Встреча с режиссёром анимационного кино, продюсером Адаем Абельдиновым

На сегодняшний день казахские мультфильмы, наряду с музыкальным произведениями, изобразительным искусством, литературой, занимает особое место в нашей культуре. В истории отечественных мультфильмов огромна роль режиссёров, среди которых не только представители старшего поколения, как Амен Хайдаров («Аксак кулан», «Почему у ласточки хвост рожками»), но и молодые авторы Батырхан Дауренбеков («Баран и Козел», «Момын и разбойники»), Артур Краус («Алдар косе»), Адай Абельдинов («Аншы»), о которых можно сказать, что это классика казахской анимации.

М/ф «Аншы»

Меня как молодого музыковеда, в первую очередь интересует музыкальная сторона мультфильма, которая всегда играет в нём большую роль. Напомню, что в основе музыкального содержания мультфильма «Аксак кулан» А. Хайдарова, лежит одноименный домбровый кюй-легенда. Можно назвать и мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками», над которым работал композитор Нургиса Тлендиев. Возникло много вопросов к создателям анимационных фильмов в том числе, связанных с музыкой, на которые хотелось бы получить ответы от одного из художников, режиссёров, работающих в этой сфере.

Адай Абельдинов

Адай Абельдинов

Мой выбор пал на режиссёра А. Абельдинова, представившего в прошлом году премьеру мультфильма «Культегин». Это историческая анимационная лента, созданная по заказу Министерства культуры и спорта РК, повествует о юных годах Культегина – известного военачальника тюркского каганата, который объединил множество кочевых этносов под одним флагом. «Наша картина,— говорит в одном из своих интервью режиссёр, — повествует о героизме и отваге, единстве народа и сплочённости наших предков. Культегин – это историческая личность целой эпохи. Наша основная цель — отобразить культуру того времени и посредством мультипликации возродить интерес юного зрителя к нашей истории». На мою просьбу об интервью А.Абельдинов дал согласие, и вот я уже задаю целый ряд интересующих меня вопросов.

Какие моменты являются наиболее важными при создании мультфильма, но прежде всего для молодого режиссера, который решил попробовать свои силы в этом жанре?

Самое главное — это сюжет, сюжет фильма. Я вам скажу даже, что когда мы смотрим сериал или фильмы анимэ, созданные японцами, то они статичны, как будто бы не двигаются, но они говорят, и когда вы смотрите, вы погружаетесь туда. За счет чего? Не за счет рисунка, не за счет анимации, а именно за счет сюжета! Нам интересно, что там происходит и нам интересно, что будет дальше. И поэтому в любом визуальном искусстве, в театре, в кино так же и в анимации, сюжет — это самое главное. Если сюжет интересный, то он «проглотит», смягчит, все какие-то помарки в рисунке, в кадре, какие-то дрожания, в общем все имеющиеся шероховатости становятся незаметными, когда сюжет очень сильный.

В основе ваших двух мультфильмов, исторические сюжеты. Предполагается ли Вами создание мультфильма на современную тематику?

Проблема в сценаристах. Мы свои сценарий пишем сами. Никто не пишет на современные темы. Сейчас нам нужны пока только исторические темы и это уже на уровне государственной программы. Если мы будем заниматься анимацией, делать коммерческий проект, то, конечно, мы будем снимать на современные темы, чтобы привлечь внимание сегодняшнего зрителя.

Почему Вы выбрали анимацию?

Эта история началась уже до моего рождения (улыбается). Потому, что мой отец – художник – мультипликатор. Это очень редко, я думаю это единственный случай, когда сын художника-мультипликатора становиться режиссером-мультипликатором. Профессия сама по себе непопулярная, тем более у нас в стране. Мой отец в 1985 году закончил у Амена Хайдарова. Он один из первых выпускников художников- мультипликаторов, которых тогда обучали в АХУ им.Гоголя. Тогда называлось им. Гоголя, а сейчас Орал Тансыкбаева. К сожалению, по семейным обстоятельствам моему отцу пришлось вернуться в Павлодар, где он работал учителем рисования в школе. Я рисовал с детства, увидев во мне потенциал, он стал много заниматься моим воспитанием. Фактически, мой отец —первый учитель в этой профессии. Именно он рассказал мне об Амене Хайдарове и других режиссерах — аниматоров, познакомил с книгами, посвященных анимации, которые были в нашей домашней библиотеке. Уже в начальных классах я знал как делаются мультфильмы, в старших классах уже начал профессионально рисовать, дальше отец учил как разрабатывать персонаж, всем закономерностям анимации. После окончания школы я поступаю в академия им. Жургенова, а после пяти лет обучения основываю свою студию. В общем меня это уже целиком поглотило. И если бы сейчас меня спросили : «Что бы ты мог сделать, если бы не было анимации?» Я бы ответил — ничего! ( смеется). Потому, что я уже столько лет занимаюсь анимацией и ничем кроме этого. Вот так я пришел в анимацию и нисколько не жалею, поскольку я думаю это самая супер современная профессия, если конечно ее правильно сейчас «укомплектовать». Она нужная, очень нужная.

Ваш любимый мультфильм?

— Из раннего, из прошлого это «Бэмби» Диснея, из современного «Песнь моря» ирландского режиссера Тома Мура, отмечу, что там прекрасная музыка, звучат ирландские мотивы; а из казахстанских, это, естественно, «Почему у ласточки хвост рожками» — это классика!

У Вас вышло два мультфильма, в одном «Музбалак» вы выступаете как продюсер, в другом — «Культегине», как режиссер. Вам ближе «Культегин»?

— Ну «Культегин» — это моё! Мой ребёнок. Я его люблю больше всего.

Ваши фильмы уже на экране. Что бы Вы хотели изменить в них, все ли идеи удалось реализовать, имеются ли явные, случайные погрешности?

— Куча… И вот наступил момент, когда мы смотрим вместе со зрителем, которые не участвовал в процессе съемок, он говорит — «О круто, потрясающе!». Что касается меня, то, когда я смотрю, у меня такое высокое напряжение, потому что я знаю эту сцену, знаю где какие ошибки, что не доделано, что я должен был сделать, но не сделал, так как времени не хватило.

Как долго Вы работаете над сценарием?

— Спасибо за вопрос, поскольку он для нас очень важный. Когда мы, четверо сценаристов работали на мультфильмом «Музбалак», то написали его за 3 месяца, но это в очень экстренном режиме, бывает сценарий пишется годами, до пяти лет. Допустим, Стивен Спилберг писал сценарий «Список Шиндлера», несколько лет, закончив его в 1993 году. Вообще я думаю, чем больше тратишь время на сценарий, тем удачнее получается фильм. То есть , есть шанс, что фильм «выстрелит» хорошо. Когда мы спешим во время написания сценария, во время построения сюжета, прописания характеров, тем больше оставляем работы на съемочный период, на продакшн. Тогда напрягаются все — режиссеры, художники, аниматоры.

Большое спасибо, Адай, что, несмотря на плотность Вашего графика, Вы уделили своё внимание и подробно ответили на интересующие нас вопросы, поделились своими мыслями. Желаю Вам больших творческих успехов, реализации интересных идей, дерзких экспериментов! Поскольку я представляю консерваторию, хотелось бы увидеть в вашей команде, среди имён авторов наших талантливых казахстанских композиторов.

Интервью провела Махаббат КУРМАШ,
музыковед третьего курса КНК им.Курмангазы

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.