«Не мыслю себя без хора…» (интервью З.Накибаевой)

«Музыку называют языком души. Это очень верно! Ничто так не волнует душу, не говорит о самом сокровенном, как музыка!» – пишет в одной из своих книг писатель и журналист Людмила Третьякова. Вот и мне посчастливилось окунуться в прекрасный мир музыки и узнать о самом сокровенном, побывав на концерте хора вокалистов Алматинского музыкального колледжа им.П.И.Чайковского под управлением Зияды Нагиевны Накибаевой.

Выступление этого коллектива мне приходилось слышать не раз, причем состав хора всегда обновлялся (на смену выпускников приходит новый курс). Но надо отметить, что такая закономерная смена состава хора никогда не влияла на качество выступлений коллектива. На концертах хора всегда царит радостное оживление и приподнятость, а удачно подобранный репертуар, включающий лучшие образцы отечественной и зарубежной классики, народного музыкального творчества и произведения современных композиторов, способствует огромному успеху. Коллеги, друзья и просто слушатели посетив концерты этого коллектива, нередко после очередного выступления с похвалой отзываются о дирижерском искусстве руководителя Зиады Накибаевой.

выступление хора колледжа

Судя по выступлению, можно заметить, что вокалисты с удовольствием посещают хоровой класс в колледже. Когда был создан хор вокалистов в АМК им.Чайковского?

Хор был основан еще в советские времена. Многие годы хором вокалистов руководила хормейстер Егембаева Фаина Афанасьевна. К большому сожалению, мне не довелось встретиться с ней, но о ее работе с хором, до сих пор вспоминают наши старшие коллеги. После ее ухода сменилось несколько руководителей. При поступлении на работу в колледж им.П.Чайковского мне предложили вести хоровые дисциплины и хоровой класс на вокальном отделении. С 2008 года я руковожу этим хором. Смена руководителей сыграла свою роль, и поначалу возникли сложности с организацией, с дисциплиной, и, конечно же, с репертуаром. Подбирая программу, необходимо было всегда учитывать, что работаешь с хором вокалистов.

Известно, что процесс работы с хором является сложным и трудоемким. Усложняется ли этот процесс в работе с певцами-вокалистами, ведь они привыкли к сольным выступлениям?

Работа с хором вокалистов интересна и своеобразна, хотя, конечно же, присутствует некоторая особенность. Состав хора нестабильный, меняется ежегодно, поэтому работа усложняется вдвойне, на смену профессионалов приходят новички, которых приходится обучать с азов, поскольку многие из них имеют прекрасные голоса, но не владеют чтением с листа и навыками хорового пения. Соответственно, процесс выучки и впевания произведения, происходит намного медленнее, чем оно должно быть, ведь так хочется охватить большой репертуар.

Мы часто выступаем на концертах, и мне, как руководителю, хочется ставить высокую планку, поэтому очень долго и тщательно подбираю репертуар, и естественно, предъявляю высокие требования к студентам. Если касаться вокально-технической стороны, то становится ясным, что ребята только приступили к обучению, и работа над вокальной техникой будет продолжаться не один год. Многие вокалисты имеют тенденцию зажимать ноты в грудном регистре, а при пении высоких нот еще не все могут плавно перейти в головной. Руководителю хора нужно быть очень осторожным и внимательным.

Прежде всего, необходимо в процессе работы с голосами отдельно или по партиям, привить вокалисту умение контролировать свой собственный голос при преодолении переходных нот, так же необходимо учащегося научить тонко и точно реагировать на дирижерский жест, быть чутким и внимательным во время исполнения. Каждый вокалист обладает красивым голосом, но для хорошего ансамбля, никто из них не должен выделяться из общехорового звучания.

выступление хора колледжа

хор колледжа им. П.И. Чайковского на концерте перед ветеранами

Насколько необходим хоровой класс вокалистам? Не влияет ли участие в хоре на качество звука, тембр и дыхание при сольном пении? Ведь известно, что в хоровом пении часто используется «цепное дыхание»?

Накибаева З.Н.: Занятия в хоровом классе необходимы для учащихся вокального отделения, так как в процессе работы вырабатывается гармонический слух, ансамблевое чутье, тонкий музыкальный вкус. Не говоря уже о таких профессиональных качествах, как чувство ответственности, товарищество, коллективизм. Учитывая особенность хора, дирижер ставит перед собой определенную цель и задачи, в первую очередь, не стереть индивидуальность певца, а приумножить и раскрыть его дарование, научить студентов, имеющих поставленные яркие голоса, слушать, слышать свой голос и общее хоровое звучание, развить художественный вкус, творческие способности и расширить музыкальный кругозор. Солист, имеющий навык пения в хоре, слышащий звучание хора «изнутри»,  может ярче выразить все нюансы в исполнении.

Что касается «цепного дыхания», не думаю, что оно влияет на сольное пение: ребята прекрасно понимают, как и где его применять, и при исполнении сольной программы они учитывают разницу сольного и хорового пения.

У преподавателей-специалистов иногда возникают сомнения и споры о целесообразности хорового класса: кто-то приветствует, кто-то наоборот, считает этот предмет не нужным. Но опыт показывает, что не всегда и не всем студентам, закончившим вокальные отделения музыкальных учебных заведений, удается связать свою жизнь с сольным исполнительством. Зачастую выпускники становятся артистами хоров или создают свои хоровые коллективы, либо вокальные ансамбли, и поэтому навыки, приобретенные в учебном хоре, помогают им в дальнейшей работе. К примеру, хоры оперных театров имеют в своем составе профессиональных певцов-вокалистов.

Вы много отдаете сил и энергии в работе с хором, что послужило толчком в выборе этой профессии?

Любой творческий человек любит свою профессию, ведь не случайно он выбрал именно ее. Мне всегда нравилось петь, когда я пришла в Актюбинское музыкальное училище им.А.Жубанова, выбор пал на хоровое отделение. Творческая атмосфера, присутствовавшая на протяжении всего обучения, подтолкнула меня к дальнейшему росту. После окончания колледжа я твердо решила поступать в Алма-атинскую государственную консерваторию им.Курмангазы, где училась в классе доцента Джумабекова Жунуса Илеспековича. Свою трудовую деятельность я начала в Темиртауском музыкальном училище, а затем продолжила в родном колледже, где вела специальные предметы. Позже была назначена заведующей дирижерско-хоровым отделением Актюбинского музыкального колледжа, там же руководила студенческим смешанным хором отделения.

Любовь к своей профессии и пению привели меня в Камерный хор при областной филармонии им.Г.Жубановой в г.Актобе, в котором я работала сначала в качестве артистки хора, а в последующем стала хормейстером этого коллектива. Мы часто выступали с разнообразными программами в городах Казахстана и странах ближнего зарубежья. Тесное сотрудничество с профессиональным хором, участие в нем, конечно же, положительно повлияли на мою творческую и педагогическую деятельность.

Не представляю себя без хора: люблю работу с коллективом, мне нравится выход на сцену, ощущение творческого волнения, ответственности и в то же время праздника. Ведь мы трудимся не только для себя или для удовлетворения своих творческих потребностей, мы стараемся и для наших слушателей. Готовясь к очередному выступлению, мы хотим, чтобы и слушатели получили заряд творческой энергии, положительные эмоции и просто отдохнули, слушая хорошую музыку.

То есть окунулись в мир музыки. Как Вам удается совмещать творческую, преподавательскую, а теперь и административную деятельность?

Во всяком случае, очень стараюсь. За время работы выпустила более 25 молодых специалистов, многие из которых уже окончили музыкальные вузы или ещё учатся в консерватории. С хоровым коллективом колледжа мы выезжали на различные фестивали и конкурсы, где завоевывали призовые места.

На протяжении всей трудовой деятельности работала с детскими хоровыми коллективами музыкальных школ, студий, с ними постоянно участвовала в различных хоровых фестивалях и конкурсах. Я работала с детским хором ДМШ № 6, ДМШ № 8, а также с младшим хором «Искер» ДМШ № 5, который стал лауреатом II степени ХХХХI городского конкурса хоровых коллективов г.Алматы. Мне очень нравится работать с детьми, потому что общение с ними дает импульс, энергию, и главное – вызывает ощущение солнечности, чистоты и радости.

К административной деятельности приступила совсем недавно, и говорить о каких-то результатах еще рановато.

Не сомневаюсь, что и в этой области вам удастся достичь высоких результатов. Спасибо Вам за интересную беседу. Желаем дальнейших творческих успехов!

college_choir_2

Адалят ЮСУПОВА, соб.корр.НМГ

 

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *