Музыкальный циферблат (Час Бетховена в ММДМ)

Историю музыки, наверное, можно представить в виде неких фантастических часов, где вместо цифр целые эпохи: «Не подскажете, который час?» – «Без четверти барокко!» И каждый композитор бы получил свой отрезочек в Вечности. Кто-то секунду, кто-то минуту… Но речь сегодня о… часе Бетховена.

Именно так, «Час Бетховена», называется абонемент Московского международного дома музыки. Это цикл из четырёх концертов, приуроченных к 245-летию титана венской школы. Первые два состоялись в октябре и ноябре прошлого 2015 года. В них приняли участие Галина Ширинская (фортепиано), Алексей Калачёв (виолончель), квартет имени Алябьева, Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина.

В новом году – вторая серия. В последнюю субботу января в камерном зале выступили Георгий Громов (фортепиано) и Александр Бузлов (виолончель). Оба музыканта – лауреаты различных престижных международных конкурсов. Оба принимали участие в конкурсе им.П.И.Чайковского: в 2015 году Александр Бузлов стал обладателем третьей премии. А с Георгием Громовым читатели уже знакомы по прошлому XIV конкурсу 2011 года. Тогда у нашего издания ещё не было online-версии, поэтому будет уместным напомнить его слова:

— Я выхожу на сцену, когда я хочу поделиться. И считаю, что не стоит этого делать, если нет такого ощущения. Я всегда стараюсь сделать каждое своё последующее выступление хотя бы немного лучше, чем предыдущее, и из каждого своего выхода на сцену, в том числе из выступления на I туре, стараюсь извлекать урок на будущее. Мне кажется, в этом залог нашего совершенствования, поэтому надеюсь, что это не предел!

Георгий Громов и Александр Бузлов

Георгий Громов (фортепиано) и Александр Бузлов (виолончель)

Действительно, за эти четыре с половиной года музыкант своей творческой деятельностью подтверждает каждое сказанное им слово. В 2012 году он осуществил в Берлине проект «Бетховенский цикл» – 10 концертов, на которых прозвучали все 32 сонаты для фортепиано. Первые два вечера были посвящены камерному творчеству, публика услышала 5 сонат для виолончели и фортепиано. Партию виолончели исполнял Николай Солонович.

А 30 января 2016 в камерном зале Московского дома музыки Георгий Громов и Александр Бузлов представили Первую и Третью сонаты для виолончели и фортепиано (F-dur, op.5,№1 и А-dur, op.69). Особенно удались Rondo в Первой (кстати, эта соната — посвящение Фридриху Вильгельму II) и финальное Allegro vivace Третьей, которое музыкантам даже пришлось повторить на бис. Более пластичная и экспрессивная партия виолончели прекрасно сочеталась со сдержанным и рациональным голосом рояля. Иными словами, звуковой и эмоциональный баланс был достигнут именно благодаря различию темпераментов двух солистов.

Также Георгий Громов исполнил знаменитое посвящение Джульетте Гвиччарди, известное всем и каждому — давно «канонизированную» и причисленную к лику совершенств истории пианизма «Лунную» сонату. Всегда представляет огромный риск исполнять такие произведения, но Георгию удалось избежать банальностей и штампов, хотя Presto agitato могло бы быть более стремительным и без неточностей в пассажах… Но 32 вариации c-moll, WoO 80  (однако тоже с некоторыми техническими шероховатостями) запомнятся слушателям надолго. Георгий Громов — один из немногих музыкантов, которым за высочайшую культуру звука, мощный интеллект и тонкое чувство стиля можно простить технические помарки.

Георгий Громов и Александр Бузлов

Что ж, музыкантов можно поздравить: в зале был аншлаг. Александр Бузлов и Георгий Громов не так часто выступают в России. «Час Бетховена» на самом деле длился почти два астрономических часа. Но у музыки своё временное измерение…

Юлия БЕЛОУС, соб. корр. НМГ

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *