Национальные черты хоровых обработок Б.Байкадамова

В условиях независимости и возрастания национального самосознания осознание национальных истоков в музыке в традиционной и в современной музыке значимо. Б.Байкадамов является одним из родоначальников, стоявших у истоков хоровой музыки Казахстана. Проблема национальных особенности обозначить своеобразие национальных черт хоровой музыке и найти другой путь развития хоровой фактуры (в отличие от гомофонно-гармонического) это важная задача стояла перед первыми композиторами создававшими хоровых произведения. Проследить истоки зарождение и развитие казахской хоровой фактуры в произведениях композиторов Казахстана одна из актуальных проблем современной науки. Бахытжан Байкадамов – яркое самобытное явление в музыкальной жизни Казахстана.

Осмысление хоровых обработок Б.Байкадамова как явления-процесса со своими динамическими, фоническими, звуковысотными формами выражения и этапами становления, обосновывает тонкую и прочную связь композитора с традицией. Прослеживаемая в хоровых обработках последовательное претворение процессуальной линеарности, не противоречащая концепции пути и духовного становления кочевника-номада, по сути отражает медитативную сущность монодической музыки в целом.

Проанализированы факты биографии Б.Байкадамова, которые свидетельсвуют о глубокой генетической связи его творчества с традиционным искусством, нами сделаны следующие важные выводы:

1. Факты биографии Б.Байкадамова свидетельсвуют о глубокой генетической связи его творчества с традиционным искусством. Казахская народная пословица гласит: «Арқаға барсаң, әншімін деме» (на Сары-Арке не говори что ты певец). По аналогии с этой народно-поэтической мудростью композитор, потомок бия Жарылғапа рос в почитании меткого и емкого слова, в окружении исполнения лирической песни, которую не раз слышал из уст матери и бабушки [1]. Глубокий след в памяти композитора оставили выступления многочисленных заезжих домбристов, сказителей. Лицезрение сеансов шаманов-лекарей, общение с кұсбегі – мастерами соколиной охоты Бозшой и Мынайдаром, а также известным в степи кюйши Қаби, безусловно, оказали благотворное влияние на формирование мировоззрения композитора.

2. Отец был автором нескольких песен, в числе которых сочиненные в жанре терме, любил импровизировать стихи и песни для детей, которые вся семья пела хором, исполнял кюи «Аққу», «Ақсақ құлан» и эпос «Кобланды». С восьми лет композитор осваивает игру на домбре [2].

В тяжелые 30-е годы ХХ века, несмотря на голод и репрессии судьба вновь сводит композитора с именитыми домбристами – последним из потомков степных аристократов-төре Наушой Бөкейхановым и Уахапом Қабиғожиным [1]. Слушание мастерской игры мэтров домбровой музыки безусловно стало этапом на пути формирования личности художника.

В эти же годы полевая экспедиция на родину, сбор и нотирование музыкального фольклора на родине – все это позволило, согласно воспоминаниям уверенно констатировать о том, что «Байкадамов знал наизусть все песни из сборника Затаевича», поскольку ему предшествовал опыт анализа ладо-композиционных особенностей более 200 песен, собранных им в аркалыкской полевой экспедиции. Поэтому, закономерен также и тот факт, что первые песни композитор сочинил на стихи великого Джамбула, а организовав Казахскую хоровую капеллу обогатил ее репертуар обратился к обработкам народных песен «Караторгай», «Балкурай», «Бир бала-ай», «Жаяу Муса», «Ахау, Семей», «Кыздар-ай», «Женеше», «Жариям-айдай». Тогда же впервые были исполнены песни бабушки Шегетай «Той-той тойбазар, тойбазар» и песня отца «Харарау».

3. Композитор чей талант был взращен в сердцевине песенного края Арки, как никто другой композитор чувствовал ее природу. Передавая кантиленой дыхание степи он именно в поздний, зрелый период сознательно обратился к созданию хоровых обработок кюев Курмангазы. Это был смелый шаг, открывший новые пути в поиске национальной, адекватной казахскому звукоидеалу формы звучания. Им были найдены новые типы хоровой фактуры, ритма и полифонических приемов развития, которые не противоречили исконной природе монодии. В поздний, зрелый период композитор сознательно обратился к созданию хоровых обработок кюев Курмангазы. Наконец нахождение соответсвующих содержанию кюя ритмо-стиховых форм, специально сочиненных и подобранных современными поэтами, а также изобретение звукоподражаний щипковому звучанию – все это выдвинуло композиторские поиски Байкадамова на небывалый, новаторский уровень в технике хорового письма. В итоге среди творческого наследия композитора симфонических, камерно-инструментальных произведений, музыки к спектаклям и кинофильмам, абсолютное первенство принадлежит камерно-вокальной и хоровой музыке, которую по праву можно назвать вершиной его творчества.

4. Одновременно пример отца, впечатления раннего детства наглядно демонстрируют уроки освоения музыкального полиязычия. Учеба детей в русской школе, общение с русскими ссыльными, друзьями отца, приобретение отцом гармоники, которой он сопровождал собственные песни.

Организация в доме Байкадама самодеятельного театра, где отец выступал в роли переводчика на родной язык сценария спектакля, сценографа и художника-декоратора. Затем тесное общение с представителями европейской композиторской школы – Скорульским, Син Си Хаем, и наконец, наставником – Е.Брусиловским позволили освоить Байкадамову технику современного композиторского письма.

5. Однако в творчестве художника есть сфера, где эти две казалось бы не пересекаемые линии смыкаются. Это акустические опыты в поиске научного обоснования звучаний, как домбры, так и скрипки в период работы композитора в научно-исследовательской лаборатории консерватории. Тем самым Байкадамов продолжил начатые в средневековой восточной науке поиски обоснования математических величин акустических звучаний музыкальных инструментов. Вслед за Абу Насром аль Фараби Байкадамов обращается к вопросу математических закономерностей ладового строения домбры, обосновав это в научном труде «Музыкалык акустикалык зандар негизинде лад проблемасын шешу» («Решения проблем лада на основе музыкальных акустических законов»). Точный, математический склад ума сказался и в работе над книгой «Основы теории музыки», в которой обнаруживаются познания композитора европейской музыкальной традиции, где им были определены некоторые математические особенности строения скрипки

«Хоровые обработки Б.Байкадамова»

Богатство хоровой палитры Б.Байкадамова, ее регистровых, тембровых, подголосочно-полифонических возможностей свидетельствует о тонком понимании им специфики жанра хоровой музыки, о мастерстве художника-композитора, внесшего значительный новаторский вклад в развитие национальной хоровой культуры. Свободное мелодическое развитие песенной темы, ее проведение в различных тональностях, фактурная вариантность с приемами звуковой изобразительности, создание напряженных кульминаций являются характерными особенностями хорового письма Б.Байкадамова. Композитора отличает бережное отношение к культуре своего народа. Традиционные мелодии свежо и с новой силой звучат в его интерпретации.

Хоровые произведения Б.Байкадамова отличает поиск техники и выразительных средств хорового письма. Его достижения на этом пути позволяют утверждать, что к 50-м годам уже ясно определились национальные особенности казахской хоровой музыки. В жанре хоровой музыки в его творчестве наиболее ярко определяются два направления – с одной создание крупных оригинальных хоровых поэм, с другой – художественные транскрипции для хора казахских инструментальных кюев, получившие широкое признание слушателей. Такие произведения, как «Акпай», «Шалкыма», «Би кюй», «Келиншек», «Айжан кыз» получили широкое признание слушателей. Использование народной инструментальной музыки в многоголосной хоровой партитуре ее новыми полифоническими приемами, по – новому воплотили классические наследие прошлого. Б.Байкадамов первым добился результатов обработки казахских кюев – инструментальных домбровых пьес для исполнения а,капелла. И это не было простым переложением кюев для хора. Композитор значительно обогащает мелодическое начало кюев, насыщает многоголосную ткань певучими голосами, полголосками, добиваясь гибкой плавности, распевности. Как отмечает, Н.Кетегенова так образуется новый жанр – жанр хорового кюя [3].

Таким образом, основываясь на самобытных стилевых особенностях народной музыки, он создает ряд замечательных произведений, в которых ярко проявилось новаторство в области музыкального языка, хоровой фактуры и формы. Ему удается посредством хора добиться имитации домбрового наигрыша, что придает его произведениям неповторимый колорит.         В основу этой группы Б.Байкадамов взял известные кюи Курмангазы, анализированные нами выше «Акбай», «Аксак киік», «Айжан қыз». Каждый из этих кюев стал звучать обьемнее, драматичнее, а усилие тематических сопоставлений привело к их монументальности. В хоровом звучании кюи приобрели новые качества, в этом также проявилось истинное новаторство композитора, открывшее богатейшие возможности жанра кюя.

Вводя многоголосие в народную песню, Б.Байкадамов прежде всего ориентируется на те конкретные образцы народной полифонии, которые имеются в казахских инструментальных пьесах – кюях (по преимуществу 2-голосных кюях токпе). Это не следует понимать как полный отказ от существующих теоретических основ полифонии: композитор лишь с большой осторожностью подходит к выбору средств полифонического развития, отбирая лишь те, которые наиболее соответствуют природе мелоса казахской народной песни (например, имитация, гармонический контрапункт и т. д.).

В поисках новых средств хоровой выразительности композитор в своем творчестве ищет и применяет эффективные хоровые приемы, штрихи национального характера. Благодаря этому хоровое мышление Байкадамова интонационно и колористически весьма своеобразно. Обработки его обладают рядом индивидуальных особенностей, придающих им новизну и оригинальность.

Музыкальная хоровая фактура отличается смелым, широким использованием полифонических имитационно-подголосочных приемов развития. Творчески переосмыслив опыт и традиционные основы русского многоголосного песнопения и претворив их в своей обработке, автор добился мягкого, хорошо слаженного, естественного хорового звучания.

В ходе целостного анализа хоровых обработок Б.Байкадамова были выявлены следующие стилевые особенности композиторского письма композитора:

— хоровые обработки народных песен явились для Байкадамова своеобразной экспериментальной лабораторией, творческой школой, где он выявлял элементы самобытной народной полифонии и средства создания национальной колоритности хорового звучания. В итоге он подошел в открытию нового жанра в казахской музыке – жанр хорового кюя.

звукоподражательность, структура аккордовой вертикали, ладовое мышление хоровых обработок Б.Байкадамова обусловлены природой традиционной казахской песенной монодии.

тематика хоровых обработок Б.Байкадамова, связана как с лирической песней и кюем («Егигай», «Жеңеше ай», «Он алты қыз», «Айжан қыз», «Би кюй»), в том числе воспевающими родину («Ахау Семей»), так и другой тематикой. В частности, незначительно представлена тема социального неравенства, к примеру это два кюя Курмангазы («Ақсақ киік», «Ақбай»).

— среди ладов в основном довольно часто звучит фригийский лад, который как отмечает исследователь Западной песенной традиции Б.Турмагамбетова, характерен для песен и кюев исследованного ею региона. В связи с фригийским ладом следует отметить частое звучание тональностей субдоминантовой группы.

— в отношении полифонических средств выразительности Б.Байкадамов широко использует различные разновидности контрапункта, имитации, канона. Наряду с полифоническими средствами применяется гомофонно-гармоническая фактура. Смешение двух типов фактуры сообщает хоровым обработкам Б.Байкадамова особый творческий подчерк, стоящий на грани межкультурных взаимодействий. Следует особо отметить подголосочную ткань хоровых обработок, которые преимущественно основывались на имитации звучания народных инструментов, выступающих продолжением их настройки.

— в метро-ритмических средствах синтаксиса довольно излюбленны переменные ритмические фигуры, которые характеризуют свойства свободно развивающего ритмического рисунка кюя и традиционной песни. Таким образом, в песенно-хоровых обработках композитор не нарушает природу метро-ритмического дыхания традиционной музыки.

— композиционная логика мышления песенно-хоровых обработок Б.Байкадамова также бережно сохраняет структурную первооснову. Музыкальная фактура развивается не в направлении линейного времени, а скорее разростается по горизонтали, утолщаясь имитационно-подголосочными приемами, что лишь еще более подчеркивает смелое, новаторское линейно-временное осмыление исконного традиционного истока хоровых обработок-монодийную сущность кюя и традиционной песни. Вместе с тем в хоровых обработках ощутимы также инокультурные влияния. Творчески переосмыслив опыт и традиционные основы русского многоголосного песнопения и претворив их в своей обработке, автор добился мягкого, хорошо слаженного, естественного хорового звучания.

— в обработках народных песен композитор новаторски претворил национально самобытные черты казахского мелоса, обогатил его новыми интонациями, свойственными как самодеятельной песне, так и современной музыке ХХ века.

Таким образом, новизна творческих поисков проявилась в выборе тем, в расширении народно-ладовой основы, гармонической и полифонической насыщенности средств музыкальной выразительности. Творчество Б.Байкадамова явилось вершиной хоровых исканий многих композиторов, Б.Байкадамову удалось новаторски претворить все лучшее из хорового творчества композиторов Казахстана.

Многие композиторы писали для хора произведения, также есть хоровые сцены в операх, поэтому истоки и нынешние итоги развития хоровой музыки в республике нуждаются в дальнейшем глубоком и вдумчивом изучении. В дальнейшем хоровые произведения Б.Байкадамова, так же других композиторов должны изучаться взаимосвязно с традиционной музыкой казахского народа. В перспективе хоровое творчество каждого композитора нуждается в таком исследовании, так как в дальнейшем весомое научное осмысление должно получить наследие всех композиторов, писавших для хора.

Список использованной литературы 

  1. Композиторы Казахстана (под ред. Н.Кетегеновой) – Aлматы, 2000.
  2. Жизнь отданная искусству // Тургайская новь – 2 апр., 1997
  3. Кетегенова Н.С. Творческие портреты композиторов Казахстана – Алматы, 2009.

Алмат АБИШЕВ, дирижёр, КНК им. Курмангазы

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *