Инновационные проекты в отечественном музыкознании

Изучение самобытной музыкальной культуры различных диаспор, развивающихся в условиях различных территориальных ареалов, отражение специфики общности и особенностей жизнедеятельности, преемственности традиций, приоритетов в духовной сфере, выявление взаимосвязей и взаимовлияний с художественными традициями местной культуры стало возможным благодаря проектируемой программе Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, связанной с жизнью и деятельностью Ассамблеи народа Казахстана. В этом смысле исследование в широком историко-культурном и социальном аспектах богатейшего и многообразного комплекса музыкального искусства народов, проживающих на территории Казахстана является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в области гуманитарных наук.

В программе важнейшим структурирующим и организующим стержнем предстает созданная по инициативе первого Президента республики Ассамблея народа Казахстана и планомерная государственная политика, в которой декларируется идея единства, дружбы, взаимного согласия и уважения каждого народа, населяющего нашу землю.

Как известно, являясь духовным и организующим центром, Ассамблея играет ключевую роль и имеет несомненно решающее значение для функционирования искусства национальных диаспор. Данная организация стала важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечившим неукоснительное соблюдение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.

Изучение деятельности крупных культурных центров разных этносов позволило определить вклад названных народов в историю развития Казахстана и пути сохранения традиционного фольклорного наследия и вообще самобытной культуры каждого их них.

В этом смысле масштабный научный проект «Музыкальное искусство народов Казахстана», выполняемый сотрудниками отдела музыкального искусства Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова, возглавляемый доктором филологических наук У.К. Калижановым представляет наиболее актуальное, новое, социально и политически значимое направление в сфере исследований в области отечественной музыковедческой науки. Как одно из наиболее перспективных направлений в сфере прикладных исследований в области отечественной музыковедческой науки данный проект предполагает опору на наиболее важные, значимые аспекты среди которых – проблема сохранения, пропаганды, а также функционирования многожанрового и многопланового фольклорного, духовного наследия народов многонационального Казахстана и обогащение традиционной культуры в прогрессивной взаимосвязи и взаимовлиянии.

Вместе с тем одной из не менее важных сторон также является историко-социальная основа этнокультурного многообразия музыкального искусства Казахстана. В этой сфере выделены такие важнейшие проблемы, как выявление специфики национального мировоззрения и мировосприятия каждого из разных народов на пути их постижения общечеловеческих, гуманистических идей и постулатов. В этой связи изучается творчество современных композиторов многообразных национальных диаспор в контексте становления и развития музыкального искусства Казахстана. Сбор, опись и поиск исторических документов, подтверждающих основные причины и мотивы переселения разных народов на территорию Казахстана дали определенные сведения об их жизнедеятельности, менталитете, культурной политике.

В ряду последовательных уровней исследования одним из важнейших аспектов предстало выявление роли региональных центров и поиски мест их компактного проживания, где концентрируются очаги культуры данного народа. В процессе изучения специфических (исконно национальных) особенностей и жанровых проявлений в музыке многонациональных авторов, в обозначении духовных ценностей различных народов, проживающих в современном Казахстане, в комплексе образовалась многокрасочная палитра культурного пронстранства, а также выявился индивидуальный вклад каждой диаспоры в общую, единую систему художественных тенденций и направлений. Полноценное изучение культуры многочисленных народов до сих пор не предпринималось в отечественной музыковедческой науке, за исключением отдельных статей и очерков, дающих не столь полное представление о них, в то время как их численность только в Казахстане составляет значительное количество.

С данных позиций рассмотрен широкий круг вопросов – описание истории, быта, особенности трудовой деятельности, специфика семейного устройства, сохранение фольклорного наследия, сложившегося на вековых традициях, передаваемого из поколения в поколение, а также проблемы морали, нравов, поверий и воспитание терпимости к представителям разных народов и религиозных убеждений.

Процесс изучения жанров и форм музыкального фольклора русских, дунган, киргизов, ногайцев, турок, уйгуров и других народов в полной мере подтверждает тезис о развитом состоянии традиционной культуры и профессионального искусства вышеназванных народов.

Стало традицией, когда на национальных праздниках многочисленных диаспор принимают участие почти все народы Казахстана. Многие интересные мероприятия освещаются по казахскому телевидению, в областных, районных газетах и республиканских журналах.

Таким образом два десятилетия независимости явились доказательством уникального опыта общественного миролюбия и взаимопонимания между многочисленными народами, проживающими в Республике. Опираясь на важнейшие постулаты современного Казахстана, пропагандирующего идею патриотизма, гражданского долга и общенациональной солидарности следует особо отметить важность и значимость выпоняемого научного проекта, связанного с процессом осмысления искусства диаспоры как единой художественной системы (при всем многообразии и различии, ярком контрасте эстетических, идеологических, нравственно-философских принципов, разнонаправленности ее поисков).

Изучение музыкального искусства диаспор в качестве неотъемлемой части отечественной культуры ХХ-ХХI веков позволяет представить движение искусства Казахстана во всей его полноте, сложности, динамизме и многообразии. Достоверные факты свидетельствуют о том, что в формировании многообразного этнического культурного пространства Казахстана свою лепту вносят национальные музыкальные театры, вокально-инструментальные коллективы, эстрадные ансамбли и яркие представители каждого отдельно взятого народа. Исследование их целенаправленной деятельности по возрождению национальной духовности в современном музыкальном искусстве Казахстана представляет новый уровень понимания данной научной проблематики. Разностороннее изучение и системный анализ позволяют полнее раскрыть значение многонационального фактора музыкального искусства как уникального феномена культуры Казахстана. Более подробный разговор о творчестве отдельных авторов способствует углубленному пониманию общей картины развития культуры в целом. Введение в научный оборот совершенно нового материала, связанного с творчеством мастеров культуры различных диаспор, их богатейший опыт будет использован для научного обоснования сохранения и развития традиций национальной культуры. Данный проект нацелен на отражение процесса сохранности, функционирования и развития национальных традиций и иновлияний в музыкальной культуре, трансформации их традиционного наследия в условиях нового тысячелетия.

Гульмира МУСАГУЛОВА, кандидат искусствоведения,

 доцент, зав. отделом музыкального искусства

Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *