Магия длиной в четыре дня (о Фестивале камерной музыки)

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира!
Вздох ангела в нашей душе! Когда замирает слово
и наши немые сердца в одиночестве
томятся за решеткой нашей груди —
о, тогда только благодаря тебе могут
они послать друг другу отклик
из своих тюрем, соединить в
одной пустыне свои далекие стоны.

Жан Поль

С 1 по 4 апреля 2019 года в Большом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы прошел IV фестиваль камерной музыки, в котором принимали участие знаменитые отечественные и зарубежные музыканты и исполнители. Спонсором фестиваля выступил Фонд поддержки культуры и искусства имени Ермека Серкебаева (в лице Камилы Серкебаевой).  Это событие, собиравшее полные залы в течение четырёх дней, стало знаковым явлением для культурной жизни нашего города. Участники фестиваля исполнили для казахстанского слушателя уже полюбившиеся ему произведения западноевропейских композиторов, а также познакомили с новыми, доселе не звучавшими в стенах консерватории шедеврами старинной музыки и произведениями казахстанских композиторов.

Отметим, что данное мероприятие  давно стало ежегодной традицией,  горячо полюбившейся публике. Начиная с весны 2016 года, когда 18-24 апреля проходил I фестиваль, организаторы проекта, в лице кафедры ансамблевого искусства КНК им.Курмангазы и идейного вдохновителя, заведующего кафедрой Медеубаевой Сауле Мухановны, активно и с большим успехом пропагандируют классическую музыку всех направлений, жанров и стилей. Каждый фестиваль был уникален по-своему. И нынешний не стал исключением: благодаря участию в фестивале специально приглашенных гостей  – Рональда Мартина Алонсо (виола да гамба, Франция), Дагмары Шашковой (вокал, Франция), а также представителя известной музыкальной династии, профессора Венской консерватории Евгения Синайского (фортепиано, Австрия), IV фестиваль камерной музыки приобрел статус международного уровня.  

фестиваль камерной музыки

Участники первого дня фестиваля (слева направо): Д.Курманалинова (скрипка, Казахстан), Р.М.Алонсо (виола да гамба,Франция), Д.Шашкова (вокал, Франция)

В этом году участники мероприятия познакомили слушателей с музыкальной культурой разных эпох. В первый день фестиваля зрители наслаждались старинной музыкой XVII века, а также необычным тембром виолы да гамбы в исполнении Р.М.Алонсо, и нежным сопрано Д.Шашковой. Приглашенные гости вместе с казахстанскими исполнителями познакомили нас с произведениями Мишеля Ламберта, Себастьяна ле Камю, Джона Доулэнда и Генри Перселла – одних из самых ярких представителей раннего французского и английского барокко, продемонстрировав свое профессиональное мастерство на самом высоком уровне. Практически весь первый день фестиваля состоял из одних премьер. Такие произведения как «Ombre de mon amant», «Vosmeprischaque jour», «Helas,elles’enva», «Amour, cruel amour», «Flow my tears», «In darkness let me dwell» покорили публику своей нежностью и утонченностью, так свойственным музыке барокко. Помимо заграничных гостей свое мастерство продемонстрировали и отечественные музыканты. Особо запомнились слушателям музыканты, лауреаты международных конкурсов, участники ансамбля стариной музыки «D’el’saconsort»: Д. Курманалинова (худ.руководитель ансамбля), Е.Сапарбаев, О.Калько, М.Омирбеков, благодаря своему исполнению увертюры «Scylla e Glaucus» Жана Батиста Люлли.

Второй день фестиваля был посвящен фортепианной музыке, а именно фортепианным дуэтам. Студенты и преподаватели консерватории С.Медеубаева, А.Романенко, С.Атагелдиева, А.Мельникова, А.Кульшарипов Л.Акшпекова, А.Наумова, М.Максимов, А.Отетлеу, В.Островерхов, Б.Таубалды, К.Салихов исполняли музыку русских и западноевропейских композиторов, от Баха до Бартока. Своей меланхоличностью, глубокой любовной лирикой, а также красотой музыкальных тем покорила сердца слушателей Фантазия для фортепиано в 4 руки Франца Шуберта, которым открывался второй день фестиваля. «Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний — все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях» — находим мы в «Творческих портретах композиторов». Участники фестиваля смогли в полной мере передать эту палитру красок благодаря своему проникновенному исполнению, и были вознаграждены бурными овациями зала.

Одним из самых ярких и запоминающихся номеров второго дня стала сюита для двух фортепиано из пятнадцатого опуса Антона Степановича Аренского в исполнении преподавателей кафедры ансамблевого искусства Сауле Медеубаевой и Сабины Атагелдиевой. Невозможно передать словами ту магию, царившую в зале во время звучания этой музыки. Слушатели были охвачены силой проникновеннейшего исполнения, глубокими чувствами, которые выходили из-под клавиш рояля. Музыка, эмоции, чувства, исполнители, слушатели – все было прекрасно в этом дуэте.

Участники второго дня фестиваля (слева направо)

Участники второго дня фестиваля (слева направо): С.Медеубаева, С.Атагелдиева исполняют сюиту для двух фортепиано ор.15 А.Аренского

Помимо фантазии Ф.Шуберта и сюиты А.Аренского в программу второго дня вошли такие произведения как соната для двух фортепиано Ф. Пуленка, соната для двух фортепиано и ударных Б.Бартока (исполнялась вместе с учащимися РКСМШИ им.А.Жубанова), «Трилистник» для фортепиано в 6 рук В.Ф.Э.Баха, и «Севильская фантазия» для фортепиано в 6 рук Дж.Россини.

3 апреля в рамках фестиваля исполнялись «Камерно-инструментальные сочинения композиторов Казахстана». Слушатели смогли познакомиться с творчеством Г.Жубановой, А.Токсанбаева, Г.Узенбаевой, А.Серкебаева, Д.Бержапаркова, А.Жайыма. Токсанбаев А. Очень восторженно публика встретила фортепианное трио «Степные зарисовки» А.Токсанбаева, фантазию на темы Даулеткерея и Сугура Д.Бержапракова. Интеллектуальностью и глубиной мысли запомнилось фортепианное трио произведение Г.Узенбаевой «GASESА», посвященное  Газизе Ахметовной Жубановой. Третий день фестиваля, безусловно, оживил и разнообразил исполнительский репертуар современных музыкантов.  Произведения казахстанских композиторов стали включаться в программу концертов и фестивалей.  Такая новация,  несомненно, будет  содействовать пропаганде и популяризации Новой музыки, а также  выводу исполнителя на новый уровень.

Участники третьего дня IV фестиваля камерной музыки

Участники третьего дня IV фестиваля камерной музыки

В четвертый день фестиваля, в его закрытие, музыканты Е.Синайский, З.Алтынбаева,  Д.Буркитбаев, Т.Каратаев, А.Тхай, А.Исаева, Д.Барлыбаева, С.Мамутбаев, А.Алмасбеков, М.Омирбекова, Н.Кажгали) решили удивить публику смелыми идеями в области исполнительского репертуара, а также порадовать слушателей несколькими премьерами. Среди самых значимых из них – Симфония №7 Антона Брукнера в переложении для кларнета, валторны, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, фортепиано и гармоники. Зрители были в восторге, их, безусловно, покорила музыкальная стилистика и яркий гармоническиий язык гениального австро-немецкого романтика. Участникам фестиваля удалось передать настроение произведения, возвышенные идеалы, идеи духовности Брукнера наполнили атмосферу зала особым настроением. Заметим, что четвертый день фестиваля в принципе был выстроен из произведений, направленных на духовный мир слушателя, на его диалог с самим собой, диалог с собственной душой. Трудно вспомнить неяркие номера. Чего стоило только исполнение «Ave Maria» для голоса и органа Дж.Каччини или «Sweetbirds» для голоса и органа Г.Ф.Генделя. Вечные идеи Г.Малера говорили с нами через его знаменитый фортепианный квартет.

Участники третьего дня IV фестиваля камерной музыки

Участники третьего дня IV фестиваля камерной музыки

Восторг слушателей был выражен бурными овациями в конце по завершении концерта, коими они еще долго не отпускали музыкантов со сцены. И их можно понять – они подарили гостям фестиваля незабываемые эмоции. Все четыре дня проекта участники фестиваля выкладывались на все сто процентов, а то и больше. Их уровень профессионализма в очередной раз показал, что аудитория, которую образует профессиональные музыканты, просвященные любители музыки, дилетанты музыки, музыкально несведущий слушатель, постепенно и непрерывно расширяясь, готова с интересом слушать  и  воспринимать этот необычный, для него звучащий мир камерной музыки.  Конечно же, немаловажную роль в этом сыграла спонсорская поддержка Фонда поддержки культуры и искусства имени Е.Серкебаева, без которого многие бы задумки организаторов фестиваля не были воплощены в жизнь. От всей души благодарим всех музыкантов, принимавших участие  в IV международном фестивале камерной музыки, за подаренные и пережитые эмоции, и с нетерпением ждем следующего фестиваля!

 

Данияр БЕРЖАПРАКОВ,
докторант КНК им.Курмангазы

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *