К 50-летию Виталия Александровича Шапилова

Сегодня у нас в гостях наш преподаватель, заведующий кафедрой музыковедения, доцент, кандидат искусствоведения Виталий Александрович Шапилов. В этом году у него юбилей – пятидесятилетие – событие значительное в жизни любого человека. Хочется искренне поздравить его с этой знаменательной датой. Нельзя не отметить, что Виталий Александрович – профессиональный педагог и учёный, а также весьма разносторонняя личность, чьи интересы простираются далеко за пределы музыки – и не только классической. Нам бы хотелось задать Виталию Александровичу несколько вопросов для «Новой музыкальной газеты». Мы уверены, что беседа будет увлекательной, ведь на самом деле мы почти не знакомы с этим скромным, немного замкнутым, но очень интересным, многогранным человеком.

Вы закончили аспирантуру в Москве. Какое влияние Москва и Московская консерватория оказала на Вас? Какие методы, принципы преподавания и организации учебного процесса можно было бы позаимствовать у москвичей.

― Учеба в Москве, конечно же, оставила неизгладимое впечатление. Интересно было окунуться в мир передового советского музыкознания, посещать лекции, видеть авторов исследований и учебников, по которым мы осваивали теорию и историю музыки: В.А.Цуккерман, В.В.Протопопов, Е.В.Назайкинский, Ю.Н.Холопов, В.В.Медушевский, Т.Ф.Мюллер, М.Е.Тараканов, А.И.Кандинский и многие другие. И что я могу сказать? Методы и принципы у нас долгое время были общие. Организация учебного процесса также была аналогичной: лекции, практические занятия, семинары. Но сейчас Казахстан обогнал Россию в области введения кредитной системы, перехода на бакалавриат и магистратуру. Не уверен, что данная система имеет преимущества, пока еще рано судить. Сравните сами – мы учились в вузе пять лет, пятый год был преимущественно посвящен написанию дипломной работы. Сейчас студенты должны все успеть за четыре года.

Виталий Шапилов с коллегами и студентами

Наталья Калашникова, Виталий Шапилов, Анна Еникеева, Софья Черкун, Тамара Джумалиева, Валентина Виноградова, Асия Карамендина

Какие современные научные труды, научные идеи произвели на Вас впечатление в последнее время – как позитивное, так и негативное?

― Начну с позитива. Есть весьма интересные идеи, как у нас, так и за рубежом. В частности, перспективное направление разрабатывают музыковеды под руководством профессора В.Н.Холоповой. Они ввели в учебные планы музыковедов и исполнителей дисциплину «Теория музыкального содержания». Зачастую мы увлекаемся структурно-грамматическими нюансами музыкальных произведений, логикой формы, отодвигая на второй план смысловое развитие. Москвичи решили гармонизировать целостный анализ музыкальных произведений категориями содержательного плана.

Нельзя не сказать о масштабном исследовании, проводимом нашим ученым, профессором Б.И.Каракуловым. Симметрология – универсальная наука, способная объяснить все – от структуры атома, до логики появления кульминаций в симфониях Бетховена. И если каждая наука изобретает свою терминологию и категориальный аппарат, то основными понятиями симметрии можно объединить сходные явления в самых разных областях бытия и сознания. Интересно, наверное, обнаружить, что связь элементов фольклорной песни имеет аналоги в структуре, к примеру, цветов подсолнечника, или какого-либо синтетического полимера.

Конечно же, интересные и перспективные работы появляются в области музыки и цифровых технологий. У нас тоже имеются исследования, диссертации по использованию компьютеров в создании музыки, в изучении тембров и т.д.

По поводу негативного отношения. Не слишком-то нравятся работы, ориентированные на конъюнктуру. Когда содержание музыкального произведения формально сводится к актуальным идеям религиозного или политического толка.

Вы используете в процессе обучения много инновационных компьютерных технологий. Расскажите, как зародилось Ваше увлечение компьютерами, написанием компьютерных программ? Можем ли мы ожидать от Вас создания уникальной программы, не имеющей аналогов?

― Увлечение компьютером возникло на фоне естественного интереса к технике. Многие мальчики и юноши интересуются техникой, и я не был исключением. В юности с друзьями посещал кружок радиолюбителей, собирал электронные устройства. И, разумеется, не мог пройти мимо одного из величайших изобретений человечества – компьютера с его многообразными возможностями. Кажется, еще совсем недавно мы бесконечно долго просиживали в библиотеках, конспектируя от руки нужную литературу. Дипломные работы, научные статьи и даже диссертации набирали на печатных машинках в четырех экземплярах через копирку. Четвертый экземпляр прочитать было почти невозможно – его автор оставлял себе. Для того чтобы вставить в работу нотные примеры, нужно было найти переписчика, который умел красиво тушью «нарисовать» ноты. Насколько же сейчас проще работать! И текст, и нотные примеры, и иллюстрации можно выполнить, не выходя из дома, и даже отослать статью или доклад на международную конференцию.

Насчет «уникальной программы». Каждая программа уникальна и необходима при решении каких-то определенных задач. И если появятся специфические проблемы, к примеру, в сфере учебно-методической, или научной работы именно Алматинской консерватории, то, возможно, появится специальная программа. Но пока мы вполне обходимся уже имеющимися программами по музыкальной нотации, сольфеджио и др.

Ваше отношение к современной музыке? И кому из современных творцов Вы отдаете предпочтение? Сочиняете ли Вы музыку?

Музыку я не сочиняю. Я музыковед. О современной музыке можно говорить очень долго. Она очень разная. Множество техник музыкальной композиции, увлечение звуковыми «спецэффектами», различные «поли-»: полистилистика, полиладовость, даже политехника. Различные «-измы». Обратите внимание, уже с прошлого века исчезает стилевая характеристика музыки. Мы говорим: Ренессанс, Барокко, Классицизм, Романтизм. И… музыка двадцатого века. Вместо стиля – хронология. Соответственно, невозможно выразить отношение к «современной музыке» вообще. Если музыкой композиторов-классиков можно наслаждаться эмоционально и в то же время получать «пищу для ума», то современные композиторы академического направления предлагают в большей степени своеобразный аналитический материал для интеллектуального развития.

Я не буду оригинален, если скажу, что особняком стоят такие «столпы» как Шнитке и Губайдулина, а в нашей стране – Жубанова.

Каково Ваше отношение к юмору? Когда он уместен, а когда – нет?

― Конечно, то что делают, к примеру, Игудесман и Джу – невероятно остроумно и смешно. Клоунада и эквилибристика в сочетании с бессмертной классикой может показаться чем-то несерьезным. Однако за всем этим стоит высочайший профессионализм и культура. А когда, бывает такое, на занятиях кое-кто из студентов пытается «изящно сострить» и получается не совсем «изящно»… Я думаю, уместным такой юмор не назовешь.

Расскажите нам о Ваших увлечениях. Мы знаем, что Вы любите рок-музыку – а что именно Вам больше всего нравится?

«Битлз», «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин» и многие другие группы 60-80-х годов – это музыка нашей молодости. Это, безусловно, хорошая музыка, мне ее приятно слушать и сейчас. Такие композиции как «Yesterday» будут, наверное, популярными во все времена. Вы посмотрите, сколько книг, статей, исследований посвящено творчеству «Битлз». Их влияние на современную культуру не менее велико, чем влияние академических композиторов. К тому же, рок-музыка до сих пор служит одним из незыблемых оснований молодежной культуры, в которой сформировались многие поколения.

Что бы Вы хотели пожелать студентам нашей кафедры?

― Здоровья, хороших творческих идей и «зеленой дороги» для их воплощения. Девушкам – успешно выйти замуж. Это тоже очень важно, даже при нашей профессии.

Большое спасибо Вам за интервью. Еще раз с юбилеем Вас, Виталий Александрович, здоровья Вам и больших творческих успехов! 

Вопросы задавали студенты IV курса специальностей «Музыковедение» и «Композиция»

 

, , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.