Дневник фестиваля «NOVEMBER MUSIC FEST»

В честь 25-тилетия Независимости Казахстана в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы прошёл музыкальный фестиваль «November Music Fest». Старейший музыкальный ВУЗ республики проводит немало подобных мероприятий.  Каждое из них уникально и по-своему расширяет культурное пространство города, а также обучает и развивает студентов консерватории, причём не только тех, кто непосредственно участвует в мастер-классах, включённых в график фестиваля, но и всех, кто просто приходит на вечерний итоговый концерт!

«November Music Fest» – это новый, удивительный, интересный, многосторонний фестиваль, который соединил музыку разных исторических эпох, поколений и направлений. Особо важно отметить высокий статус приглашенных гостей, всемирно известных музыкантов: Дориана Уилсона (дирижёр, США), Марко Пьеробона (труба, Италия), Ержана Кулибаева (скрипка, Австрия). Казахстан представили: Ботагоз Айгалкаева (фортепиано), Санжарали Копбаев (фортепиано), Зарина Алтынбаева (сопрано), Оксана Давыденко (меццо-сопрано), уникальный ансамбль старинной музыки «D’EL’SA Consort», а также фольклорно-этнические ансамбли, этно-фолк, этно-рок, этно-инструментальные группы.

Чем же этот фестиваль был необычен и интересен? Что удивило гостей и слушателей?

 

День первый. С утра инструменталисты-симфонисты бурно обсуждали прилёт американского дирижера Дориана Уилсона. Студенческий симфонический оркестр подготовил программу, которая в очередной раз подтвердила, каких профессионалов своего дела воспитывает консерватория. Первый день «November Music Fest» был особенно запоминающимся, ведь всю ночь шёл сильный снег, город практически замер, но в КНК им. Курмангазы полным ходом шла подготовка к началу фестиваля.

Вечерний концерт по традиции стал торжественным открытием фестиваля, на котором консерватория показывает все свои лучшие коллективы, а также знакомит с некоторыми приглашёнными гостями, чтобы сразу заинтересовать слушателей. Концерт был открыт произведением «Голос Азии» Адиля Бестыбаева, которое исполнил оркестр духовых инструментов (художественный руководитель Мурат Бисенгалиев). На сцене не было дирижёра (он находился на балконе) – только оркестр и два карнаиста. Устойчивые и острохарактерные ритмоформулы, яркий национальный колорит передавали дух сплочённости и неукротимой энергии. Звуки карная – как призыв к действию: «Фестиваль  «November Music Fest» можно считать открытым!».     

Ведущие концертов комментировали программу на трёх языках. Эта современная тенденция была реализована на высоком профессиональном уровне. Алтыный Джумагалиева (казахский), Динара Кешубаева (русусский), Диляра Газизова (английский) были прекрасными конферансье всех последующих концертов «November Music Fest»! Стоит отметить, что проект состоялся благодаря поддержке лично ректора КНК им.Курмангазы Аубакировой Жании Яхияевны, а также генерального спонсора АО ФНБ «Самрук Казына». Активное участие в организации фестиваля приняли Музыкального агентства «Классика», сайты Афиша KZ, Almaty Life и ABR и телеканалы «Хабар» и «Казахстан», выразившие желание транслировать каждый концерт фестиваля, что расширило аудиторию слушателей по всей стране и за рубежом.  

В первом концерте – «Торжественное открытие фестиваля» – участвовали следующие коллективы: этно-фьюжн группа «Хазар», музыкальное трио в составе выпускников Эльдара Айтбекова (виолончель), Максата Нуранова (виолончель), Кайсара Архарова (фортепиано), исполнившие блистательное «Рондо» Луиджи Боккерини. Бурные аплодисменты вызвал дуэт баянистов, лауреатов международных конкурсов Омиргали Баубека и Эрика Кушерова, а также ансамбль кобызистов исполнивший «Казахские узоры» обработка и переложение кюев для ансамбля кобызистов и фортепиано, созданное заслуженной артисткой РК и руководителем Гайни Болтаевой. Смешанный хор консерватории, руководитель Ян Рудковский, с традиционно исполняемым и любимым публикой произведением Алиби Абдирунова «Куырмаш» и зажигательной новинкой Алана Менкена «Under the sea» были приняты как всегда на «Ура!». Оркестр народных инструментов (дирижёр Абылай Тлепбергенов) порадовал эмоционально-насыщенным номером «Танец радости Тайшык-хана» из балета Армана Жайыма «Алпамыс». Во всей этой разнообразной насыщенной программе прослеживалась основная идея «November Music Fest» – яркое воплощение интернациональной культуры Независимого Казахстана.

В этот запомнившийся всем слушателям вечер было подготовлено два сюрприза, заслуживших единогласное «Браво»! Приглашенный скрипач Ержан Кулибаев исполнил «Эстерлиту» Мануэля Понсе в дуэте с пианисткой Шолпан Унгаровой. Сложнейшие и тонкие ансамблевые задачи были мастерски решены исполнителями. Отдельно стоит отметить сольный номер «Adios Nonino» Астро Пьяццоллы, переложение которого сделал сам Ержан Кулибаев. Исполнение продемонстрировало множество технических приёмов высочайшего класса (левое пиццикато, трехголосное ведение мелодии, двойные флажолеты и другие), что в полной мере показывает безупречное владение инструментом. Органичное сочетание внутренней и внешней экспрессии было настолько впечатляющим, что слушатели  многократно вызывали артиста на бис!  

Второй артистически эффектный номер принадлежал солистке ГАТОБ им. Абая Зарине Алтынбаевой (концертмейстер Марина Алтухова). В её исполнении прозвучало «Una voce poco fa» Джоаккино Россини. Первые шаги из-за кулис на сцену, платье в стиле XIX века, причёска, настроение певицы сразу погрузили слушателя в атмосферу оперного театра. Номер был поистине «живой», мимика Зарины завораживала, её движения и ощущение свободного пребывания в сценическом пространстве вызывали ассоциации с широко известным исполнением арии Джудитты Анной Нетребко. Многие интуитивно ждали, что Зарина, подобно этой певице, сопроводит пение пластичными танцевальными движениями, но она осталась верна предпочтению минимального выплеска эмоций, что оказалось очень гармоничным.

После концерта возникли некоторые вопросы о проведении «November Music Fest», на которые ответила организатор фестиваля Анна Зеленцова: «На протяжении 10 лет в консерватории регулярно проводятся международные фестивали классической музыки. Такие музыкальные проекты как “Посвящение  роялю” и “Almaty International Piano Festival” уже известны любителям и профессионалам классической музыки Алматы. Каждый раз, когда появляется идея организовать очередной проект, мы в первую очередь определяемся с составом участников фестиваля и программой, конечно, каждый проект приурочен либо к какому-то событию, либо осуществляется в соответствии с составленными заранее планами.

Фестиваль «November Music Fest» – новый по концепции проект консерватории. Он был специально организован к 25-летию независимости Республики Казахстан. Формат фестиваля сообразен тем, что состоит не только из программы концертов классической музыки, как на предыдущих фестивалях, но также из произведений старинной, фольклорной и современной музыки. Главные задачи фестиваля – продемонстрировать творческие успехи казахстанских музыкантов, объединить известных мастеров и студентов консерватории для выступления в совместных концертах, привлечь новую слушательскую аудиторию, расширить исполнительский репертуар музыкантов».

Действительно, после каждого проекта осознаёшь, насколько консерватория активно развивается в профессиональном плане, в нахождении новых форм презентации академического искусства в сотрудничестве с ведущими всемирно известными музыкантами и педагогами, что приближает вуз к тому, чтобы его выпускники стали востребованными в мировом культурном пространстве.

 День второй. Концерт ансамбля старинной музыки «D’EL’SA Consort» стал дебютным для уникального коллектива, исполняющего произведения в аутентичной манере и старающегося передавать дух и стиль музыки эпохи Барокко, представителями которой являются И.С. Бах, А. Вивальди, К. Монтеверди, Т. Мерула, Фр. Джеминиали, Ж-Б. Люлли и другие. В составе ансамбля лауреаты международных конкурсов Дина Курманалинова (скрипка, художественный руководитель), Ольга Калько (альт), Александр Тхай (скрипка), Таир Каратаев (виолончель), Айнур Айдаркулова (скрипка), Ильяс Бекишев (клавесин), Дильшат Аджиев (контрабас), Алмаз Аширбеков (фагот), Валентина Каратаева (скрипка). Созданию особой атмосферы концерта способствовала работа осветителей, которые использовали освещение как подлинно художественное средство.

Большим удовольствием было наблюдать за слушателями. Многие не скрывали искреннего удивления и восхищения необычным использованием барочных смычков, артикуляционными приёмами, устремлённостью и завершённостью кадансов.

В концерте также приняли участие солистки ГАТОБ им. Абая Оксана Давыденко (меццо-сопрано) и Зарина Алтынбаева (сопрано). Они исполнили дуэт  К. Монтеверди «Chiome d’oro», а также по одному сольному номеру. Если ария «Ho il corgia lacero» из оперы «Гризельда» А.Вивальди, исполненная Зариной отличалась нежностью, лёгкостью, воплощала образ влюблённой девушки, то ария «Tornami a vagheggiar»  из оперы «Альцин» Г.Ф. Генделя в исполнении Оксаны прозвучала довольно сдержанно, но с глубоким внутренним напряжением. Взгляд солисток во время исполнения был устремлен куда-то вдаль, быть может, туда, в прошлое…? 

Публика ждала Концерт для четырех клавиров, струнных и бассо континуо ля-минор BWV 1065 в исполнении лауреатов международных конкурсов Адиля Несипбаева, Рабиги Дюсенбаевой, Аскара Кульшарипова и Лейлы Акшпековой. Как отметила музыковед Вероника Кутенко: «Это был венец всего вечера!».

После концерта эмоции настолько переполняли нас, что мы не могли не обменяться своими впечатлениями. Вот что сказала Верноника: «Очень сильное впечатление произвело исполнение Чаконы, одного из лучших произведений Тартини Мерулла. Содержание было передано с должным чувством стиля, но восхищение вызвало именно исполнительское мастерство, высочайший профессионализм. Чувство ансамбля было безупречным, передача исполнительской инициативы – выразительной и точной. Скрипка в руках Дины Курманалиевой  звучала как итальянское belcanto, что не мешало ей сохранять роль ведущей солистки коллектива. Потрясение и восторг – так бы я назвала свою реакцию на выступление Зарины Алтынбаевой и Оксаны Давыденко. Артистичное, живое пение без всяких театральных декораций словно подарили нам возможность поприсутствовать в театре XVI века, оказаться у истоков итальянской школы. Обращала на себя внимание, как говорят театроведы, «тщательная отделка пластического рисунка образа». Каждое движение, каждый жест отвечали общему замыслу, были художественно изящны. Кроме этого, красота певческого вибрато, плавность регистровых переходов, звонкость, полётность сопрано, и теплота, глубокая насыщенность тембра меццо-сопрано – все это делало их выступление подлинным украшением вечера, его «драгоценным бриллиантом».  Мне показалось, что этим всё сказано…

День третий подготовил для слушателей концерт симфонической музыки, в программе которого прозвучали: Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса ре минор, ор.47 – солист Ержан Кулибаев, а также Концерт №1 Дмитрия Шостаковича для фортепиано с оркестром до минор, ор.35 – солистка Богатоз Айгалкаева, партия трубы – Марко Пьеробон, дирижёр Дориан Уилсон.   

Немного о работе дирижера с оркестром. Ведь по сути это тоже мастер-классы. Многие студенты отмечают необычный динамизм и информационную насыщенность репетиций, ведь Дориан Уилсон приехал еще до начала фестиваля (17-го ноября) и уже понимал, что имеет дело с молодыми музыкантами и практически с новым составом по сравнению со своим первым приездом на VII Международный конкурс пианистов в 2015 году. С каждой репетицией они вместе стремились к совершенству, профессиональная требовательность была очень высокой, особенно в отношении артикуляционных моментов. Дориан много рассказывал о профессиональных моментах из своей жизни, тем самым вовлекая студентов в атмосферу высокого творчества. Такая работа в очередной раз показывает, на какие уровни профессиональный подготовки выходят наши студенты!

Приглашённые солисты Ботагоз Айгалкаева и Ержан Кулибаев имели большой опыт в работе с профессиональными оркестрами, но наш студенческий оркестр в достаточной мере соответствовал необходимым профессиональным критериям. Ведь за их плечами опыт работы с разными дирижерами (Давид Герингас, Фёдор Леднёв, Владимир Зубинский, Фусао Каджима и др.), причём большая часть дирижёров – англоговорящие, поэтому репетиции проходили на английском языке.

Два инструментальных концерта – скрипичный и фортепианный, ставят перед дирижёром и оркестром совершенно разные цели и задачи. Заявленные в программе произведения исполнены впервые в стенах консерватории. По мнению артистов оркестра, с которыми мне приходилось общаться, играть со скрипачом значительно сложнее, чем, к примеру, с пианистом. Отследить артикуляцию, когда солист стоит к оркестру спиной, сложно. Понять, что он хочет и что он делает – тоже, так как визуального контакта нет, только слуховое восприятие. Наладить контакт и выстроить единую творческую музыкальную линию между оркестром и солистом – задача дирижёра, который управляет этим процессом. Видя конечный художественный результат, понимаешь, какая за этим стоит колоссальная работа. Вся струнная группа вместе с солистом были одним целым, в прямом смысле слова. Жесты, мимика, движение смычков – всё было синхронным. Отдельно стоит отметить чистую и слаженную игру деревянной и медной духовых групп. Реакция слушателей оказалась предсказуемой – длительные аплодисменты и исполнение на бис сочинения Астора Пьяццоллы.

Теперь поговорим о концерте для фортепиано, трубы-соло и струнного оркестра Дмитрия Шостаковича. Необарочный инструментальный состав  (клавир, струнные, духовой инструмент-соло) встраивает концерт в ряд неоклассических жанров. Как отмечают многие исследователи, «автор стремился вызывать ассоциативные связи либо с конкретными, хорошо известными музыкальными темами, либо с интонационной сферой произведений какого-либо популярного композитора» (Л. Гаккель Фортепианная музыка ХХ века, 260 с.). Это породило ряд определенных задач для оркестра и дирижера: не просто сыграть концерт с солистом, а донести до слушателей этот своеобразный замысел композитора. Узнаваемые музыкальные цитаты становятся «знаком связи с музыкальным прошлым» (Л.Гаккель). Солистка Ботагоз Айгалкаева известна своими успешными концертными выступлениями. Она обладает своеобразной исполнительской манерой: свобода и стабильность игры в сочетании с огромной внутренней концентрацией, гармоничный пианизм, непосредственность эмоционального высказывания. Во всем облике пианистки не было ничего бьющего на внешний эффект и способного отвлечь от исполняемой музыки. Абсолютно убедительной была рельефность, графичность острохарактерных образов, насыщенность исполнения метроритмической энергией, точность в передаче межстилевых контрастов.

Нельзя не отметить потрясающее исполнительское взаимодействие пианистки и  всемирно признанного итальянского трубача Марко Пьеробона. В этом концерте партия трубы очень значима, так как другие духовые инструменты в партитуре отсутствуют. Голос трубы был органично встроен в оркестровую ткань, безусловно, обогатил ее. В результате общий колорит звучания – необычный и редкий по тембровым сочетаниям – был по достоинству оценён слушателями.

День четвёртый – «От Фольклора до Джаза» – концерт с весьма интересной программой. Как уже отмечалось, участие в фестивале принимало множество различных этно-групп, часть из которых была представлена на торжественном открытии «November Music Fest». Программа четвёртого концерта расширила исполнительские возможности казахской традиционной музыки до джаза, рока, поп, фьюжн и т.д. Во всем этом музыкально-этническом калейдоскопе было невозможно не выделить особо яркие номера, такие как «Я шагаю по Москве» –  переложение для оркестра казахских народных инструментов, где всеми любимая мелодия приобрела новое свежее звучание, как и этно-фьюжн группы «Satzhan Project», исполнившей «Бұл бұл заман» Едиля Хусаинова.

Особый интерес вызвал фортепианный концерт Эдварда Грига, исполненный оркестром казахских народных инструментов, солист Санжарали Копбаев, переложение Жамагата Темиргалиева. Музыка норвежского композитора неожиданно приобрела новый национальный колорит, и подобная трансформация оказалась вполне в духе нашего времени, в котором диалог культур стал импульсом к самым разнообразным творческим экспериментам.

Санжарали Копбаев – юное дарование Казахстана, в своём 13-летнем возрасте исполнил довольно сложное сочинение, как взрослый, профессионально состоявшийся пианист. Он достойно представляет школу пианистов Казахстана на многих престижных конкурсах. Его игра на данном концерте вызывала смешанные чувства: восторг и удивление – это было какое-то волшебство! Пианист, по-сути, ещё ребенок, скоромный, приветливый и очень сдержанный, проявил себя на сцене смело, ярко, артистично. Вот она гордость страны! В целом концерт показал, настолько казахская музыка может легко проникать в любой жанр от «фольклора до джаза», дополняя и расширяя границы звучания!

День пятый. Только в последний день фестиваля я узнал, что приглашённый трубач Марко Пьеробон проводил удивительно интересные мастер-классы с духовиками, в особенности с трубачами. Учитывая его сценическую энергичность и раскрепощ         ённость, ясно понял – студенты получили колоссальную возможность увидеть и понять, как можно легко и свободно чувствовать себя на сцене, что очень важно для молодых исполнителей.

 Сразу хочу сказать, что гала-концерт – это «вишенка» всего фестиваля. Эмоциональная энергия концерта для слушателей и исполнителей была невероятной, благодаря «зажигательному» выступлению Марко Пьеробона. Оно сравнимо с концертами зарубежных звезд – это настоящее театральное шоу! В какой-то момент он даже выбежал в зал к слушателям. В его переложении для духового оркестра прозвучали такие произведения, как «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, «Salta» Эдварда ван Хелена. Нельзя не сказать о замечательной работе дирижёра Каната Омарова со студенческим духовым оркестром. Как отметили многие гости и музыканты, «на этом концерте звучал поистине профессиональный духовой оркестр». Гармонично был выстроен баланс между всеми группа и солистом. Дирижер и Марко – это был тандем творчества и креатива. 

Верхом профессионализма стало исполнение произведения Лероя Андерсена «Парад трубачей». Совместная игра трубачей – студентов консерватории и Марко Пьеробона – была захватывающе артистичной, и я не могу передать словами, какой восторг и гордость испытал за наших духовиков. Было видно, что мастер-классы пошли им на пользу, так как концертное выступление выявило то, что им удалось приобрести настоящую сценическую свободу.

Вторя часть концерта – это то, чего все гости так долго ждали – концерт саундтреков в исполнении симфонического оркестра. Впервые алматинская публика присутствовала на подобном концерте в конце мая. Всех настолько вдохновил такой необычный подход, что симфонический оркестр после майского выступления пригласили в Павлодар и автоматически включили в «November Music Fest». В программу вошла музыка из многими любимых кинофильмов: «Путь лидера», «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер», «Звездные войны», а также из мультфильма «Как приручить дракона». Особенность концерта – вовлечь публику в живое исполнение. Поэтому творческая группа в составе Мадьяра Тойболды, Максима Вана, Валерия Диордицы, Рината Кузикеева, Шамшидина Абдикерима, Айдоса Мендалиева подготовила специальный видеоряд к каждому саундтреку. Айдос ещё и сыграл роль Дарта Вейдера (Айдос вжившись в роль, он во время исполнения заменил основного дирижёра), , а для эмоционального усиления сцены «Дуэль судьбы» из фильма «Звёздные войны», где воплощается дуэль добра и зла – слушатели были охвачены с двух сторон поющим хором и эта художественная находка произвела довольно сильное впечатление.  Из особенных находок концерта выделяется работа над освещением, а в одном из номеров дирижер даже стоял лицом к публике!

В целом, гала-концерт стал образцом того, как нужно осуществлять свои идеи, доказал, насколько успешно это можно сделать. Это только небольшая часть того, что происходит в консерватории. Следующее очередное большое сотрудничество с фондом национального благосостояния Самрук Казына – это проект «Модернизация  учебно-образовательных, административно-организационных процессов КНК им.Курмангазы», который реализуется от этапа реорганизации административной структуры до закупа новейшего серверного оборудования, обеспечивающего студенто-ориентированный подход в обучении. Нас ждут большие изменения!!!

 

Автор выражает искреннюю благодарность всем, кто поддержал и содействовал в написании дневника «November Music Fest». Особенно хотелось бы отметить концертно-информационный отдел КНК им. Курмангазы, а также музыковеда III курса Веронику КУТЕНКО и магистранта Максима ВАНА.      

 

Антон СОМОВ, музыковед, 4 курс

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *