Композитор Бейбут Дальденбай. Классное интервью накануне юбилея

— Сегодня у музыковедов четвёртого курса КНК им. Курмангазы, – говорит Алла Снегирева, – на занятии по музыкальной критике и журналистике (класс профессора Т. К. Джумалиевой) проходит встреча с композитором, Заслуженным деятелем РК, лауреатом республиканских и международных конкурсов, доцентом кафедры композиции Бейбутом Дальденбаем. Его сочинения звучат в Казахстане, России, Белоруссии, Молдове, Узбекистане, Украине, Литве, Израиле, Корее. Бейбут Дальденбай – автор многочисленных произведений, в том числе балетов «Волшебная любовь», «Ер Тостик», симфонии «Огненная земля», квартетов, поэмы-фантазии «Героическая фреска», «Эхо времени», квинтетов, музыки к драматическим спектаклям, художественным фильмам, а также песен, музыки для оркестра народных инструментов.

В этом году композитор отмечает 60-летие. Нам, молодым музыковедам, было важно накануне юбилея задать несколько интересующих нас вопросов композитору. Предлагаю прослушать фрагменты из произведений Бейбута Абиловича, созданных им в разные годы: из симфонии «Отты жер» («Огненная земля», 1979), торжественной оды для смешанного хора и симфонического оркестра «Ел бақыты» («Счастье народа», 2001) и балетов – «Махаббат періштесі» («Волшебная любовь», 2003) и «Ер Тостик» (2010), а затем перейдем к интервью.

Ярослава Кременцова: Когда говорят о казахстанской композиторской школе, то прежде всего, называют имена композиторов старшего поколения – А. Жубанов, Е. Брусиловский, К. Кужамьяров, Г. Жубанова, Е. Рахмадиев. Как Вы оцениваете состояние современной композиторской школы?

Бейбут Дальденбай: Современное поколение композиторов, которое представлено такими именами как Кенес Дуйсекеев, Жоламан Турсынбаев, Алмас Серкебаев, Тулеген Мухамеджанов, Бахтияр Аманжол, Балнур Кыдырбек, Артык Токсанбаев, Актоты Раимкулова, Владимир Стригоцкий-Пак, Ермек Умиров, Серик Еркимбеков, Куат Шильдебаев, Хабибула Сетеков, Адиль Бестыбаев, Алиби Мамбетов, Гульжан Узенбаева, Ермурат Усенов, Едиль Хусаинов, Серикжан и Алиби Абдинуровы и другими яркими композиторами. Все они активно и плодотворно работают в разных жанрах – театральном, симфоническом, вокально-хоровом, инструментальном, песенном. С большим успехом прошли премьеры оперы «Томирис» и балета «Тлеп и Сарыкыз» А. Серкебаева, «Реквиема» Б. Кыдырбек, балета «Корейская легенда» В. Стригоцкого, произведений для оркестра казахских народных инструментов Е. Усенова. Но ситуация, в которой мы работаем иная, более сложная, чем у наших предшественников: государственных заказов почти нет, наши произведения нечасто звучат по радио, телевидению, на концертной эстраде, редки поездки за рубеж на композиторские фестивали и симпозиумы, есть трудности с изданием клавиров и партитур. В то же время, я должен сказать, что министерство культуры и спорта Республики Казахстан проводит ежегодно конкурсы, например, «Тәуелсіздік толғау», или песенный – «Астана Бәйтерек» на создание лучших произведений. В целом же наши композиторы продолжают сочинять музыку, донося до широкого слушателя свои мысли и чувства, щедро делясь с ним своими художественными откровениями.

Шерхан Мухамбетжанов: Вы один из талантливых учеников Газизы Ахметовны Жубановой. В какой степени она оказала на Вас влияние и что было определяющим?

Бейбут Дальденбай: Мне в жизни очень повезло, так как я учился у Газизы Жубановой. Газиза Ахметовна – не только выдающийся композитор, личность, но и выдающийся педагог. Не случайно именно она воспитала целое поколение композиторов, которое представляет лицо казахстанской композиторской школы. Сила её метода преподавания в том, что она давала возможность свободно развиваться каждому из нас, не «давила» и не ограничивала наше видение, фантазии, стремление выразить себя. Может поэтому её ученики все такие разные и в то же время ярко индивидуальны. Газиза Ахметовна щедро делилась с нами знаниями современной, национальной музыки, помогала реализовать творческие идеи, помогала не только в учёбе, но и в личных жизненных ситуациях. Она научила нас работать и быть постоянно в поиске.

В годы учёбы мы много слушали музыки, изучали и просматривали клавиры, партитуры современных авторов, и почти ночевали в фонотеке. Также стремились впитывать знания не только в сфере музыки, но и других отраслях науки и искусства. Так как композиторская деятельность требует много знаний для воплощения идей, надо работать над собой и учиться, познавая новое каждый день. В 1997 году я написал поэму-фантазию для симфонического оркестра «Уақыт жаңғырығы» («Эхо времени»), которая посвящена памяти моего дорогого Учителя, Газизы Ахметовны Жубановой.

Гульдана Насырова: Творческий процесс проходит у каждого композитора по-разному: конструктивно, «как бог на душу положит», за столом, на ноутбуке, во время прогулок, на природе и так далее. А как этот процесс проходит у Вас?

Бейбут Дальденбай: В основном я работаю за столом и за компьютером. Вы, наверное, знаете, что сам процесс сочинения музыки – очень сложный. Он зависит от многих компонентов – осенившей идеи, настроения, разных импульсов, мотивации, обстановки и, конечно же, от жизненных реалий и коллизий, личных переживаний. Музыка – моё существование, способ видеть мир, выражать то, что ощущаешь, то, что затронет за душу других. Как и большинству композиторов, в молодости мне было писать музыку гораздо труднее, чем сейчас, когда найден свой музыкальный язык, сложился стиль, творческая манера письма.

Тилекши Жаймуханова: С 2004 года Вы ведёте класс композиции в нашей консерватории. Расскажите о своих учениках, и что для Вас является главным в педагогическом методе?

Бейбут Дальденбай: Трудно ли быть педагогом? Мне лично не трудно, так как я прошёл школу Газизы Ахметовны. И я учу студентов, опираясь на этот бесценный опыт, следуя её методу. Главное для педагога, чтобы ученик нашёл своё «Я», свою индивидуальность и неповторимость. И сумел выразить её в музыке. Именно по этому признаку мы узнаем музыку великих творцов – Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна, Софью Губайдулину, Газизу Жубанову, Куддуса Кужамьярова, Еркегали Рахмадиева и других творцов.

Раньше композиторы учились пять лет, к сожалению, сейчас обучение сократили на один год. В идеале композиторы должны учиться всю жизнь. Педагогу в каждом из учеников нужно разглядеть индивидуальность, выявить сильные и слабые стороны его дарования, и развивать его. Не случайно выдающиеся композиторы говорят о том, что таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты. Я очень горжусь, что в моём классе по композиции много талантливых молодых музыкантов. Среди них я бы выделил Армана Жайыма, Нурасыла Нуридина, Ильяса Ходжабекова, Болатбека Нуркасымова (магистрант), которые в данное время активно и успешно выступают на композиторском поприще. И я надеюсь, что эта плеяда продолжит плодотворную линию старейших композиторов и опытнейших профессоров нашей консерватории – Ахмета Жубанова, Евгения Брусиловского, Куддуса Кужамьярова, Газизы Жубановой, Еркегали Рахмадиева, Анатолия Бычкова, Мансура Сагатова и других мэтров.

Ярослава Кременцова: Для многих современных композиторов, в том числе и казахстанских, характерен синтез национальной основы и современной композиторской техники. К какому типу композиторов Вы себя относите?

Бейбут Дальденбай: Спасибо за вопрос! Прежде всего, должен сказать, что я – представитель казахстанской композиторской школы, которая формировалась под влиянием русской композиторской школы – М. Глинки, П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова. Наши педагоги были выпускниками Санкт-Петербургской, Московской консерваторий, так что преемственность с русскими композиторами, опора на их ведущие принципы – демократичность, народность искусства, ярко выраженное национальное начало, свобода в творчестве, как говорится, на лицо, и они характерны для нашего творчества. В то же время, живу и работаю на стыке ХХ и ХХI веков, опираюсь на мировую музыку. Мне интересны такие композиторы, как А. Шёнберг, Б. Барток, Дж. Кейдж, К. Штокхаузен, Д. Лигети, К. Пендерецкий. В произведениях использую современную композиторскую технику – додекафонию, сонористику, алеаторику и т. д. Но в каждом случае, когда сочиняешь музыку, перед композитором возникает проблема – найти баланс, достичь органичного синтеза этих двух начал, и, конечно же, внести что-то новое, своё.

Алла Снегирёва: Меня интересует вопрос, связанный с мюзиклом, так как я пишу дипломную работу по этой теме. Каковы перспективы развития мюзикла в Казахстане?

Бейбут Дальденбай: Да, это очень интересный, красочный, доступный, но и сложный для композиторов жанр, который синтезирует признаки оперетты, оперы, водевиля, бурлеска, ревю, и требующий от исполнителя универсализма. Мюзикл завоевал большую популярность в мире. Достаточно назвать такие шедевры как «Вестсайдская история» Л.Бернстайна, «Кабаре» Дж. Кандера, «Иисус Христос – Суперзвезда», «Кошки», «Призрак оперы» Э. Ллойд-Уэббера, «Нотр Дам де Пари» Р. Кочиантэ. Наши композиторы – К. Дюсекеев, А. Серкебаев, Б. Кыдырбек, С. Еркимбеков также проявили интерес к этому жанру и являются авторами мюзиклов. Я тоже не остался в стороне и написал театральные пьесы близкие к мюзиклу: «Кербула атты – Кендебай», «Қозы Қорпеш – Баян-Сулу». Но должен сказать, что осуществить постановку такого специфичного и сложного театрального спектакля в наших реалиях по разным причинам достаточно проблематично. Успех зависит от многих факторов – исполнителей, рекламы, подготовленности аудитории, и наконец, самое главное – это экономическая сторона, финансирование. Но всё-таки, перед нами специфически национальная форма искусства. Это – американский театр, точнее, бродвейский театр.

Назерке Базарханова: Почему композиторы Вашего поколения обходят стороной темы современности, которые затрагивали в своем творчестве Г. Жубанова, Е. Рахмадиев, С. Мухамеджанов, М. Сагатов?

Бейбут Дальденбай: Я не могу с Вами полностью согласиться. Эта тема имеет место в творчестве моих современников, хотя и в меньшей степени. Последнее связано с произошедшими историко-политическими изменениями. Напомню, что во времена СССР композиторы были призваны сочинять высокоидейные произведения для народа, а в наше время патриотическая линия несколько ослаблена. Тем не менее, могу назвать ряд достойных произведений, связанных с современной тематикой – симфоническая поэма «Арал» Е. Умирова, «Квартет памяти комсомольцев Казахстана» А. Меирбекова, увертюра для симфонического оркестра «Президенттің ұландар салтанаты» Е. Хусаинова, а также мои сочинения – симфония «Огненная земля», вокально-хоровые произведения «Үмбеталы» (поэма-реквием), «Ардагерлер» («Ветераны»), «Болмасын соғыс» («Нет войне»)», «Ел бакыты» («Счастье народа»).

Святослав Яновский: Ваши дети пошли по Вашим стопам, или выбрали иной путь?

Бейбут Дальденбай: Мои дочери выбрали другие специальности. Но они любят музыку, в своё время получили образование в музыкальной школе, где и изучали основы музыкального искусства и научились разбираться в музыке. Благодаря этому, они с удовольствием ходят в оперный театр и на концерты, слушают классическую, казахскую, современную музыку, а также музыкальные произведения, которые я сочинил. Мне бы хотелось посоветовать Вам, как будущим родителям, отдавать своих детей в музыкальные школы, потому что это способствует эстетическому, культурному воспитанию нового поколения.

Тилекши Жаймуханова: В этом году Вы отмечаете свой юбилей, 60-летие. Как он будет проходить, какие новые сочинения специально написаны для него?

Бейбут Дальденбай: В Талдыкургане полным ходом идёт подготовка к моему юбилейному концерту. В Алматы также пройдёт ряд отдельных концертов, рассредоточенных и намеченных на середину декабря, уже идут репетиции симфонического оркестра. Одновременно готовится к изданию сборник песен, сборник пьес для народных инструментов. Ожидается издание монографии Д. А. Ахметбековой, посвящённой моему творчеству. На данном этапе всё находится в процессе организации и подготовки. Смею надеяться, что все пройдёт на должном уровне. И, пользуясь случаем, приглашаю всех желающих на свой юбилейный концерт!

Бейбут Дальденбай и студенты

Слева направо: Гульдана Насырова, Алла Снегирёва, Назерке Базарханова, Бейбут Дальденбай, Тамара Джумалиева, Тлекши Жаймуханова, Ярослава Кременцова

Алла Снегирева: От имени музыковедов четвёртого курса большое спасибо Вам, уважаемый Бейбут Абилович! Прежде всего, за Вашу музыку, за то, что уделили нам время, пришли на встречу, за состоявшийся диалог. Мы желаем Вам творческого вдохновения, плодотворной деятельности, творческого долголетия и благодарного слушателя!

Интервью подготовила и записала

Алла СНЕГИРЕВА, музыковед, 4 курс КНК им. Курмангазы

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *