Человек, который смеется

«В улыбке всегда есть некие
начала примирения, тогда как
смех часто выражает собою
отказ примириться»

В.Гюго

Двадцать лет спустя компанию старых друзей и коллег по бизнесу настигает жестокая расправа за когда-то содеянное ими преступление. Собравшись на дне рождении своего друга, они оказываются вовлеченными в хитрую и опасную игру тамады, полную переплетений человеческих судеб, тайн, и даже легкой нотки мистики. Что это? Хроника криминальных происшествий? Нет, это «Досье тамады» – еще один необычный шедевр казахстанского кинематографа, представленный на обозрение публике и вышедший в прокат 21 февраля 2019 года, которым мы обязаны сценаристу и режиссеру фильма Бейбарсу Джуманиязову.

Досье Тамады

Яркая индивидуальность и необычность картины проявляется во многих ее параметрах. Начнем с того, что это дебютная картина режиссера, больше известного до этого как сценарист. «Во многом мною двигало любопытство, смогу ли я, как сценарист, сам снять и сделать этот фильм. Уже при написании самого сценария я понимал, что мне необходимо будет выходить на режиссерскую площадку» — говорит Бейбарс. Действительно, сценарий наполнен необычными поворотами в развитии сюжета картины, долгое время зрителя окутывают тайны и недосказания, выливающиеся в развязке фильма в яркую кульминационную точку. На наш взгляд, режиссеру фильма Бейбарсу Джуманиязову удалось передать все хитросплетения человеческих судеб на достаточно высоком профессиональном уровне, используя весь свой богатый киноопыт и мастерство сценариста.

Досье Тамады

Б.Джуманиязов, режиссер фильма на премьере

Во-вторых, многие знакомые для нас герои отечественного кино предстали перед зрителями совершенно в ином образе. Так, известный своими превосходными комедийными ролями казахстанский актер Дархан Дайырбек исполняет роль драматичного персонажа – Жанабая, тамады на дне рождении у одного из главных героев. Думаем, что его игра не оставит равнодушным ни одного зрителя.

В-третьих, музыкальное оформление фильма. В роли его автора выступил Данияр Бержапраков – молодой талантливый композитор, для которого данная картина также явилась дебютной в качестве музыкального кинотворца. В связи с этим мы решили взять у него небольшое интервью.

Данияр, разрешите поздравить Вас и Бейбарса Джуманиязова с премьерой кинокартины «Досье тамады». Мы знаем, что для Вас это была первая большая работа в кино. Скажите, какого это, писать музыку для кино?

Очень сложно и интересно. Фильм «Досье тамады» – это не очередная развлекательная комедия. Это очень серьезное кино, которое заставляет тебя задуматься о многих вещах в этой жизни: о дружбе и предательстве, любви и смерти, о цене человеческой жизни. Для меня, как для композитора, очень важным было передать внутреннее состояние каждого из героев фильма. При этом мне необходимо было сопереживать герою, уловить его настроение и задумку режиссера, ведь не всегда эти три составляющих сходятся. Задача музыки – не просто показать и описать героя, но и отразить его изменения в процессе развития картины. Это увлекало меня больше всего. Мне кажется, что писать музыку к кинофильмам – эта целая вселенная, огромный спектр новых идей и видения для каждого музыкального творца.

Расскажите о принципах написания музыки конкретно к этому фильму?

Изначально рабочим названием фильма было «Сарабанда». Режиссер и сценарист картины Бейбарс Джуманиязов пригласил меня к себе в студию, где показал еще не смонтированную черновую запись фильма. «Мне хотелось бы, чтобы музыкальная тема финальной сцены формировалась на протяжении всего фильма, и, в тоже время, была едва уловима» — сказал он. В финальной сцене фильма звучала «Сарабанда» Г.Ф. Генделя из его ре-минорной сюиты. Мне эта идея показалась очень интересной. Таким образом, я стал сочинять лейтмотивы героев и музыкальные отрывки к фильму, ориентируясь на «великого титана» эпохи барокко. Где-то используя ритм его сарабанды, где-то музыкальный размер, где-то интонации. Грубо говоря, получались некие вариации на сарабанду Генделя. Каждый раз, после написания каждой из таких «вариаций», я отправлял ее режиссеру, чтобы услышать его мнение. Иногда наши видения сходились, иногда нет. Но оно и понятно, это ведь творческий процесс.

Досье Тамады

Приглашенные гости на премьере фильма

 

— Сколько времени ушло у Вас на написание музыки?

Примерно 2 месяца. Я практически ночевал на студии, потому что иногда это были большие творческие муки. Здесь бы я хотел отдать должное и поблагодарить моего помощника, человека, без которого многие музыкальные задумки просто бы не удались. Это Оркен Токмагамбетов, молодой и талантливый композитор. Его труд колоссален, ему принадлежит аранжировка музыкального оформления к трейлеру фильма и еще ряду сцен, а также он выступил в роли оркестровщика всех музыкальных композиций к кинокартине. С ним вместе, на протяжении двух месяцев, мы бок о бок писали композиции к фильму. Выражаю ему огромную благодарность!

Досье Тамады

Д.Бержапраков, композитор

Довольны ли Вы своей работой как композитор?

Я достаточно самокритичен и требователен к себе. Конечно же, я доволен результатом, и написанной мною музыкой. Но после просмотра картины, мне показалось, что многое можно было бы обыграть, сделать иначе, где-то интереснее, а где-то, наоборот, поскромнее. Я сейчас говорю именно о своих композициях. Однако, публика оценила и встретила ее на ура. Сказалась и хорошая игра актеров, и хорошее видение режиссера.

Будете ли Вы и дальше сочинять музыку к кинофильмам?

Я надеюсь на это. Это был очень хороший опыт для моей профессиональной практики. Но одно могу сказать точно: если наши режиссеры будут продолжать выпускать такие же хорошие фильмы, как «Досье тамады» Б.Джуманиязова, фильмы, которые заставляют задуматься о многих вещах, и воспитывать вкус у отечественного зрителя, то думаю, что мне, как и многим другим композиторам, будет приятно приложить свою «творческую руку» к этому благому делу!

Благодарим Вас за интересную беседу! Разрешите Вас и Б.Джуманиязова поздравить еще раз с дебютной работой, и пожелать больших творческих успехов на Вашем пути!

Б. КАИРОВ, студент 4 курса КНК. Им. Курмнагазы
Фото: Юрий Выблов, Валентин Ким

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *