалом души. Чёрный Лебедь – символ победы животных страстей в человеческой душе.

Отсюда закономерен и финал фильма. Режиссёром был выбран трагический вариант балета, где Белая Лебедь бросается со скалы. Станцевав гибель Одетты, Нина так же умирает из-за нанесённой самой себе раны. Чёрная Лебедь торжествует, Белая Лебедь, воплощающая светлый идеал, гибнет. Искусство, сделавшее своей целью служение низменному в угоду коммерции, из созидательной силы превращается в разрушительную. Оно губит своих поклонников и умирает само так же, как балерина Нина и белая лебедь Одетта из скандальной постановки Леруа в фильме «Чёрный лебедь». И потому, думается, что «Чёрный лебедь» – талантливое произведение искусства. Своей преувеличенной откровенностью, вызывающим сочетанием прекрасного и безобразного этот фильм подобен сигналу тревоги, он предупреждает нас о том, что может случиться, если искусство утратит свой светлый идеал и функцию нравственного воспитания. Оно начнёт убивать.

 Калашникова НАТАЛЬЯ, 4 курс музыковед

Один комментарий на “Гибель прекрасного в фильме Даррена Арановски «Чёрный лебедь»
  1. спасибо за прекрасный разбор полетов! Я, просмотрев фильм 1 раз, так и не поняла, чем он закончился. Теперь все прояснилось. Очень подробный анализ. Радует, что современная молодежь еще не утратила чувство прекрасного. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *