Вера в музыку

В Москве состоялось открытие XVI Пасхального фестиваля. Ежедневно с 16 апреля по 9 мая лучшие коллективы и солисты будут выступать не только в концертных залах, но и в музыкальных школах, вузах, храмах, в реабилитационных центрах и на открытых сценах в парках.

Пасхальный фестиваль, который, по сути, является масштабным музыкальным марафоном, состоит из четырёх самостоятельных программ — симфонической, камерной, хоровой и звонильной (искусство колокольных звонов).  Хор и колокольный звон — неотъемлемая часть церковной службы. И если торжественное открытие фестиваля состоялось в Большом зале консерватории 16 апреля, то неслучайно хоровая программа на следующий день началась с концерта в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. Наверное, необходимо пояснить, что этот зал является всего лишь одним из помещений в нижней части здания и не является местом проведения церковных служб. Современное пространство на 1300 мест, хотя стандартным его тоже трудно назвать.

Четыре коллектива представили на открытии разнообразную программу. Первым выступил хор студентов Академии хорового искусства им. В. С. Попова, художественным руководителем которого является Алексей Петров. Его сменил на сцене Государственный академический Московский областной хор им. В. Д. Кожевникова под управлением Николая Азарова.

Пасхальный фестиваль 2017

Особо порадовали в программе «Три духовных хора» Игоря Стравинского и Концерт для хора «Днесь всяка тварь» Степана Дегтярёва. Их исполнил Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова.

Я очень счастливый человек, — говорит его художественный руководитель и дирижёр Евгений Волков, — потому что пел или дирижировал, начиная ещё с Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Григорьевича Тевлина, в каждом Пасхальном фестивале. Безусловно, расширяется география, увеличивается число участников, но исполнительская планка, заявленная в самый первый год, остаётся такой же высокой. Что касается состава аудитории в связи с апеллированием к церковному празднику, то это зависит от программы концерта. На симфонических и оперных вряд ли она отличается от обычной,  в благотворительных — иногда, на хоровых — тоже частично, так как есть концерты не только в храмах, но и в светских концертных залах. И никто не обязывает иметь какую-то прямую религиозную коннотацию. Но, повторю, когда это не касается концертов в храмах — там есть, конечно, ограничения.

К слову об ограничениях. Впервые за историю Пасхального фестиваля организаторам было отказано в проведении хорового концерта в Успенском соборе Кремля.

Евгений Волков

Евгений Волков

 

В любой организации, в частности, церковной происходят процессы переоценки ценностей, — продолжает собеседник. — Мне кажется, данный инцидент произошёл в рамках какого-то нового церковного тренда. Вероятно, более консервативного. Думаю, об этом лучше спросить представителей духовенства. Лично я дважды пел в Успенском соборе: и с Камерным хором, и с Госхором — это были  замечательные концерты. Не возникало никаких проблем. Кроме того, духовные хоровые концерты являются древней русской традицией. До революции они тоже проходили в храмах. Даже в советское время бывали духовные концерты именно в церквях. Почему так происходит сейчас? Посмотрим, как дальше будут развиваться события.

И, конечно, зал был тронут исполнением хора Мариинского театра под управлением Павла Петренко:

Мне кажется, что любой верующий человек, православный русский, всегда очень трепетно относится к Пасхе. С одной стороны, это светский концерт, а с другой — он ведь состоит из духовных произведений, а они создают особую атмосферу светлого праздника, — поделился своими ощущениями дирижёр после выступления. 

Хор Мариинского театра, дирижёр - Павел Петренко

Хор Мариинского театра, дирижёр — Павел Петренко

 

В заключении все четыре коллектива исполнили Херувимскую песнь D-dur Дмитрия Бортнянского.

Верить или не верить в Бога, принимать или не принимать этот праздник — личное дело каждого. Но недаром ни одно культовое действие не происходит без музыкальной составляющей. У музыкантов своя Библия, которая начинается со скрипичного ключа. А этот ключ подходит к любому сердцу.

                                                                                                                   Юлия Белоус

                                                                          Фото предоставлены пресс-службой

                                                                                    Госхора им. А.В. Свешникова

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *