Фестиваль камерной музыки: продолжение следует…

В разгар цветения урюка, несмотря на весенние ливни, меломаны южной столицы стали свидетелями кипучей деятельности артистов-музыкантов в рамках IV международный фестиваля камерной музыки. Череда концертов с 1 по 4 апреля 2019 года не оставила равнодушным даже искушенного слушателя. Пестрое разнообразие камерных составов, задействование необычного инструментария, насыщенная программа, которую наполнили произведения различных эпох и национальных школ – это далеко неполный перечень достоинств прошедшего фестиваля камерной музыки в Большом зале КНК имени Курмангазы. Репертуарный контент, разработанный кафедрой ансамблевого искусства, смог решить непростую задачу, а именно, гармонично соединить высокохудожественный музыкальный материал и легкую популярную музыку.

По традиции старинная музыка эпохи Барокко задала настрой всему фестивалю. Барочную музыку представили европейские гости-солисты, музыканты аутентичного направления Ronald Martin Alonso (семиструнная виола да гамба) и Dagmar Šašková (меццо сопрано). Вместе с маститыми музыкантами выступил ансамбль старинной музыки «D’EL’SA CONSORT» под руководством Дины Курманалиновой. В их исполнении музыка Жана Батиста Люлли звучала сдержанно и торжественно, одновременно свежо и актуально. Воссоздав праздничную атмосферу французского двора времен Людовика XIV, исполнители успешно справились со спецификой барочной игры на струнных инструментах. В исполнении приглашенных музыкантов публика впервые услышала любовные сочинения французских и английских композиторов XVII-XVIII веков. Душещипательные песни Джона Дауленда «Flow my tears», «Go crystal tears» значительно разнообразили программу концерта, где печальный аккомпанемент лютни успешно заменила виола да гамба. У нее звук звучит тише в отличие от скрипки и виолончели. Виола да гамба изначально была разработана для более интимных камерных концертов. Именно это мягкое, нежное и выразительное звучание придает этому инструменту особое очарование и обаяние.

Программа второго концерта «Фортепианные дуэты» изобиловала произведениями представителей разных музыкальных направлений и стилей — так много музыки было написано для ансамбля известными композиторами. В этот весенний вечер прозвучали фантазия Франца Шуберта, сюита Антона Аренского, сонаты Франсиса Пуленка и Белы Бартока. Разнохарактерность данного концерта заключалась в беспокойности и меланхоличности шубертовской музыки, русской песенности в лирической сюите Аренского, а экспериментаторский дух ярко проявился в сонате представителя французской «Шестерки».

Взрослыми музыкантами почувствовали себя ученики РКСМШИ имени Жубанова, в сонате для 2-х фортепиано и percussion венгерского композитора Белы Бартока, исполнив партии ударных инструментов. Эффектным заключением вечера стало яркое выступление мужского ансамбля в 6 рук. Молодые музыканты продемонстрировали темперамент, удаль и доблесть, соревнуясь за звание лучшего виртуоза в Севильской фантазии Джоакино Россини.

Третий вечер был посвящен произведениям композиторов Казахстана. Были представлены сочинения казахстанских композиторов, в произведениях которых отчетливо вырисовывается национальный дух.

«Степные зарисовки» Артыка Токсанбаева очаровали публику: это была картина, написанная маслом. Сложный струнный квартет Армана Жайым не только эмоционально потряс слушателя, но и вызвал мысли о бренности человеческого бытия… Достойным завершением вечера стала Фантазия на темы Даулеткерея и Сугура, написанная молодым композитором Данияром Бержапраковым, с именем которого мы связываем музыку к недавно вышедшему на экраны казахстанскому фильму «Досье тамады» режиссера Бейбарыса Джуманиязова.

Четвертый концерт «Инструментальные диалоги» на торжественной ноте завершал фестиваль камерной музыки. В первом отделении оперная дива Зарина Алтынбаева исполнила произведения Перселла и Каччини для голоса в сопровождении органа, так редко используемого в качестве аккомпанемента.

Неизгладимое впечатление на публику произвело виртуозное исполнение Трио для кларнета, скрипки и фортепиано Пола Шонфилда с его еврейскими танцевальными мотивами. В сольных моментах музыкантам удалось показать страстность и динамичность музыки, сохранив при этом цельность и логику в изложении музыкальной формы.

Кульминацией концерта стала масштабная по замыслу симфония Брукнера в переложении для камерного состава. Партию фортепиано исполнял почетный гость фестиваля, профессор Венской консерватории Евгений Синайский (Австрия), благодаря харизме которого, мы услышали грандиозность идей автора симфонии. Симфония № 7 ми мажор Антона Брукнера — одна из самых известных его симфоний. Премьера сочинения, исполненная оркестром Гевандхаус под управлением Артура Никиша состоялась в оперном театре Лейпцига 30 декабря 1884 года и принесла Брукнеру величайший успех. Впервые исполненная в Казахстане, симфония вызвала шквал эмоций и неописуемый восторг. Примечательно, что симфония № 7 стала последней записью великого Герберта фон Караяна в Венской филармонии 23 апреля 1989 года за три месяца до его смерти.

Отзвучали последние аккорды и очередной фестиваль позади. Что год грядущий нам готовит? Ведь в этот раз задана очень высокая планка. Нам остается ждать и уповать на профессионализм и креативность организаторов и участников этого замечательного проекта.

Студентка 3 курса ФИИ
Асем ЗАКИРОВА

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *