Молодой композитор Нурасыл Нуридин

Добрый день! Сегодня гостем нашей рубрики стал студент 4 курса, молодой и талантливый композитор Нурасыл Нуридин, класс профессора, Заслуженного деятеля РК Б.А. Далденбай.

Не каждый композитор, а особенно студент, имеет такое счастье услышать свое произведение и увидеть его в «живой» постановке. А у Нурасыла Нуридина в прошлом году на Астанинской сцене состоялась премьера балета! Не случайно, у нас студентов музыковедов 4 курса, возникло желание познакомиться поближе с личностью композитора и узнать, что делается на композиторском поприще, что пишут наши современники и что происходит в творческой жизни сокурсника и соседа по парте.

Вероника Тетерина: Добрый день, Нурасыл! Спасибо большое, что нашёл время для беседы!

Нурасыл Нуридин: Хочу в свою очередь поблагодарить вас, за интерес к моему творчеству и приглашение.

Ерасыл Тыныбеков: Мы были очень удивлены и обрадованы новостью о твоей относительно недавней астанинской премьере балета. Расскажи о процессе его создания. Какие яркие моменты запомнились со дня премьеры?

Нурасыл Нуридин: Прежде всего, мне хотелось бы выразить благодарность своему преподавателю Б.А. Дальденбай за оказанное доверие. Видите ли, он передал мне ежегодный тендер на сочинение балета, выигранный  им. За что я очень признателен, ведь это мой первый серьезный опыт. Вначале я познакомился со сценарием, который был довольно понятно и детально расписан, 25 сцен общей продолжительностью 45 минут, вместе с увертюрой. Увертюра звучала в сопровождении мультфильма. В качестве либреттиста выступил Дюсембек Накипов. Я посещал театр сестер Габбасовых, занимающихся постановкой балета, примерно два – три раза в неделю. На этих встречах мы обсуждали детали. В итоге 25 номеров были сочинены в течение пяти месяцев, включая компьютерную обработку. Премьера прошла с большим успехом, и мне кажется, что одной из причин была удачная подборка артистов.

Балет Ерлик БакаВероника Тетерина: Расскажи, пожалуйста, какие произведения на сегодняшний день есть в твоём творческом багаже?

Нурасыл Нуридин: Написано более 200 сочинений. Начальный период моего творчества  был посвящён работе над камерными произведениями: сонаты, дуэты для фагота и фортепиано, флейты или какого либо другого инструмента, на которых играли мои одноклассники. Сейчас я гораздо больше внимания уделяю  симфоническим жанрам. В настоящее время пишу музыку к мультфильму «Ерден Атаның әнгiмелерi», что в переводе на русский означает «Рассказы дедушки Ердена», который показывают на телеканале Балапан (вторник, четверг, суббота, воскресенье с утра).

Курманбаева Мереке: Чем был мотивирован выбор профессии и когда впервые ты обнаружил в себе талант и тягу к композиции? Кто из музыкантов сыграл решающую роль в формировании тебя как личности и художника?

Нурасыл: Первый опыт сочинения был еще в 5-6 классе. Импульсом стала Восьмая «Патетическая» соната Бетховена, которая сильно запала мне в душу. Впоследствии, пробы пера продолжились, и уже в 2005 году с установкой на мой компьютер программы Finale (нотный редактор) композиторская деятельность начала приобретать серьезный характер. Вначале это были несложные пьесы, в подражание Шопену, Бетховену, Баху. В некоторых произведениях проявилось влияние Моцарта, но в целом доминантой было Бетховенское слово. Писал я много. Однажды, перебирая ноты, обнаружил в своих рукописях сборник 2008 года, многие пьесы в котором написаны в духе Шопена, около 300 страниц музыки – вальсы, мазурки, шесть полонезов. В последствие, познакомившись с творчеством Вагнера, Малера, мне стала более интересна именно инструментальная музыка.

А преподавателем, заложившим основное музыкальное зерно, привившим любовь к музыке  был известный музыковед и педагог Ербол Калиакбарович Кабдуллин. Он научил меня азам теории музыки, расширял мой кругозор в области музыкальной литературы, знакомил  с разными композиторами. А незаменимые знания основ техники композиции и сочинения музыки мне дал  мой педагог по специальности Бейбут Абилович Дальденбай.

Дария Адилбаева: Какой музыкальный жанр наиболее предпочтителен и почему?

Нурасыл Нуридин: Я очень люблю симфоническую музыку, потому что симфонический оркестр обладает колоссальными выразительными возможностями,что даёт простор для фантазии. Честно сказать, я не сторонник экспериментальной музыки, авангарда. Мне больше нравятся саундтреки к кинофильмам, где есть конкретный сюжет. Что касается жанровых предпочтений, то для меня оно уже достаточно определено – это эпическая музыка, потому что я дитя кочевников, а кочевники – это эпика. Бескрайние просторы казахстанских степей, быстроногие тулпары, величие тян-шанских гор, богатая история казахского народа: вот что вдохновляет меня!

Вероника Тетерина: А. Жубанов, Е. Брусиловский, М. Тулебаев, Л. Хамиди, Г. Жубанова, К. Кужамьяров – это художественное достояние, и уже история казахской музыки. А какие, на твой взгляд, фигуры современных композиторов Казахстана являются ведущими, и выдерживают ли они сравнения с кумирами прошлых лет? Знаком ли ты с произведениями современных отечественных композиторов, которые перешагнули границы национального искусства и звучат на мировой сцене.

Нурасыл Нуридин: Да, я знаком, это современные композиторы, большинство из которых преподают в консерватории: Бейбут Дальденбай – мой педагог, Актоты Раимкулова, Владимир Стригоцкий-Пак, Бахтияр Аманжол.  Примерно полгода назад казахстанских композиторов исполняли в Украине на фестивале, где их произведениями дирижировал известный композитор и дирижер В. Рунчак. Меня привлекает творчество моего преподавателя. Одно из его произведений, которое мне особенно нравится,  посвящено памяти выдающегося композитора современности Г. Жубановой.

Сандугаш Гинаятова: Каково твоё отношение к современной западноевропейской музыке? И в частности творчеству композиторов-авангардистов.

Нурасыл Нуридин: Как человек и композитор, живущий в современном мире, я просто обязан интересоваться современной, экспериментальной музыкой. Года два или три тому назад я  даже пробовал сочинять подобную музыку. Одно из моих произведений под названием «Камень» в духе авангарда я отправлял на конкурс в Ташкент. До этого я участвовал в лаборатории ОМНИБУС, которую возглавляет Сергей Ким, композитор Узбекистана. Но сейчас я ушел от современной музыки, и больше склоняюсь к музыке академического и традиционного толка.

Есенгалиева Айнур: Расскажи о наиболее ярких моментах из твоей творческой биографии.

Нурасыл Нуридин: Конечно же, самые яркие моменты на сегодняшний день связаны с участием в конкурсах и различных олимпиадах. Это Международный конкурс в Новокузнецке, в котором я участвовал с романсом «Ореховый гном», будучи учеником старших классов музыкальной школы (2009 год).

Это участие в мастер-классе ОМНИБУС лаборатории в Ташкенте в 2011 году под руководством Артема Кима. Которое также сопровождалось посещением Современного Театра Ильхом, где играет одноименный ансамбль Омнибус, и все спектакли идут в сопровождении реально звучащей музыки, а сами оркестранты являются непосредственными участниками сценического действия

Ярошенко Ольга: С каким жанром, или жанрами вы связываете свое творческое будущее?

Нурасыл Нуридин: Я склоняюсь больше к симфонической музыке. Если говорить о балете, то в наше время найти что-то новое для балета –  нелегкая задача. Да и к тому же, чтобы создать хороший балет, необходимо быть знакомым с хорошим хореографом, подкованным в музыкальном плане. И конечно, не будем умалять ценности сюжетной стороны балета. В этом поможет крепкий либреттист. К примеру, три балета Чайковского. Все они знамениты. Просто сошлись в одном месте и в одно время три ключевые составляющие: хороший хореограф, хороший либреттист (Мариус Петипа) и гениальный композитор. Поэтому мне кажется, что нам нужен «казахский Петипа».

Вероника Тетерина: Скажи, пожалуйста, какой вопрос ты бы хотел задать самому себе и ответить на него? Нам всем это интересно.

Это вопрос молодого композитора застал врасплох. Лицо его несколько изменилось в эмоциях. И тут мы поняли, что интервью пора заканчивать. В. Тетерина в процессе разговора, подчеркнула , что во время интервью внимание обращается не только на содержание ответа, но и на  мимику, жесты, манеру поведения, и что впоследствии все это будет запечатлено в статье. На что интервьюируемый бросил притворно-язвительную фразу: «Я вам припомню!» Естественно в аудитории разразился заливистый смех. После снимающего напряжение смеха, композитор продолжил: «Я бы хотел написать серьезную музыку к кинофильму, эпического толка. Ханс Циммер для меня в этом вопросе является кумиром».

Вероника Тетерина: Желаем успехов и радостей творчества! Побольше дерзких идей и экспериментов!

 

Интервью записала Вероника ТЕТЕРИНА,

музыковед IV курс

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *