Проект «Волшебная Флейта» в Алматы

Алматинскому театральному слушателю довелось слышать со сцены ГАТОБ имени Абая оперные шедевры великого австрийского композитора В.А. Моцарта «Дон Жуан», «Так поступают все женщины». На этот раз состоялось не менее грандиозное событие: 7 апреля на сцене Большого зала Казахской национальной консерватории прошла премьера на русском языке оперного проекта австрийского дирижера Дитриха Эрбелдинга – «Волшебная флейта» В. А. Моцарта.

Как известно, это произведение принадлежит к числу творений зрелого периода творчества композитора (1791 год). Либретто создал Э. Шиканедер, который создал интересный сюжет, обрабатывая многие источники. Среди них – сказка К. Виланда «Лулу», эпическая поэма «Оберон, царь волшебников», драма «Тамос, царь египетский» Т. Ф. фон Геблера, роман «Сетос» Ж. Террасона и другие, которые были, естественно, подвергнуты некоторым изменениям. Среди многочисленных опер Моцарта «Волшебная флейта» отличается более тесными связями и близостью к австрийской и немецкой песне, а также тем, что она в огромной мере подготовила немецкую романтическую оперу Э. Т. А. Гофмана и К. М. Вебера.

Волшебная флейта 7 апреля

Волшебная флейта 7 апреля в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы

Трудности постановки данной оперы заключаются и в сложности построения общей концепции оперы, в объединении нескольких образных сфер. Оркестровое сопровождение требует высокого мастерства исполнения при передаче прозрачности фактуры, а вокальные партии – кристального интонирования. Казалось бы, сюжет оперы, рассказывающий о приключениях принца Тамино, отправившегося на поиски возлюбленной Памины, дочери Царицы Ночи,предельно прост. С одной стороны, он о любви и победе добра над злом через прохождение Героем ряда испытаний, с другой, как справедливо считают многие исследователи, в знаменитом творении венского классика переплетаются философские мотивы и масонская символика, заключенные в игривую форму «зингшпиля». Напомним, что слово «Singspiel» означает пение с игрой и, возникла эта национально-немецкая разновидность оперы из драматического спектакля с пением.

Премьера проекта «Волшебная флейта в Алматы» не могла не вызвать интереса слушателей. Примечательно, что первое представление состоялось абсолютно бесплатно для студентов и гостей консерватории. Своеобразие алматинского спектакля заключается в использовании так называемого «виртуального оркестра». Это специальное программное обеспечение, являющееся альтернативой фортепианному и живому оркестровому сопровождению оперных постановок, и позволяющее контролировать темп и уровень громкости на протяжении всего исполнения.

Фактически виртуальный оркестр заменяет классический, парный состав оркестра, как правило, включающий по два деревянных духовых флейты, гобоя, кларнета, бассетгорна, фагота, по две валторны и трубы, три тромбона (альтовый, теноровый и басовый), литавры, колокольчики, струнные. Другая особенность данного проекта – сокращение продолжительности спектакля, с трех часов до 1’45”, но при сохранении основной сюжетной линии. Последнее было продиктовано идеей создателей проекта сделать оперу, ориентированную на современного слушателя, вечно загруженного и спешащего.

Маэстро за пультом виртуального оркестра

Маэстро Д.Эрбелдинг за пультом виртуального оркестра

Театрально-сценическое воплощение спектакля решено достаточно просто: используются условные декорации и «смешанные» костюмы. В проекте были задействованы три состава исполнителей, в их числе профессиональные певцы-выпускники консерватории и студенты. В день премьеры участвовали преимущественно молодые музыканты. Партии главных героев исполнили Дамир Садуахасов (Тамино), Анастасия Прыткова (Памина), Асель Уашева (Царица Ночи), Три Дамы – Лаура Али, Алия Мусулманкулова, Майя Ли. В последующих постановках партия Памины прозвучала в блестящем исполнении лауреата международных конкурсов Наталии Мезиной. А знаменитая колоратурная ария Царицы Ночи «Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen» («В груди моей пылает жажда мести») со знаменитым фа третьей октавы, великолепнопрозвучалав интерпретации Анастасии Кожухаровой. В образе волшебника Зарастро во всех представлениях неизменно и удачно выступал обладатель красивого низкого, мощного голоса Ербол Муханов (бас).

После премьеры спектакля состоялась наша встреча с инициаторами проекта – известным дирижёром маэстро Дитрихом Эрбелдингом и продюсером проекта, а также большим поклонником оперы – Айдаром Омаровым. Австрийский дирижер Дитрих Эрбелдинг долгое время работал в Австрии, Германии, Японии, ассистентом на Зальцбургских Фестивалях у маэстро Г. фон Караяна. Последние 20 лет его работа связана с «виртуальным оркестром», который нашел применение в театральной практике, в различных оперных постановках, в том числе в Японии в Мусашино, главное назначение которого по-английски звучит как «democratizing music» – продвижение оперы в массы. Маэстро Эрбелдинг охотно согласился ответить на наши вопросы.

А.Омаров, Д.Эрбелдинг, Г.Нургалиева

А.Омаров, Д.Эрбелдинг, Г.Нургалиева

― Маэстро, благодаря Вам алматинский слушатель смог познакомиться с гениальным произведением оперной музыки – «Волшебной флейтой», которая впервые прозвучала в нашем городе. От имени слушателей, я поздравляю Вас с успехом и выражаю слова огромной благодарности!

(Маэстро Эрбелдинг улыбается и кивает)

― Маэстро, Вы впервые в Казахстане, каковы Ваши впечатления?

Я побывал во многих странах, в Казахстане я впервые и нахожусь под впечатлением от алматинской весны и доброжелательности казахстанцев.

― Как к Вам пришла идея постановки «Волшебной флейты» в Алматы?

(Маэстро и продюсер проекта переглядываются и улыбаются)

Это была наша общая с Айдаром идея, к которой мы пришли во время беседы. Поначалу она показалась нам совершенно сумасшедшей, но мы решились на эту авантюру, и в тот же день – 10 декабря 2013 купили билеты из Сан-Франциско в Алматы. По прибытию начались переговоры с ректором КНК имени Курмангазы народной артисткой, прекрасной пианисткой Жаниёй Аубакировой и проректором по научной работе, композитором Актоты Раимкуловой, которые нас очень хорошо приняли. Мы очень благодарны, что руководство консерватории поверило в наш проект. Мы попросили сразу два состава студентов – около 30 человек, с их стороны это тоже был большой риск. В целом, мы очень благодарны руководству консерватории, кафедре вокала за доверие, понимание и поддержку нашей творческой идеи, за помощь и подбор одарённых певцов.

― «Волшебная флейта» – Ваше любимое произведение?

Для меня любимой является любая музыка, над которой я работаю. «Волшебная флейта», на наш взгляд, идеально подходит для широкой публики «от мала до велика» и прекрасно ложится на русский язык.

Как Вы оцениваете премьеру, уровень исполнения?

В целом, я доволен результатом. Мне импонирует то воодушевление, с которым все исполнители, я имею в виду три состава, подошли к своей работе.

Евгений Дробот и Альфия Шарипова

Евгений Дробот и Альфия Шарипова — Папагено и Папагена

― Чем Вам был интересен контакт с нашими студентами и выпускниками консерватории?

Я очень доволен составом, все прекрасно поют, что говорит о высоком уровне консерватории. Было очень легко подобрать характерных героев. Меня поразило знание оперы в целом: каждый из солистов знает и может спеть и другие партии. Энтузиазм студентов консерватории меня подкупает. Что касается моей практики в целом, то мне иногда приходилось петь партии тех, кто по той или иной причине не пришел на репетицию. Естественно, это было на немецком языке и немного смешно.

― Чем, по-вашему, отличаются студенты Вашего поколения от нынешних?

Студенты моего времени были голодные, сказывалось финансовое положение Германии в послевоенные годы. В настоящее время молодому поколению предоставлен большой круг возможностей, которые были тогда недоступны и даже неизвестны. Возможно поэтому сейчас намного больше талантов, а также более высокий уровень образования.

фото с одной из репетиций

фото с одной из репетиций

― Когда и как Вам пришла идея виртуального оркестра?

Около 40 лет назад, а может и больше я впервые начал думать об этом. В то время были только синтезаторы, с появлением компьютера появились новые идеи о создании подобной программы.

― Какой была первая постановка с использованием виртуального оркестра, какими были первые отзывы?

В 1982 году впервые была поставлена «Валькирия» Р. Вагнера с использованием двух фортепиано и восьми синтезаторов. Реакция публики сразу была очень хорошей – всем понравилась простота и доступность виртуального сопровождения, его управляемость, а также звучание, которое не перекрывало голоса исполнителей.

(Маэстро открывает клавир)

Например, опера Р.Вагнера включает в свой состав 90 инструментов, а главное, мощную медную группу. Все группы инструментов должны звучать в одновременности. Компьютер же программируется в том же формате: каждый голос прописывается вручную. Каждая нота должна быть введена в компьютер отдельно, для нее должна быть определена длительность.

― Какие оперы Вы намерены «виртуализировать» в будущем?

На данный момент у нас есть семь опер – в их числе «Летучая мышь» И. Штрауса, «Валькирия» Р. Вагнера, «Так поступают все женщины» и «Волшебная флейта» В. А. Моцарта. Относительно планов на будущее – «Богема» Пуччини и «Кармен» французского композитора Бизе. Пока это всё, так как на виртуализацию звучания одной оперы уходит около года.

― Маэстро, можно немного вашей биографии. Как Вы стали дирижером, с чего началась Ваша карьера?

После Второй мировой войны доступным образованием было обучение музыке, в частности, церковной. Я не имел средств продолжить обучение биологии и поступил в Гейдельбергский университет как пианист, так как с четырех лет и на протяжении всей своей жизни я играю на фортепиано. Мои навыки дирижирования начались с работы с хором, я работал в Гейдельберге, в маленьком оперном театре, где платили 30 марок в день, по тем временам это было очень много. Один дирижёр заметил меня и пригласил на работу ассистентом в Регенсбург, Германия. По совместительству я руководил Регенсбургским хором. Потом я получил приглашение дирижировать хором на престижном и известном фестивале в Байройте, родине Вагнера, работал главным дирижером в национальном театре Мангейма. Вскоре я уехал в Венесуэлу в Южной Америке и преподавал гармонию. В Токио, в Мусашино преподавал музыку. Там же со студентами японского университета мы поставили «Так поступают все» Моцарта и «Страсти по Матфею» Баха. Потом случилось так, что поселился в США, где живу до сих пор.

― Вы долгое время работали в различных оперных театрах разных стран. Сотрудничество с какими оркестрами Вам более всего запомнилась?

Я всегда наслаждался работой с любым коллективом.

― Трудно ли искать подход к каждому новому коллективу?

Нет. Я думаю это несложно, единственное правило – уважать каждого человека и такое же отношение будет и к тебе самому.

― Какой совет Вы бы дали начинающим дирижерам?

Дирижерам – знать каждую ноту в партитуре.

― А всем музыкантам?

То же самое. Ведь основная идея состоит в том, чтобы лучше выступать, когда стопроцентно уверен в материале, который преподносишь слушателю, и который будет тебе благодарен.

― Маэстро, огромное спасибо Вам за музыку Моцарта, за энтузиазм и любовь к студентам и желаем Вам больших творческих успехов!

 после премьеры Волшебной флейты

Отдельная благодарность А.Омарову за перевод.

Фотографии взяты со страницы проекта на facebook.com

Ярослава КРЕМЕНЦОВА, музыковед, 2 курс

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.