Игеру» в Бишкеке: расширяя границы современной музыки

19 мая 2017 года в Большом концертном зале Кыргызской национальной консерватории им. К. Молдабасанова состоялся концерт – закрытие сезона 2017 года известного казахстанского ансамбля современной музыки «Игеру». Впервые в этих стенах прозвучала музыка Ф. Гласса, А. Пярта, Д. Ланга, С. Райха, М. Фелдмана и Дж. Кейджа. В зале на 400 слушателей практически не было свободных мест. Можно смело утверждать, что это был полный аншлаг. После концерта каждый из слушателей, которых встречали участники ансамбля, благодарил музыкантов за доставленное им эстетическое удовольствие, а педагоги и сотрудники консерватории попросили остаться на несколько дней, дать еще один концерт. Это говорит о высоком мастерстве музыкантов и, конечно же, о невероятно огромном интересе публики к Современной музыке.

Ансамбль современной музыки «Игеру»

Ансамбль современной музыки «Игеру» с преподавателями Кыргызской национальной консерватории им.К.Молдабасанова: Баласагын Мусаев, Айдар Куспанов, Павел Тарасевич, Сабина Атагелдиева, Динара Базарбаева-Сахаман, Санжар Байтереков, Меруерт Туленова, Дамир Буркитбаев, Асель Исаева, Алтынай Абетекова

 

Напомним, что ансамбль современной музыки, художественным руководителем которого является выпускник Московской консерватории им.П.Чайковского, лауреат международных конкурсов, композитор Санжар Байтереков, был основан осенью 2015 года. Премьера коллектива состоялась 24 ноября 2015 года в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Основная задача ансамбля – пропаганда и популяризация Новой музыки в нашем регионе.

Концерт в Бишкеке был тематическим. Исполнялась музыка известных композиторов-минималистов. Вела вечер современной музыки кыргызский музыковед Алтынай Абетекова, комментарии которой были весьма содержательными и познавательными, корректными и интересными. Это было очень важно, так как Новая музыка нуждается в четких разъяснениях для широкого слушателя. Первым номером программы была композиция выдающегося американского композитора – реформатора Джона Кейджа «In a landscape» для фортепиано в исполнении Сабины Атагелдиевой. Несмотря на то, что Кейджа нельзя отнести к чистому минимализму, данная пьеса была написана в 1948 году, когда композитор активно увлекался идеями французского композитора Эрика Сати. Буквально с первых звуков произведения публика, будто по взмаху волшебной палочки, была заворожена музыкой, которую она слышала впервые. «В зале стояла абсолютная тишина, не было слышно ни единого шороха, – вспоминает исполнительница Атагелдиева Сабина, – мне было очень приятно исполнять музыку для столь удивительной публики».

Также в программу концерта вошла пьеса «Fratres» эстонского композитор Арво Пярта. У этого произведения есть множество редакций: для виолончели и фортепиано, для камерного ансамбля. В Бишеке же прозвучала версия для скрипки и фортепиано. Музыка Пярта поражает своей чистотой и духовностью. Она обращена к каждому из нас, и, в то же время, является некой интимной молитвой, направленной к Небесам. Мировоззрения эстонского композитора-минималиста покорили бишкекского слушателя, который был в буквальном смысле очарован этой музыкой. Большая заслуга в этом исполнителей пьесы – Динары Базарбаевой-Сахаман (скрипка) и Сабины Атагелдиевой (фортепиано). Отметим, что для Динары это было дебютное выступление. В связи с этим мы поинтересовались, каково ее мнение о данной премьере. «В качестве солистки ансамбля это было мое первое выступление. Мы очень подружились с ребятами. Это действительно, очень теплый коллектив, и я рада, что нахожусь в такой семейной атмосфере. «Fratres» для меня сейчас одно и самых любимых произведений, в котором я растворяюсь полностью без остатка, оно влияет на меня каким-то магическим образом. Музыка затрагивает каждую струну моей души и, играя на сцене для публики, я просто нахожусь в полном умиротворении и пытаюсь передать всю энергетику этих гармоний, все свои впечатления. Это целый океан и буря эмоций!» – говорит Динара.

Пьеса «Viola in my life» американского композитора Мортона Фелдмана также не осталась без внимания публики. Прозвучавшая в исполнении Павела Тарасевича (альт) и Сабины Атагелдиевой, она покорила слушателей своей необычностью и ярким музыкальным языком. Особенно это чувствовалось по окончании произведения, когда на исполнителей обрушился шквал оваций. «Публика оказалась весьма восприимчива к произведениям, которые мы им привезли. Мне показалось, что мы отлично передали настроение и донесли до слушателя то, что задумывал автор в альтовой пьесе. Как мне кажется, нам удалось погрузить слушателя в атмосферу космоса, некоего холода», — вспоминает Павел Тарасевич.

Пьеса Дэвида Ланга «Sweet air» – наверное, одно и самых ярких воспоминаний о концерте в Бишкеке. Близкая и по языку и по настроению слушателю, публика очень живо отозвалась на музыку. В зале чувствовалась огромная поддержка музыкантов. Зрители «смаковали» каждую ноту произведения.

Отдельно хотелось бы отметить два струнных квартета Филипа Гласса: №2 «Company» и №3 «Mishima». Явно, что публика не была знакома с творчеством знаменитого американского минималиста, и полюбила его с первых же нот. Многие зрители после концерта обсуждали именно эти два квартета. Гласс покорил публику простотой, свежестью своей музыки и необычностью идей. Более того, концепция минимализма, основу которой составляет репетитивность, простота и повторность ритмически интонационного комплекса очень близка природе как казахской, так и кыргызской музыке. Может быть, поэтому эти два струнных квартета так горячо полюбились публике.

Заключительным номером концерта стала пьеса Стива Райха «Clapping music». Примечательно, что она была исполнена всем составом ансамбля, включая и художественного руководителя «Игеру» Санжара Байтерекова, который стал «запевалой» всей пьесы. Эта композиция есть не что иное, как хлопки в ладоши музыкантов, организованных определенными ритмическими рисунками, как по вертикали, так и по горизонтали. «Обманутый» слушатель вначале стал хлопать вместе с музыкантами, но затем понял, что таков замысел автора. От этого любопытство публики стало еще более интенсивным. Вот на такой вот замечательной ноте успешного выступления ансамбля «Игеру» и завершилось закрытие сезона 2017 года в столице солнечного Кыргызстана.

«Ни для кого не секрет, что современная музыка для среднеазиатского региона пока является некой terra incognita. Поэтому каждый раз, когда мы видим возрастающее количество слушателей на наших концертах, мы считаем это хорошим знаком. Когда мы ехали в Бишкек мы не знали, какая будет динамика интереса. И когда мы увидели огромное количество слушателей, чуткого и открытого для познания нового и новых эмоций, мы были поражены. Для меня это был знак, что в нашем регионе такая музыка может не просто развиваться, а привеcти к положительным результатам. Мы поняли, что нужно дальше продолжать то, что мы делаем, и мы с большим ожиданием ждем, что в Бишкеке появится ансамбль и центр современной музыки, чтобы начать такую большую стадию совместного творческого сотрудничества между нашими странами. И, конечно, слова огромной благодарности весь коллектив ансамбля выражает ректору Кыргызской национальной консерватории им. К. Молдабасанова композитору, народному артисту Кыргызской Республики, лауреату Государственной премии КР им. Токтогула, профессору Бегалиеву Муратбеку Акимовичу, при поддержке которого состоялся этот важный диалог культур. А также Мусаеву Баласагыну и Абетековой Алтынай за активное участие и поддержку ансамбля», – говорит художественный руководитель ансамбля «Игеру», композитор Санжар Байтереков. Пожелаем им больших творческих успехов и новых вершин и достижений!

Данияр БЕРЖАПРАКОВ,
композитор, музыковед

, , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *