Вполголоса о камерной музыке

«Годами когда-нибудь в зале концертной

Мне Брамса сыграют — тоской изойду»…

Борис Пастернак

У поэта свои причины «исходить тоской», слушая музыку немецкого композитора, чьё 180-летие отметит музыкальный мир в 2013 году. А в Москве уже 1 ноября 2012 года открылся «Сезон Иоганнеса Брамса» в рамках фестиваля «Арт-ноябрь».  Всего будет представлено 17 концертных программ.

Из учебника истории музыки о камерном творчестве композитора: «Брамс оставил двадцать четыре крупных, преимущественно 4-хчастных, цикла. В шестнадцати из них использовано фортепиано. Разнообразным, богатым содержанием наделены сонаты — две для виолончели и три для скрипки с фортепиано».

Но существует ещё и 3-я виолончельная соната: авторское переложение  Первой сонаты для скрипки и фортепиано G-dur, op.78, именуемое Третьей виолончельной сонатой D-dur, op.78b. Именно она активно обсуждалась на classicalforum.ru после концерта Марка Коппе и Петра Лаула (дуэт записал уже несколько альбомов камерной музыки). Пётр Лаул: «Да, это переложение первой скрипичной сонаты, сделанное самим Брамсом. Тут упоминали Юлиуса Кленгеля, но он только редактировал виолончельную партию. Соната странспонирована в D-dur. По мне, так звучит это все странно. Во-первых, D-dur более «толстая» тональность, во-вторых, это впечатление усиливает то, что все перенесено в более низкий регистр. Но если Брамс не возражал, то почему бы и нет?»

Уже в нескольких отзывах авторы откровенно радуются небывалому количеству слушателей на этом концерте, проходившему в Камерном зале Международного дома музыки, хотя партер практически пустовал. Но классический музыкант остаётся оптимистом всегда: зал наполовину полон…

Юлия БЕЛОУС, Россия

Марк Коппе

Марк Коппе

Пётр Лаул

Пётр Лаул

 

 

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *