Штрихи к портрету Серикжана Абдинурова

 

портрет Серикжана Абдинурова

В этом году известному композитору, доценту КазНУИ Серикжану Кутымбетовичу Абдинурову исполняется 50 лет.

«Композитор – это не профессия, а состояние души» – так считает замечательный композитор нашего времени А. Раимкулова. С подобным мнением трудно не согласиться. Сочинение музыки требует величайшей внутренней эмоциональной и интеллектуальной самоотдачи, проявления тончайшей интуиции, одним словом, работы «души». Загадочное «состояние души» как результат особого опоэтизированного восприятия окружающего мира иногда называют вдохновением…. Однако, чтобы написать произведение, необходимо помимо наития обладать мастерством и трудоспособностью. Не случайно, великий русский композитор XIX века П.И. Чайковский говорил о том, что «вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Подобные крылатые фразы невольно вспоминаются, когда речь идёт о творчестве Серикжана Кутымбетовича Абдинурова. Мы, его ученики, как нельзя лучше знаем насколько интенсивно и постоянно он сочиняет, как плотно насыщен график его каждодневных работ, где нет места выходным, а порой и праздничным дням.

Композиторский багаж Серикжана Кутымбетовича составляют произведения почти всех музыкальных жанров. Сегодня С. Абдинуров – автор многих вокально-симфонических произведений, среди которых особенно выделяются «Ұлы Дала» для хора, солистов и оркестра, поэма «Қазақ елі» для сопрано, баритона, хора и большого оркестра, «Поэма для хора и оркестра», «Кантата для женского хора, солистов и оркестра». Уникальны в казахской музыкальной культуре его хоровые концерты и хоровая симфония: «Концерт для смешанного хора a capella в четырех частях», «Концерт для хора №2», «Концертштюк», «Бейт — симфония» для хора.

Особый вклад внес С. Абдинуров в развитие казахстанской симфонической музыки, музыки для оркестров духовых и народных инструментов. Среди них достойное место занимают произведения для симфонического оркестра «Байге», «Түркістан», «Бозінген», «Қазақ өрнектер», «Сүйінші», «Балбал», симфонии. Их дополняет список музыки для оркестров духовых и народных инструментов: «Жер-Ана», «Айналайын», «Три стадии», «Қорқыт», «Қожа Ахмет Иассауи», «Причитание», «Kammermusik».

Прочно вошли в концертный и педагогический репертуар пьесы для фортепиано, баяна, деревянных духовых инструментов, кыл-кобыза. Многие из них включаются в программу исполнительских конкурсов в качестве обязательных произведений. Не остался равнодушным композитор и к жанрам камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки. Его задушевно-лирические песни на стихи казахских поэтов Қ. Төлеметова, Ә. Аймақ, С. Жиенбаева, Қ. Мырзалиева, Ы. Сапарбаева, а также на собственные слова отражают настоящий дар художественного воображения и щедрость души. В Шымкенте (в городе, где прошли его юношеские годы в период обучения в музыкальном училище) он сочинил свыше 60 песен. Среди них есть такие, которые получили особое признание на конкурсах: «Ғашығым – әнім» на собственные слова, «Ақ жұлдыз» на слова С. Жиенбаева, «О, Далам» на слова Қ. Мырзалиева.

Музыка к документальным фильмам и к спектаклям – еще одна область, в которой проявилась яркая творческая индивидуальность композитора. Именно в Шымкенте, к спектаклям драматического театра им. Ж. Шанина, композитор впервые обратился к подобному жанру. Среди них: музыка к спектаклю «Қос қарлығаш» (режиссер Ғ. Арынов), «Мішім, жымбала және қасқыр» (режиссер М. Шакиров).

Особую ценность своим необычным составом инструментов, новаторским духом, современностью звучания, представляют многие сочинения Абдинурова. Например «Тілеп-толғау» – для смешанного хора и кыл-кобыза, «Тілеп-абыз» – для органа и кыл-кобыза. Произведения Серикжана Кутымбетовича всякий раз демонстрируют оригинальность творческих решений, самобытность стиля, профессиональное мастерство.

Однако, для любого композитора всегда важно, чтобы его произведения нашли путь к сердцам слушателей. И здесь не имеет значения жанр музыки: будь то песня с ее коммуникабельными качествами или симфония – произведение «серьезной музыки». В творчестве С. Абдинурова можно выделить произведения, которые на протяжении многих лет заслуженно пользуются слушательской симпатией, являются украшением репертуара отдельных исполнительских коллективов. К их числу относится написанное им в 1998 году произведение «Туркестан» для ансамбля скрипачей и фортепиано. На протяжении свыше десятка лет это сочинение исполняется музыкантами Шымкентской областной филармонии. Вот что о нём думает солистка филармонии Ф.А. Мингазова: «Произведение «Туркестан» Серикжана Кутымбетовича в своё время покорило нас своей эффектностью. Сложность и непривычность современного музыкального языка тогда артисты успешно одолели… И это произведение по сей день радует публику завораживающим звучанием».

Подлинное признание слушателями творчества композитора немыслимо без талантливой исполнительской интерпретации. Прекрасным пропагандистом музыки С. Абдинурова является доцент КазНУИ, талантливый баянист Алексей Ефременко, благодаря которому Серикжан Кутымбетович написал много замечательных произведений для баяна. И хотя сам С. Абдинуров считает, что «композиторы Казахстана ещё не открыли для себя баян – инструмент-оркестр», безусловно, для себя Серикжан Кутымбетович этот инструмент не только открыл, но и обогатил репертуар баянистов яркими, национально-патриотическими произведениями. Плодотворное сотрудничество двух талантливых музыкантов ознаменовалось выходом в свет трёх сборников произведений для баяна, написанием концерта для баяна с оркестром, а также выпуском в Москве диска «Қыпшақтар».

Многие произведения Серикжана Кутымбетовича получили признание не только в Казахстане, но и в других странах: Германии, США, Великобритании, Турции, Японии и России. К их числу относятся также произведения, которые вошли в сборники «Бозінген», «Ордабасы». Только настоящий художник, гражданин, патриот своей родины способен создавать такие сочинения, которые освещают дух времени и, тем самым, находят отклик в сердцах слушателей.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что имя С.А. Абдинурова – одно из самых популярных в музыкальном мире нашей республики. Его музыку не просто понимают, ее любят, знают, изучают музыковеды, ею восхищаются исполнители и слушатели. И секрет этого успеха не только в редкостном таланте композитора и его трудолюбии, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой именно музыке – доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно казахское и общечеловеческое, истины древности и болевые вопросы современности, высокая духовность, что очищает и насыщает душу.

В документальном фильме, посвященном творчеству С. Абдинурова, сам композитор образно характеризует свою позицию в искусстве: «Я считаю своё творчество большим трактатом об истории казахского народа». Историко-патриотическая тема нашла широкое отражение в таких произведениях, как поэма для оркестра «Коркыт», симфонии «Туркестан» и «Желтоқсан», сочинения для камерного оркестра «Ходжа Ахмет Яссауи», кюй для струнного оркестра «Суйиншы». В творчестве С. Абдинурова встречаются сочинения не только исторического содержания, но и те, которые обращены к актуальным темам современности: «Три стадии» для духового оркестра, «Фрески» и «Концертштюк» для хора, «Полиптих» для оркестра, симфония «Иерусалим». Многие его произведения посвящены новой столице республики. В них композитор стремится передать по его словам «ритм жизни Астаны, пульс Астаны…, пульс нашего суверенного Казахстана».

Композитор и педагог – редко, когда в одном лице равноценно совмещаются эти два качества, однако, они в равной мере присущи С. Абдинурову. Крепкая сложившаяся профессиональная школа, системность занятий – залог успешного формирования творческой личности. Годы обучения Серикжана Кутымбетовича в Алма-атинской государственной консерватории совпали с активной деятельностью выдающихся казахстанских композиторов: Г. Жубановой, Е. Рахмадиева, его учителя по специальности К. Кужамьярова. У титанов-современников С. Абдинуров перенял профессиональные навыки, образное мышление, традиции и то национальное зерно, которое отличает музыку композиторов Казахстана от других национальных школ.

Сегодня своё назначение, как педагога, Серикжан Кутымбетович видит в том, чтобы не только передать композиторский опыт, но и воспитать поколение, которое должно питаться национальными корнями и будет завтра представлять музыкальную культуру своей страны. Абдинуров-педагог с первого курса приучает своих студентов к дисциплине, трудолюбию и самостоятельности; он активно содействует их участию во всевозможных конкурсах и олимпиадах. Среди его студентов лауреаты Международных и Республиканских конкурсов. Выпускники класса С.К. Абдинурова плодотворно трудятся в различных музыкальных коллективах Республики Казахстан.

Серикжан Кутымбетович, несомненно, является примером для своих студентов. На Международных конкурсах и фестивалях его произведения были отмечены призовыми местами за самобытность, национальный колорит звучания, новизну приёмов современной техники. Одну из первых своих наград С. Абдинуров получил на Всесоюзном конкурсе композиторов в Москве в 1987 году (первая премия) за произведение «Вариации для голоса и фортепиано». В 2001 году С. Абдинуров был награждён почётным знаком «Мәдениет қайраткері». За балет «Караван времени» в 2007 году ему был выделен Государственный грант. В 2010 году композитор стал обладателем государственной стипендии.

Совмещая педагогическую работу с творчеством, Серикжан Кутымбетович ни на один день не прекращает работу над своими произведениями. Впереди у композитора, как и у каждого ищущего художника, новые идеи, планы, замыслы. Хотелось пожелать ему успехов в будущих начинаниях! Новых чудесных открытий!

София ГАЛИЕВА, преподаватель ЮКМК

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *