Музыкальные вечера… Мои впечатления

С 3 по 6 апреля 2017 года на сцене Большого концертного зала Казахской национальной консерватории имени Курмангазы прошел ежегодный, уже второй по счету Фестиваль камерной музыки. По сравнению с первым фестивалем, который проходил с 18-24 апреля 2016 года, оставивший превосходное впечатление от прекрасной музыки и игры профессиональных музыкантов, второй фестиваль поднял свой статус на новый уровень. Весьма оригинально подобранная программа, включающая в себя произведения композиторов разных эпох, таких как барокко, классицизм, романтизм, музыка XX века, а также современная музыка, привнесла в фестиваль особый интерес и атмосферу.

Хотел бы отметить, что все четыре дня концерты проходили в Большом зале консерватории. Это очень важный момент, потому что большой зал, как для музыкантов, так и для слушателей характеризуется своим масштабом и величием.

Первый день фестиваля «От старинной до современной музыки» дал старт началу этого огромного события. В этот день было исполнено достаточно много произведений, абсолютно разных по своим жанровым и стилистическим особенностям. Лично мне очень импонировало исполнение ансамблем старинной музыки «D’EL’SA Consort» произведения итальянского композитора Андреа Фальконьери «Фолия» и «Чаккона». Последнее же произведение вызвало у зала особый «драйв» и создало некую атмосферу старой Европы, с ее роскошными дворцами и летними садами.

D’EL’SA Consort

ансамбль старинной музыки D’EL’SA Consort

 

Помимо этого на сцене прозвучали и другие произведения: Г.Ф. Гендель Ария «Laschia Ch’io Piagna» из оперы «Ринальдо» в исполнении несравнимой Зарины Алтынбаевой – солистки ГАТОБа им. Абая, а также в программе был исполнен «Концертный триптих на тему картины Иеронима Босха «Страшный суд» современного украинского композитора Виктора Власова, характеризующегося яркой индивидуальностью и использованием фольклора как основного тематического материала.

Изюминкой концерта, по моему мнению, стало заключительное произведение этого замечательного вечера. Бельгийский композитор, славившийся в основном как автор немалого количества сочинений для камерного состава, Koen Dejonghe, сделал интересную с точки зрения жанра обработку, взяв за основную тему из знаменитой в советское время песни «Подмосковные вечера». Произведение называется «A Russian Tango». Написано оно для кларнета, скрипки, аккордеона, контрабаса и фортепиано (также есть и различные обработки для других инструментов).

Koen Dejonghe A Russian Tango

Необычное и очень яркое произведение представляет собой синтез двух жанров: песни и народного аргентинского танца – танго. Прекрасное исполнение этого произведения для кого-то заставило многих слушателей в зале вспомнить о былых временах, другие же начали подпевать знакомую мелодию.

«Инструментальные диалоги» – с таким программным названием прошел второй день фестиваля камерной музыки. Для более точного описания концерта следует обратиться к названию. Именно на «диалогах» я бы хотел акцентировать внимание, так как в концерте были использованы произведения в основном для небольших составов, например, было исполнено сочинение Н. Паганини: Соната для скрипки и гитары №1, ор.  a-moll. Яркое произведение, где гитара в основном выполняет роль аккомпанемента, а солирует скрипка.       

Очень хотел бы отметить профессионализм студентов консерватории. Так случилось, что во время исполнения сюиты для двух виолончелей чешского композитора Давида Поппера, а именно в первой части сюиты –  «Andante grazioso» произошел курьезный случай. Во время игры у Эльдара Айтбекова упали с пульта ноты, тем не менее, Эльдар не растерялся, проявил подлинный профессионализм и артистизм.

Сюита для двух виолончелей Давида Поппера

Интересным для меня стало произведение Макса Бруха: 8 пьес для кларнета, альта и фортепиано Op.83. Из восьми пьес только одна написана в мажорной тональности, все остальные – в минорной. Бруху присуще прозрачность музыкального языка, свойственный ему мелодизм, характерный для музыки Брамса и Мендельсона. Произведение было исполнено на очень высоком и профессиональном уровне.

8 пьес для кларнета, альта и фортепиано Op.83 Макса Бруха

Третий день фестиваля камерной музыки состоял из выступления одного коллектива: Трио «Andare». Это трио уже было мне известно по многочисленным выступлениям в залах консерватории, также трио «Andare» уже участвовало в проведении первого фестиваля камерной музыки.

Концерт открывали трио Бетховена Op.1 №1. Трио первого опуса отличаются светлым мажорным колоритом. Бетховенский героизм проявился и в трио, тональность ми-бемоль мажор Бетховен считал «героической».

Ярким и колоритным сочинением этого вечера стало трио армянского композитора – Арно Бабаджаняна. Насыщенное по своему настроению и характеру произведение было исполнено с определенной ноткой народного армянского колорита. Очень ярко это проявилось в финале трио, где упругий, чеканный, сложный и «рваный» ритм передавали особую пикантность.

Четвертый день фестиваля был посвящен фортепианным квинтетам. На концерте было исполнено всего два фортепианных квинтета – это фортепианный квинтет Антонина Дворжака Op.81 и фортепианный квинтет фа-минор Сезара Франка. Поистине эти два больших трио являются одним из самых лучших произведений Дворжака и Франка.

На протяжении четырех дней мы были погружены в прекрасную атмосферу камерного музицирования. Профессиональная игра музыкантов выского уровня и студентов консерватории, оставила неизгладимое впечатление от прошедшего фестиваля. Очень радует, когда на таких прекрасных вечерах проходят аншлаги, а интерес к камерной музыки возрастает с каждым годом.

Валерий ДИОРДИЦА, студент 4 курса ФИИ

фото: пресслужба КНК им. Курмангазы

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *