Одержимость профессией (об участниках I Фестиваля камерной музыки)

Прошел I Фестиваль камерной музыки… Программируя и настраивая себя эмоционально к подобному событию, полезно было бы вспомнить этимологию слова Festival (фр.) или Festivus (лат.), означающего «показ, смотр искусства». Но самое первое значение слова – «общественное празднество!» состоялось ли оно? Несомненно!

Поистине, настоящий «марафон», никогда еще не было такой продолжительной демонстрации камерной музыки (целых семь дней)! Первым этот фестиваль можно назвать по разным параметрам — размах, солидность, качество, профессионализм.

Несколько десятилетий назад знаменитый французский композитор А. Онеггер написал прекрасную статью, которая так и называется «В защиту камерной музыки». Не могу удержаться, чтобы не процитировать: «Хочу сказать, что было бы очень отрадно видеть возрастающее число слушателей, интересующихся сочинениями камерного жанра, ибо в этом жанре музыка представлена в её чистейшем виде. В нём музыкальная мысль может раскрываться во всей своей правдивой подлинности и одарять всех, наиболее тонкими и благородными эмоциями».

И далее композитор с сожалением пишет: «В двух страницах Квартета Форе, право, больше настоящей музыки, чем в импозантном театральном Реквиеме Берлиоза. К сожалению, вкус к камерным произведениям притупляется. Это происходит, с одной стороны, из-за развращающих радиостанций, наводняющих вульгарными поделками весь мир. С другой же стороны, развитию упомянутого вкуса мешают слишком многочисленные и абстрактные занятия, которыми обременяют нашу молодежь, не оставляя ей времени для овладения игрой на инструментах».

Как вовремя, как своевременно прошел фестиваль, привлекший большое количество публики, доставив не только пищу для музыкальных «гурманов», но и неся чисто просветительскую роль! И как во всяком мероприятии, необходим был «души пылающий мотор» роль которого доблестно исполнила профессор С. М. Медеубаева.

Гульжан Сапаргалиева

автор: Гульжан Сапаргалиева, доцент кафедры ансамблевого искусства

Впечатлило разнообразие репертуара. Причем самые серьезные произведения, за которые берутся даже не все уже состоявшиеся мастера – целых 3 опуса Й. Брамса (№ 8, 40, 114), сонаты С. Рахманинова, Д. Шостаковича и Л. Бетховена ор. 69, но всё было сыграно на высоком профессиональном уровне.

Сам по себе этот факт свидетельствует о серьёзности вкусов музыкантов, о всё большей тяге к музыке романтической, эмоционально насыщенной. Но всегда ли обращение к этим сложнейшим сочинениям диктовалось подлинным «зовом сердца», настоящей влюбленностью в музыку Брамса?

Для себя я бы отметила именно сонату Бетховена ор.69, исполненную в лучших традициях советской школы – масштабность формы и, в то же время умение соединить «значение всего».

Я бы хотела особенно отметить открытие фестиваля, которое для меня было тоже «открытием» – исполнение “Le Bourgeois Gentilhomme” LWV 43 Ж.Б. Люлли (видимо, по Мольеру) (от одного Жан-Батиста к другому Жан- Батисту), Андреа Фальконьери «Чакона». Лёгкость, изящество, отточенность, вот что стало залогом такого успеха у публики!

Что приятно – всё было сыграно нашими студентами «собственными» исполнителями – студенты, магистранты (которые учатся на нашей кафедре) и солисты, которые в разные годы прошли через школу кафедры ансамблевого искусства. И, наконец, огромная гордость – среди исполнителей были наши педагоги. А это вселяет уверенность в завтрашнем дне кафедры – есть кому передать эстафету и быть спокойным за будущее.

«Пусть будет больше одержимых и мы – за одержимость своей профессией молодых людей, горячих, умеющих без остатка отдаваться искусству, беспокойно мыслящих, страстных, нетерпеливых». (Т.А. Гайдамович. Статья «Искать и творить»)

Ведь это им, подчас ещё мало известным участникам фестиваля, суждено определять в ближайшие 20-30 лет усиленное продвижение камерной музыки.

Так что фестиваль можно назвать «смотром настоящего». Хорошо, чтобы это было и «смотром будущего» – очень нужно, чтобы нынешние студенты подтягивались за лучшими и реализовывали себя не только в сольной, но и в камерной карьере.

Гульжан САПАРГАЛИЕВА,
доцент кафедры ансамблевого искусства

 

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *