Современное музыкознание в контексте деятельности Ассамблеи народа Казахстана

Завершена коллективная монография отдела музыкального искусства Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова КН МОН РК под названием «Историческая значимость Ассамблеи народа Казахстана в межэтнической культурной интеграции». В ней полнокровно исследованы специфические особенности и жанровые проявления в музыке татар, башкир, белоруссов, турок, азербайджанцев, узбеков, уйгуров, курдов и болгар. Обозначены духовные ценности указанных этносов, проживающих в нашей стране, в комплексе образующих многокрасочную палитру культурного пространства, а также выявлен их индивидуальный вклад в общую, единую систему художественных тенденций и направлений.

  Данное издание явилось продолжением научного сериала, начатого в 2012 году и имеющего название «Музыкальное искусство народа Казахстана», в итоге выполнения которого в конце 2014 года увидела свет коллективная монография с идентичным названием [1], о котором НМГ писала ранее. Она исследует четко обозначенную роль Ассамблеи, которая заключается в поддержании деятельности 192 этнокультурных объединений, которые, в свою очередь, активно содействуют укреплению межнационального согласия в стране, всестороннему взаимному обогащению национальных культурных тенденций народа Казахстана, сохранению и развитию традиций, обычаев и культуры многочисленных этносов, патриотическому воспитанию молодежи.

В коллективной книге «Историческая значимость Ассамблеи народа Казахстана в межэтнической культурной интеграции» классические подходы музыковедческого анализа органично сочетаются с инновационными тенденциями в изучении языков, культуры, философии, политических аспектов, художественных практик, идентификационных процессов. Особенно важным представляется инновационное применение социологических методов для глубокого анализа социокультурной ситуации, выявления внешних обстоятельств, влияющих на эволюцию творческого процесса.

В монографии задействованы крупные и глубоко научные очерки и статьи известных в Республике ученых — академика НАН РК, доктора философских наук А.Н.Нысанбаева. Ученый рассматривает формирование пространства для диалога культур и цивилизаций в современном мире, жесткие политические условия, в которых обретается желанное и необходимое согласие, которое становится в свою очередь одной из приоритетных форм социального и культурного обустройства конфликтного мира.

Академик НАН РК, доктор филологических наук У.К. Калижанов в очерке «В литературе лицо народа» представил информацию, позволяющую идентифицировать культуру и литературу. Как считает автор, в мировой истории в соответствии с эпохой, политикой государства и уровнем культуры роль социокультурных кодов трансформируется, но сохраняются их самобытность и национальные черты. В работе планомерно доказывается главенствующая идея — культурный код нации выступает ключом к пониманию данного типа культуры, так как вбирает в себя культурные особенности, передающиеся от предков.

В крупном очерке «Современное музыкальное искусство в аспекте идеи единства народа Казахстана (на примере этнокультурных центров татаро-башкир и белоруссов)» кандидата искусствоведения, доцента Мусагуловой Г.Ж. проанализировано разнообразное по жанровому диапазону и образному содержанию творчество композитора татарского этноса – М.Сутюшева. Рассмотрены музыка для детей, камерно-инструментальная и симфоническая музыка. Вместе с тем рассмотрено колоритное, яркое и динамичное произведение «Башкирский танец» О.Юлтыевой, демонстрирующее растущий профессионализм и владение мастерством инструментовки.

Творческий арсенал Усть-Каменогорского композитора башкирского этноса включает и другие колоритные и оригинальные произведения. Среди них — фортепианная пьеса «Туманные образы», романс «Через двенадцать лет», соната для ф-но, концерт для кларнета с оркестром, фортепианная танцевальная сюита, «Прелюдия и фуга» для квинтета деревянных духовых инструментов.

В Восточно-Казахстанской области во время встречи и беседы с казахстанским музыковедом и исследователем татарского фольклора Р.Н.Валлиулиной была получена ценная информация о песеенном наследии казахстанских татар данного региона. Объектом исследования является сборник песен казахстанских татар, собранный исследователем-ученым в поездке по ВКО в 1994 году.

Встреча с председателем общественного объединения «Белорусский культурный центр «Радзіма», известным композитором белорусского этноса Д.Останьковичем дала плодотворные результаты для написания первого раздела научного исследования. Автор ряда симфонических, камерно-инструментальных и вокальных произведений различных жанров в своих сочинениях интерпретирует народные казахские песни и кюи, которые развиваются с помощью современных приемов композиторской техники. Рассмотрены его новые сочинения, в частности песни на казахском языке: «Отан» на стихи фронтовика Е. Әукебаева, «Өскеменім — өскен елім», «Қазақстан – мекенім» на стихи С. Камаевой, «Менің Қазақстаным» на стихи К. Сарина. Изучены и проанализированы следующие произведения композитора: «Мой Казахстан» и «Отаным» для оркестра казахских народных инструментов.

В рамках реализации научно-исследовательского проекта «Историческая значимость Ассамблеи народа Казахстана в межэтнической культурной интеграции» также освещена деятельность композиторов различных этносов, которые на современном этапе закономерно заслуживают должного внимания. В плеяде талантливых композиторов выделены имена таких композиторов как С.Апасова, Х.Сетеков, О.Хромова, Н.Хинков-Айтбаева и многие другие. Деятельность вышеперечисленных авторов впервые находит наиболее полное освещение в данном проекте, в разделе Г.Ж.Мусагуловой «Композиторское творчество этносов Казахстана в контексте отечественного профессионального искусства».

Ученый-музыковед, кандидат искусствоведения Б.Ж.Турмагамбетова написала раздел по итогу проведения работы над изучением исторически культурных различий узбекского этноса в казахских дастанах.

Наряду с этим, был рассмотрен репертуар ансамбля «Соғдиана» города Кентау, по поводу которого опубликана статья в газете «Қаратау тәжі». Б.Ж.Турмагамбетовой рассмотрены отличительные особенности узбекских народных инструментов: дойра, рубаб, (прима-рубаб и бас-рубаб), тор, гиджак, дутор, най, чанг.

Раздел «Уйгурское профессиональное композиторское творчество в Казахстане (на примере И.С.Масимова)», выполненный кандидатом искусствоведения З.М.Касимовой, посвящен изучению уйгурской письменной профессиональной музыки, которая впервые сформировалась в Казахстане. В монографии вкратце рассматривается творчество К.Кужамьярова, Г.Дугашева – первого уйгурского профессионального дирижера, но особое внимание уделяется творчеству последователя основоположника И.С.Масимова – одного из ярчайших деятелей музыкальной культуры уйгурского народа.

В разделе магистра искусствоведения Н.Б. Хинков-Айтбаевой «Обычаи, обряды и музыкальность курдского и болгарского этноса Казахстана» автор делает акцент преимущественно на традициях, культуре, религиозности, выживаемости данных этносов на территории РК с момента их появления.

Затронуты такие страницы, как депортация курдов в 1937, 1941 и 1989 годах. В разделе указаны пророчества из различных религиозных книг о гонении курдов по многим территориям планеты. Описаны жизнедеятельность, быт не только курдов, но и болгар, в частности описаны болгары-гагаузы, мотивы переселения болгар в Казахстан, становление их на новой территории.

Многогранность деятельности АНК РК на примере творческих, кулинарных и других мероприятий еще раз доказывает, что данная организация может сплотить воедино не только какой-либо один этнос, но и а несколько народов одновременно, где увеличивая возможности взаимного общения культур, знакомства с представителями других наций и народностей воедино велики.

Научная монография, где четко обозначена роль Ассамблеи, заключащаяся в поддержании деятельности этнокультурных объединений, станет основным научным изданием, посвященным активной деятельности этнокультурных центров, которые непосредственно содействуют укреплению межнационального согласия в стране, всестороннему взаимному обогащению национальных культурных тенденций народа Казахстана, сохранению и развитию традиций, обычаев и культуры многочисленных этносов, патриотическому воспитанию молодежи, пропаганде здорового образа жизни.

То есть, в стране, где «этническая полифония языков, культур и традиций Казахстана обрела … богатство своеобразных оттенков и красоты», актуальной является разработка проблем, касающихся, опять же, говоря словами Лидера нации, самобытных социокультурных норм, обычаев и традиций казахов, «формирующих толерантность, как элемент нематериального культурного наследия общечеловеческого значения». Отмеченные тенденции составляют основу коллективного исследования. Вместе с тем тема монографии интересна в научном плане с позиций глубинного изучения фольклорного наследия многочисленных этносов, чье творчество еще не становилось объектом специального научного исследования.

Глава государства подчеркивает роль интеллигенции в развитии духовного процесса сплочения общества, давая толчок для научного осмысления различных проблем межэтнической культурной интеграции.

В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года Глава Государства своим посланием объявил о начале третьей модернизации [2]. Вполне закономерным является совершенно необходимой является работа по активной популяризации деятельности отечественных композиторов и исполнителей многочисленных этносов не только на Родине, но и за ее пределами.

В свете этого известные ученые различных смежных наук и сотрудники отдела музыкального искусства им.М.О.Ауэзова в течении трех лет разрабатывали интересную и разносторонюю тематику написав содержательные очерки, статьи, апробировав материал в форме интервью, выступлений в СМИ. На наш взгляд, столь содержательная монография, написанная на актуальную тематику, найдет непосредственно положительный отклик среди профессионалов и любителей музыкального искусства в поликонфессиональном Казахстане.

  

Мухаметжанова Р.Д.
старший преподаватель
кафедры «Инструменты эстрадного оркестра»Академии искусства им.Т.Жургенова

Список литературы:

  1. Музыкальное искусство народа Казахстана. Коллективная монография. Алматы: «Evo Press», 2014. – 516 с.
  2. Назарбаев Н.А. «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»). //Егемен Қазақстан, от 12.04.2017.
,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *