Дар музыки (о II фестивале камерной музыки)

Концерты камерной музыки – истинное наслаждение для гурманов, умеющих ценить и понимать изысканную тонкость, доверительность этого жанра. Ведь, как никакая другая, камерная музыка проникает в самые глубины внутреннего мира человека.

Второй фестиваль камерной музыки, прошедший в апреле этого года, стал прекрасным подарком настоящим любителям музыки. Было отрадно наблюдать, что Большой концертный зал консерватории все четыре дня фестиваля был заполнен слушателями – не только профессиональными музыкантами, но и теми, кому в силу жизненных обстоятельств не довелось получить музыкального образования, но слушание инструментального ансамблевого исполнительства доставляет огромную радость и удовольствие. И это прекрасно, что встреча широкой публики с классической музыкой в таком формате, стала очень интересной.

Думается, что удачные названия концертов – «От старинной до современной музыки», «Инструментальные диалоги» — создавали некую интригу, как в концерте в целом, так и в каждом отдельном номере.

Конечно, первый концерт серии должен быть визитной карточкой, «зачином» всего музыкального сериала и заявка на его уровень.

Зарина Алтынбаева, сопрано

Зарина Алтынбаева, сопрано

Ансамбль старинной музыки под руководством Дины Курманалиновой, знакомый еще с Первого фестиваля, открыл слушателям чудесный мир барочной музыки. На этот раз также доказали, причем с большим успехом, что этот пласт музыки, отделенный от нас огромным временным отрезком может и сейчас волновать, и удивлять.

Безусловно, особую привлекательность восприятия такого рода музыки внесло участие солистки Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, сопрано Зарины Алтынбаевой. Особым требованием к вокалистам, исполняющим старинную музыку, является не масштабность звучания голоса, так как, если за силой звука ничего не следует — он перестает быть интересным, а интеллект исполнителя. Качество пения не должно определяться «большой-маленький голос», а «умный-неумный» подошло бы больше. Так, пение данной солистки было и умным, и образным, и артистичным.

Было интересно в одном концерте услышать произведения, контрастные по стилю и времени написания. Запомнилось исполнение А. Пьяццолы. Как известно, он был аргентинским мечтателем, который стойко переносил недовольство своих сограждан, потому, что интерпретировал их национальный танец в свои собственные музыкальные фантазии. Задушевный и искусный исполнитель на банденеоне стал одним из ведущих мировых композиторов. Молодые исполнители КНК имени Курмангазы сумели создать атмосферу причудливой страсти и томности этой музыки.

Концерт камерной музыки – всегда неожиданность, но при этом, постоянно одно – воздействие на слушателя. Исполнители должны быть искренними и естественными, чтобы у слушателя было ощущение, что эта музыка была написана и исполнена именно для него. Эта «доверительность» и есть главное отличие камерной музыки. Все участники фестиваля были заряжены особым «драйвом» ДАРЕНИЯ музыки и любовью к исполняемым произведениям.

Второй концерт фестиваля показал еще одну грань уникальности жанра камерной музыки – общение с единомышленником, партнером, который тебя абсолютно понимает. Все исполнители «Инструментальных диалогов» были в творческом согласии, ведь их объединяло общее прочтение и понимание эмоций и мыслей композитора.

Высокий уровень исполнительского мастерства трио «Андаре» в составе Жибек Кожахметова (фортепиано), Динара Базарбаева-Сахаман (скрипка), Таир Каратаев (виолончель) не вызывал сомнения. Их концерт смело можно назвать интеллектуальной и напряженной беседой трех ярких персон, которые ведут слушателей в интереснейшее музыкальное путешествие.

К сожалению, не удалось побывать на концерте Фортепианных квинтетов, но судя по именам исполнителей, заявленным в афише интересное и яркое впечатление должно утвердить фестиваль камерной музыки как значимое музыкальное событие.

Конечно, профессиональный уровень музыкантов, участников фестиваля, безусловно, чрезвычайно высок. Имена Дамира Буркитбаева, Мусы Керимбаева, Ольги Калько, Марии Омирбековой, Нартая Бекмолдинова хорошо известны в музыкальных кругах и то, что рядом с ними выступают их ученики, студенты и магистранты консерватории придают концертам и педагогическую направленность, где мэтры составляют единый ансамбль с дебютантами большой сцены.

Фестиваль камерной музыки

Важнейшая заслуга в успехе фестиваля принадлежит инициатору, главному организатору и творческому руководителю Медеубаевой Сауле Мухановне. Именно ее художественный вкус, глубокое знание репертуара и возможностей исполнителей позволили составить программы концертов с чувством формы, кульминацией каждого выступления, где участники ансамблей не соревновались друг с другом, а дополняли и оттеняли достоинства и самобытность камерной музыки.

С большим нетерпением будем ждать следующий фестиваль! Пожелаем участникам и слушателям новых интересных событий в прекрасном мире камерной музыки!

Ш. Б. ЖУБАНОВА, доцент кафедры ансамблевого искусства

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *