Екатерина Задериушко: к портрету молодого композитора

Совсем недавно, в 2007 году, Екатерина Задериушко окончила консерваторию по классу композиции у Владимира Гросса. На выпускном экзамене была представлена дипломная работа – симфония для большого симфонического оркестра в трёх частях. Получив огромный багаж знаний у таких мастеров искусства Казахстана как Мансур Сагатов, Нагим Мендыгалиев и Владимир Гросс, молодой композитор смогла реализовать своё дарование.

Её произведения не только неоднократно исполнялись в концертах, но и были удостоены различных наград. Так в 2002 году она участвовала в Республиканском конкурсе композиторов, организованном Посольством Китая в Казахстане, для которого была создана фортепианная пьеса на китайские темы «Стерегущий дракон». Во время обучения в консерватории, в 2005 году музыка к спектаклю «Поющий поросенок» А. Козлова, была исполнена в Государственном академическом республиканском театре для детей и юношества имени Н. Сац в городе Алматы. В ноябре 2010 года Е. Задериушко принимала участие в конкурсе композиторов, организованном Фондом Первого Президента Республики Казахстан, представив вокальные сочинения. Наконец, в 2011 году в стенах родной консерватории состоялся её первый авторский концерт.

Несмотря на молодость, уже в самом начале творческой карьеры отдельные произведения Екатерины уже заслужили признание среди профессиональных музыкантов, слушателей и любителей музыки. Одно из таких замечательных произведений – камерно-вокальный цикл «Бәрі де, ана, бір өзіңнен басталды» («Всё с тебя начинается, мама»). По словам композитора, ее привлекла лирико-психологическая художественная направленность стихов замечательных казахских поэтов – Кадыра Мырзалиева и Маулена Сырбай. Из творчества К. Мырзалиева автор использовала стихи «Су керек!» («Вода нужна!»), «Бәрі де, ана, бір өзіңнен басталды», а из стихотворений С. Маулена – «Түс көріппін, жыладын» («Сон я видел»), «Аңсау!» («Детство, молодость!»). Е. Задериушко отмечает, что именно легкость и трепетность в отношении понятия лирической смысловой концепции стихов вдохновила на создание вокального цикла.

Следуя традициям, сложившимися в казахском музыкальном искусстве, молодой композитор обновила и расширила идейно-философскую концепцию, музыкально-выразительные средства, источником которых, явилась казахская народная музыка. Таким образом, весь цикл, состоящий из разнохарактерных номеров, объединяется тождеством музыкально-выразительных средств, образов, и самое главное – идейной философской концепцией – любовь к человеку, своему народу.

Особенно ярко подчеркивается автором интонационное единство между частями введением лейтинтонаций и лейтсозвучий. Композитор стремится использовать типовые формы. Последнее, на наш взгляд, не случайно, так как в целом для форм вокальной музыки ХХ века при сохранении строфической структуры стиха и тональной основы, характерна именно четкая структурная логичность в форме.

Не только в первом номере, но и на протяжении всего цикла излюбленным творческим и стилистическим приемом Е. Задериушко становится активное внедрение кварто-квинтовых, секундовых созвучий, активно использующихся в казахской инструментальной музыке. По словам Екатерины, этот прием, характерный именно для композиторов Казахстана, вводится ею для избегания созвучий с терцовым составом. Среди особенностей музыки цикла выделим стремление к простоте и чистоте звучания. В многогранной фактуре композитор обогащает гомофонно-гармонический склад, вводя контрапунктирующие мелодии, носящие во многих случаях орнаментальный характер.

Между аккомпанементом и вокальной партией установливаются отношения комплиментарной ритмики. Е. Задериушко стремится выделить партию фортепиано в отдельный художественный образ, самостоятельную линию, согласующуюся с линией вокальной партии. Образ аккомпанемента становится синтетическим, суммирует в себе несколько настроений, отражает характер каждой детали текста: игривость и задорность, душевную теплоту, исходящую от человека, и его личностные переживания, впечатления от природы. Мелодия вокальной партии в аккомпанементе практически не дублируется. Вступления, связки и завершения в аккомпанементе строятся чаще всего на материале первой части. Яркость и особую выразительность циклу придаёт обилие звукоизобразительных приемов, разнообразных гармонических, фактурных, ритмических оборотов.

На мой взгляд, в недалеком будущем композиторское дарование замечательной выпускницы Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Екатерины Задериушко, может стать одной из ярких страниц современной музыки Казахстана.

Оксана Мухоморова, музыковед, 4 курс КНК

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *