Сила судьбы в руках студентов

17 апреля в большом зале КНК им. Курмангазы состоялся концерт симфонической музыки в исполнении студентов-выпускников симфонического оркестра консерватории под руководством лауреата международных конкурсов, дирижёра Берика Батырхана.

Программу концерта открыла вступительным словом и вела Народная артистка Республики Казахстан, педагог, профессор и ректор КНК им. Курмангазы Жания Яхияевна Аубакирова. Поприветствовав публику теплыми словами, отметив кропотливую деятельность педагогов консерватории, чьи студенты и выпускники участвовали в концерте, признала, что был пройден нелегкий путь учащихся КНК и их наставников, было вложено неисчисляемое количество сил, труда, чтобы провести и показать, как одно запоминающееся мгновение, экзамен-концерт.

Ректор и педагог консерватории Ж.Аубакирова также объяснила значимость молодого, талантливого, но уже успешного, подающего большие надежды дирижера-музыканта Берика Батырхана в симфоническом оркестре консерватории. Она пояснила, что изначально дирижировать оркестром должен был Канат Омаров, который по приглашению всемирно известного дирижера Фабио Луизи отправился на персональную стажировку к маэстро в нью-йоркский Metropolitan Opera и в Цюрихский оперный театр.

В программу были включены произведения разных эпох, стилей и жанров. Невероятная пестрота концертного репертуара, живое, яркое исполнение произвели неизгладимое впечатление на публику, которая незамедлительно и одобрительно реагировала.

Алиаскар Салихов и Берик Батырхан

Алиаскар Салихов и Берик Батырхан

Концерт начался с Интермеццо из оперы «Сельская честь» П. Масканьи в исполнении симфонического оркестра консерватории и Анастасии Боровиковой, исполнившей партию органа. Симфоническое интермеццо является одним из наиболее популярных фрагментов оперы, которая была выдвинута на конкурс одноактных опер в Риме, и вошла в тройку победительниц. Премьера состоялась в столице Италии 17 мая 1890 года. Опера является одним из наиболее известных произведений веризма. Дирижеру, оркестру и А.Боровиковой удалось прочувствовать атмосферу сицилийской деревни конца XIX века – Пасхального воскресенья, церковь с доносящимися звуками органа, картину умиротворенной природы.

Вторым номером концерта стали «Мечты» А.Глазунова, где партию валторны исполнил блестяще, искусно и воодушевлено Выпускник КНК – Алиаскар Салихов. Передалось ответственное отношение оркестрантов, исполнявших музыку композитора, примыкавшего к «Новой русской школе», насколько прочувствована была яркая оркестровка, большое гармоническое и контрапунктическое мастерство, сочетающееся с тонким лиризмом.

Концерт продолжила интродукция и рондо-каприччиозо К.Сен-Санса. Солистка Гюзель Байузакова, исполнившая партию скрипки правдиво, пронзительно передала музыку композитора, эпоху романтизма. Оркестр не просто сопровождал солистку, но и полностью прочувствовал ее, сыграл с большой отдачей, которая была заметна в каждой ноте, мотиве, периоде, фразе произведения. Музыке К. Сен-Санса свойственны образы светлой лирики, созерцательности, благородная патетика. Но есть во всем и логическое, интеллектуальное начало, часто преобладающее над эмоциональным. Именно оно подтверждает образ и самого композитора – человека разностороннего, многогранного, каким он являлся. В своей деятельности К. Сен-Санс был не только композитором, пианистом, педагогом, дирижером, но также он являлся публицистом, поэтом, карикатуристом, философом, театроведом, членом Французского астрономического общества и внес вклад в физику, астрономию, археологию и историю.

Берик Батырхан с Гюзель Байузаковой (скрипка) и Анной Антипиной (фортепиано)

Берик Батырхан с Гюзель Байузаковой (скрипка) и Анной Антипиной (фортепиано)

Не без внимания остались и композиторы XX века – А. Жоливе и С. Прокофьев. А. Жоливе – современный французский композитор, универсалист. Как утверждал сам композитор, его музыка воздействует магически на людей, имеет волшебную силу. Для усиления такого эффекта он сочетал необычные тембровые краски, экзотические лады, ритмы народов Африки, Азии и Океании, сонорные эффекты и другие приемы. С. Прокофьев вошёл в искусство как ниспровергатель устоявшихся канонов позднеромантического искусства, известный своей дерзостью и ненавистью к избитым приемам, подражанию. Внес в музыку необузданную энергию, натиск и динамизм. Его стилю свойственны яркость, пестрота, повышенная экспрессия. Ж. Аубакирова во вступительном слове подчеркнула язык эпохи искусства ХХ века и современного. Она отметила, что данное направление возникло и продолжает развиваться в технократический век, в век дисгармонии, проявляющейся не только в искусстве, но и во многих сферах современной жизни.

В исполнении симфонического оркестра консерватории и солиста Нурсултана Жандаулетова (фагот) была блестяще и с пониманием исполнена третья часть Концерта для фагота, струнного оркестра, арфы и фортепиано А.Жоливе. Не менее виртуозно, но и мастерски солировала партия фортепиано в исполнении Анны Антипиной в Концерте для фортепиано с оркестром №3, I часть С. Прокофьева. Анна Антипина является ученицей Гульнар Толегеновны Курамбаевой, которая в свою очередь является ученицей Ж. Я. Аубакировой. Педагог Г.Т. Курамбаева преподавала ФПК при МГК им. П.И.Чайковского, является членом жюри на различных Республиканского конкурсах юных музыкантов.

Особое внимание привлекло сочинение Ермека Умирова – отечественного композитора, члена Союза композиторов Казахстана, члена конфедерации Союза кинематографистов Казахстана, для музыкального стиля которого характерны мелодичность, ясность формы, использование казахского фольклора и современной техники композиторского письма. Ему удаётся сочетать казахские народные традиции с множеством средств современного музыкального языка, сопоставлять песенность и мелодизм казахской музыки со своеобразной трактовкой жанра кюй, проводить гармонические вертикали с полифоническим пластами музыки. Все вышеперечисленные черты нашли оригинальное претворение в прозвучавшем произведении автора – Увертюра для симфонического оркестра «Ауыл табиғаты». Само название говорит о содержании произведения, где философские размышления автора были претворены в ярких, насыщенных тембрах оркестра, а красоту природы отображали отдельные элементы музыки – ритм в группе ударных инструментов, интонации, лаконичные фразы деревянных духовых, напористость и пробивной характер медной группы, и конечно плавное ведение мелодической линии и особая выразительность струнных. Это придаёт произведению Е. Умирова особый колорит, богатство образов, раскрывает духовный потенциал композитора.

Из рассказа автора (с которым удалось кратко побеседовать после концерта) выясняется своеобразная история данной композиции. Ермек Касимович пояснил, что крестным отцом произведения является Нургиса Тлендиев, который не только стал первым дирижером увертюры, мастерски и ярко исполнил его, но и дал название «Ауыл табиғаты». Само сочинение возникло еще раньше в 1982 году, когда композитор окончил консерваторию и занялся строительством собственного дома. И тогда, при укладке кирпичей возникла тема, мелодические отрезки, которые композитор зафиксировал в нотной тетради, и в течении трёх-четырёх месяцев произведение было готово. Увертюра для симфонического оркестра получила распространение и за пределами республики. Она была исполнена в Тель-Авиве под руководством дирижера Бенжамина Юсупова. Произведение вызывало интерес и у приглашенных в Казахстан музыкантов. В Алматы вновь оно обрело жизнь в исполнении Вага Папяна – известного дирижера и пианиста, работающего в Испании, Италии, Израиле, США и России. Берик Батырхан умело и мастерски показал произведение публике, вызвав у нее неподдельные овации.

Композитор Ермек Умиров с дирижером Б.Батырханом

Композитор Ермек Умиров с дирижером Б.Батырханом

В завершении концерта симфоническим оркестром КНК им. Курмангазы была исполнена Увертюра из оперы «Сила судьбы» Дж. Верди.

Памятно, насколько серьезно и ответственно отнеслись студенты и выпускники консерватории, как разнообразно и пестро, но со вкусом был подобран материал. Приятно удивило, что роль ведущей концерта исполнила сама ректор КНК и немало важно, что оценку всему поставила публика, которая не только тепло отреагировала на каждое произведение, но и присутствовала на концерте до его окончания, заметьте, в наши дни – это явление редкое.

 

Наригиз ХИНКОВ-АЙТБАЕВА

магистр искусств,

член Союза композиторов Казахстана,

сотрудник отдела муз. искусство ИЛИ им. М.О. Ауэзова

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *