Коммерческая духовность

Некоторые концерты вспоминаются всю жизнь – настолько сильны музыкальные впечатления. «Летний концерт» мужского хора Сретенского монастыря, состоявшийся 7 июля в Московском международном Доме музыки, тоже запомнится надолго. Своей несуразностью.

В этот день православный мир отмечал рождество Иоанна Предтечи. Но сложилось впечатление, что коллектив просто повторяет пасхальную программу, так как ведущими был сделан акцент именно на этом празднике и жизни Христа в целом. Первым прозвучал древний распев Χριστος Aνεστη! («Христос воскресе!»), гармонизированный диаконом Александром Амерхановым, композитором, преподавателем церковного пения Сретенской семинарии…

Хор Сретенского монастыря

 

Сергей Волчков

Сергей Волчков

На сцене за спиной хористов параллельно музыке – видеоряд из фресок и названий исполняемых произведений. Переложения Павла Чеснокова, Николая Кедрова – музыкантов, известных своими духовными произведениями. Музыка Георгия Свиридова в транскрипции нашего современника Антона Вискова (кстати, он является членом редколлегии по изданию Полного собрания сочинений композитора). Хор звучал одухотворённо, зрители были заворожены а-капельной дымкой. До момента появления солистов. То ли звукоооператор недостаточно хорошо отладил баланс, то ли ещё по какой-то причине, но первое выступление с солистом, певчим Сретенского хора, резануло по ушам, как говорится. Хор продолжал звучать безупречно, а вот партия солиста, который пел в микрофон, напомнила аппликацию из бумаги на фреске. Выступление Сергея Волчкова, победителя «Романсиады» и проекта «Голос» было более удачным, но всё равно далёким от идеала. Возможно, всему виной микрофон у солистов и отсутствие его у хористов: гармоничной вертикали не получилось.

И логично было бы закончить концерт одним отделением. Публика бы ушла, напитанная пусть переваренной, но духовностью. Но отнюдь. Далее последовало второе отделение. На сцене появился Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Г. Зыкиной. И грянули «Амурские волны» Макса Кюсса. Создалось впечатление, как будто после литургии вас сразу отправили на светские танцы… Всё равно что из отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи оказаться на выставке соцреализма…

Амурские волны

Светлановский зал Дома музыки, рассчитанный на 1699 мест, был полон. И кроме коммерческой выгоды такое безвкусное совмещение в одном концерте двух тематически несовместимых отделений ничем другим объяснить нельзя. Невозможно же представить после номеров из Высокой мессы Баха во втором отделении отрывки из Кальмана! А потом любят говорить, что у публики нет вкуса. Так кто его формирует?! Концертные менеджеры в погоне за прибылью?

 

Юлия БЕЛОУС, соб. корр. НМГ

Оставить отзыв

Вы можете использовать следующие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

CAPTCHA image
*