Концерт альтовой музыки к 80-летию Я. И. Фудимана

4 февраля 2014 года в Малом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы состоялся концерт, посвященный 80-летию профессора Якова Иосифовича Фудимана, видного деятеля в альтовом искусстве Казахстана. Вот уже десятый год существует традиция проведения концерта альтовой музыки в день рождения этого прекрасного музыканта, выдающегося педагога, воспитавшего целую плеяду альтистов по всему Казахстану и далеко за его пределами. В их числе Н. Х. Каримов – профессор кафедры струнных инструментов КазНУИ, Лауреат III премии Международного конкурса Зальцбург-Южноуральск в номинации «Камерный ансамбль», С. Афанасенко – профессор и основатель прославленного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии», ведущие педагоги РССМШИ им. А. Жубанова и К. Байсеитовой К. Х. Мулдагалиева и Л. Н. Дудник, концертмейстеры группы альтов ГАТОБ им. Абая А. Тустыкбаева и Н. Сагимбаев, альтист Государственного квартета Республики Казахстан, Д. Балагумаров и многие другие.

Родной город Я. И. Фудимана – Калининец Московской области. Во время Великой Отечественной Войны в 1941 г. его семья эвакуировалась в Свердловск, где будущий основоположник альтовой музыки в Казахстане учится в школе-десятилетке при Уральской Государственной консерватории им. М. Мусоргского (класс профессоров П. С. Столярского и Н. Шварца). После он поступает в Уральскую Государственную консерваторию им. М. Мусоргского на специальность «скрипка» в класс профессора Наума Шварца. На второй год обучения талантливого студента серьезно интересует инструмент альт. Фудиман переходит в класс заслуженного артиста РСФСР Г. И. Тери и заканчивает консерваторию именно как альтист.

Общеизвестно, долгое время альт являлся самым «незадачливым» участником струнной группы в оркестре. К инструменту, занимающему, промежуточное место между виолончелью и скрипкой бытовало вспомогательное отношение – альт заполнял пустоту интервалов, скрашивал резкие ходы. В эпоху XX века композиторы (Б. Барток, П. Хиндемит, Д. Шостакович), стали доверять инструменту важные партии, разглядев в его приглушенном, несколько простуженном и слегка гнусавом тембре новые краски, обогатившие средства художественной выразительности. «Альт, – как пишет французский музыковед Альбер Лавиньяк, автор книги «Музыка и музыканты», – это инструмент-философ, немного печальный и негромкий. Альт всегда готов прийти на помощь другим инструментам, но никогда не пытается привлечь внимание к самому себе».

Яков Фудиман

Открывшаяся в 1944 году Алма-атинская консерватория остро нуждалась в профессиональных кадрах. В 1958 году по приглашению ректора АГК имени Курмангазы Куддуса Кужамьярова, Я. И. Фудиман приехал в Алма-Ату. Свою педагогическую деятельность в АГК он успешно совмещал с воспитанием юных музыкантов в РССМШИ им. К. Байсеитовой, в качестве концертмейстера возглавлял группу альтов ГСО КазССР. Музыкант играл в ансамбле с такими известными исполнителями и коллективами как Э. Россман, А. Мусаходжаева, «Камерата Казахстана». В 1960 году им был основан камерный оркестр (первый в Казахстане). Репертуар оркестра включал в себя сложнейшие произведения мировой музыки, в том числе впервые прозвучавшие в Казахстане «Бранденбургские концерты» И. С. Баха, концерты и симфонии Й. Гайдна и В. Моцарта, Камерная симфония Д. Шостаковича. Я. И. Фудиман выступал с ГСО КазССР, совершил гастрольные поездки в Великобританию и США с оркестром «Алтын-Алма». Ряд концертных программ им было подготовлено с ГКО «Академия солистов». Как отмечают коллеги, Фудиман славился, глубиной мышления, умением добиваться звучания и контактировать с каждым участником ансамбля. Ученики Якова Иосифовича говорят о его трепетном к ним отношении, об умении точно оценивать возможности и способствовать развитию творческой индивидуальности.

квартет Коган, Касеинов, Баспаев, Фудиман

квартет Коган, Касеинов, Баспаев, Фудиман

Учениками Якова Иосифовича, уже по сложившейся многолетней традиции бережно подготавливается программа для каждого ежегодного концерта, посвященного памяти учителя. Репертуар концерта был выдержан в стиле педагога: прозвучали сложнейшие произведения мировой классики и музыки XX века: от Прелюдии и фуги Баха в исполнении Сакена Бергалиева (студента МГК), до I части концерта П. Хиндемита «Der Schwanendreher» с участием постоянного концертмейстера класса Фудимана – Елены Шалковой. Дина Курманалинова и Диана Ахметова сыграли в дуэте Пассакалию Г. Ф. Генделя (переложение Ю. Хальворсена для скрипки и альта). Студент Новосибирской консерватории Думан Жамалкожа ярко сыграл Сонату для альта соло Ф. С. Дружинина – альтиста, педагога, композитора и народного артиста РСФСР. Впервые на сцене в Алматы прозвучало Appassionato в трактовке Дарии Барлыбаевой (МГК) и Акамарал Кажгалиевой известного французского композитора Анри Бюссе (1872–1973). Особенностью творческой манеры последнего является переработка ранее созданных им произведений в оперный жанр, что напоминает, творческие поиски великого Бетховена, для которого жанр фортепианной сонаты стал своеобразной творческой лабораторией, опыты которой он переносил в симфонию. В этот вечер слушатели имели возможность познакомиться с Серенадой для гобоя, альта и фортепиано в исполнении А. Сагимбаевой, Н. Сагимбаева и А. Конысбаевой Роберта Кана (1865—1951), представляющего немецкую композиторскую школу. Ведущий концерта альтист, ученик Фудимана Н. Сагимбаев привел интересный факт из творческой биографии Р. Кана: когда Роберт первый раз принес ноты своей Серенады, издательство отказалось принять в печать из-за нетрадиционного состава ансамбля. Однако автор был настойчив, он отстоял свою идею, для чего в следующий раз принес 9 разных вариантов переложений этого произведения.

класс Я. Фудимана

класс Я. Фудимана

В завершении концерта, отличавшегося особой атмосферой, наполненного теплыми эмоциями, воспоминаниями о коллеге, прекрасном музыканте, педагоге Якове Иосифовиче Фудимане, прозвучали Allegro и финал Концерта для кларнета и альта крупнейшего композитора Макса Бруха в интерпретации солистов оркестра ГАТОБ им Абая Биржана Жакупова, Ольги Калько и Алькена Айдоса. Такие вечера оставляют незабываемые впечатления и обогащают нас духовно.

 

Ярослава КРЕМЕНЦОВА, музыковед, студентка II курса

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *