Некоторые аспекты исполнительского искусства Казахстана

В период независимости исполнительское искусство в Республике продолжило своё развитие и оформилось в высокопрофессиональное направление казахской музыки, становясь одним из ведущих пластов культуры страны. Много ярких произведений вошло в музыкальную жизнь, они звучат на концертах в нашей стране и за рубежом, а также активно используются в обучении музыкантов-исполнителей. Исполнительская школа Казахстана достигла высокого уровня, в стране появилось множество лауреатов конкурсов музыкантов исполнителей различного уровня (республиканских, региональных, международных).

Среди классических оперных исполнителей периода независимости известны имена народных артистов, заслуженных деятелей РК Ш.Абилова, Н.Усенбаевой, М.Мухамедкызы, Т.Кузембаева, Ж.Баспаковой, Д.Хамзиной и мн.других. В когорте молодых и талантливых оперных исполнителей, прославивших Казахстан на международном олимпе – заслуженные артисты, лауреаты многочисленных международных конкурсов – Б.Момбеков, С.Байгожин, М.Чотабаев, Г.Нургалиева, М.Мудряк, С.Ахметова и др. Это яркие представители скрипичной школы: М.Бисенгалиев, А.Мусаходжаева, Г.Мурзабекова; пианисты — Г.Кадырбекова, Ж.Аубакирова, М.Сепп, А. Курмашев, А.Долженко, О.Переверзев; виолончелисты — А.Горновский, К.Андарбаев, Ю.Гусев, Д.Баспаев А. Бурибаев, М. Аниятов, Д.Шакиров, Е. Курманаев и мн.др.

Вместе с тем это один из известных коллективов в Республике — Государственный духовой оркестр, художественным руководителем и главным дирижёром которого является Заслуженный деятель РК К. Ахметов, легендарный коллектив — «Духовой Квинтет», в лице руководителя заслуженного деятеля РК Ж.Ерманова. 

Современная отечественная музыкальная культура, эстрадное искусство отличается разнообразием различных течений, направлений, жанров и стилей. Это деятельность известных эстрадных солистов и многочисленных рок, поп-групп, синтезирующих в своём творчестве черты европейского стиля с богатыми фольклорными истоками – Батырхан Шукенов, Жамиля Серкебаева, Едил Хусаинов, «Ұлытау», «Үркер», «Парнас», «JCS», «МузАрт», «Арт вокал», «Not Finished yet», «Жігіттер», «Серпер», «Тұран» и многие другие. Сам факт существования подобного явления показателен для среднеазиатских музыкальных культурных пространств, где в результате взаимодействия национального искусства с достижениями мирового творческого процесса, параллельно с традиционными жанрами устно-профессионального творчества, активно развиваются совершенно новые. Указанные системы не только существуют параллельно, но и взаимодействуют между собой, порождая произведения, свойственные отечественному искусству.

Следует указать, что в репертуаре перечисленных исполнителей произведения композиторов Казахстана обрели яркое концертное воплощение, а некоторые из них стали своеобразной визитной карточкой страны за рубежом.

Отдельной строкой может быть выделена деятельность отечественного Государственного духового оркестра, художественным руководителем и главный дирижёром которого является Заслуженный деятель РК К. Ахметов.

По существующим сведениям, на сегодняшний день более 30-ти партитур казахстанских авторов увидели свет в издательствах Европейских стран. Компакт-диски Государственного духового оркестра Выпущены в Вене, на Тайване и в нашей республике. Многие известные и талантливые зарубежные дирижёры и музыканты из России, Германии, США, Франции, Англии, Китая, выступавшие с оркестром, отмечали высокий уровень профессионализма музыкантов, безупречную интонацию и виртуозное владение инструментами, идеальную слаженность игры всех групп, богатейший тембр звучания, обширный репертуар [1].

Оркестром подготовлено более 200 концертных программ, среди них такие циклы, как «По странам и континентам», «Гость сезона», абонементы для юных слушателей «Музыка вокруг нас», авторские концерты композиторов Казахстана и многие другие. Сегодня в оркестре успешно работают известные в музыкальном мире именитые музыканты и талантливая молодёжь. Это позволяет коллективу постоянно повышать уровень своего профессионализма, завоёвывать все более высокие вершины исполнительского мастерства. На сегодняшний день более половины музыкантов оркестра – лауреаты и дипломанты республиканских и международных конкурсов [1].

Художественный руководитель и главный дирижёр коллектива – Канат Ахметов, заслуженный деятель Казахстана, профессор, лауреат международных конкурсов, член WASBE (Всемирная ассоциация духовых оркестров и ансамблей), член ITA (Международная ассоциация тромбонистов), член APBDA (Ассоциация руководителей духовых оркестров стран Азии и Тихого океана). Выступал в качестве приглашённого дирижёра и солиста-тромбониста в России и других странах СНГ, Франции, Германии, Швеции, Норвегии, США, Испании, на острове Тайвань.

Дирижёр Государственного духового оркестра Александр Беляков – заслуженный деятель Казахстана, начальник военно-оркестровой службы, главный военный дирижёр Вооружённых Сил Республики Казахстан, полковник, лауреат конкурса военных дирижёров в г. Москве, 1992 г., член APBDA (Ассоциация руководителей духовых оркестров стран Азии и Тихого океана), член IMMS (Международное сообщество военной музыки), регулярно участвует в концертах и фестивалях с различными духовыми и эстрадно-симфоническими оркестрами в нашей стране и за рубежом [1].

Как указывает крупнейший деятель Российской музыкальной культуры, профессор Московской консерватории Ю.А. Фортунатов в своей монографии «Лекции по истории оркестровых стилей»: «Начальный период оркестра тесно связан с развитием ансамблей. Эти ансамбли – во всей европейской музыке. Значение ансамблей, прежде всего, в том, что в них многоголосная музыка впервые получила достаточно оформленный вид. Возникло понимание значения и возможностей развития высоких, средних, нижне-средних и низких голосов, их взаимодействия между собой, которое образует живую музыкальную ткань. В эпоху средневековья, естественно, задачей тех или иных ансамблей становилось, главным образом, взаимодействие голосов. Полифоническая музыка средневековья так или иначе требовала ясности ведения каждого голоса, который обладает законченным мелодическим выражением. И вот взаимодействие нескольких мелодических элементов было главной задачей» [2, с.20]. По мнению ученого, второй задачей в этом случае становилась проблема сопровождения. Всякая мелодия может исполняться с каким-то сопровождением, которое дает этой мелодии ладовую базу и основу метроритмической пульсации. Вот этому всему и учили ансамбли средневековья — раннего и позднего. Внутри ансамблей в условиях многоголосной музыки испытывались наиболее целесообразные их виды, которые наилучшим образом удовлетворяли изложению музыкальной мысли не только в каких-то определённых, конкретных случаях, но и в достаточно общих. Это и было их стремлением к универсальности изложения: вот эти средства, которые объединены в ансамбле, должны соответствовать и таким, и другим, и третьим условиям настроения, движения, мажора, минора, танца, пения (культового, бытового и т. д.). Но эти средства должны быть вполне достаточными для того, чтобы изложить музыку в таких условиях. Вот это самое главное, что приходится видеть в раннем периоде оркестрового исполнительства [2, с.21].

Творчество исполнителей изучается наукой Казахстана активно. Оно исследовано в историческом, теоретическом, культурологическом аспектах, особенно тщательно исследованы претворённые в них особенности национального музыкального языка и мышления. Однако, концертно-сценическая деятельность многих известных музыкантов-духовиков, в частности кларнетистов изучена не столь глубоко.

Кларнетное искусство представлено обширным перечнем ярких личностей. Его фундамент заложили музыканты, совершившие вклад исключительной важности в сольное, ансамблевое, оркестровое исполнительство, музыкальную науку, профессиональное образование. Однако, наряду с появлением работ исторического характера, последовательное исследование формирования отечественной кларнетной школы до сих пор остаётся освещённым лишь вскользь и частично.

Необходимым и актуальным аспектом научного осмысления является и анализ национального кларнетного репертуара, который составляют оригинальные композиции кларнетистов-практиков, а также произведения композиторов-профессионалов, которые ориентированы на конкретный исполнительский потенциал.

Сюда же следует отнести и учебную литературу для этого инструмента, появление которой обусловлено потребностями обеспечения качественного профессионального образования. Отдельную группу составляют переложения мировой классики для кларнета и кларнетных составов.

Проблемам исполнительства и методики преподавания игры на духовых в целом и на кларнете в частности, изучению этапов профессионального образования посвящены классические труды российских специалистов, на которых воспитывались поколения отечественных педагогов: В. Волкова [3], Б. Дикова [4, 5], Ю. Усова [6], С. Левина, Н. Платонова [7], И. Пушечникова, С. Розанова, А. Федотова [8], М. Фиготина, Ю. Ягудина. Проблематику, связанную с классическими духовыми квинтетами, рассматривает М. Денисенко. Немногочисленные масштабные исследования украинских специалистов, посвящённые исполнительским и методико-педагогическим аспектам. Это работы В. Апатского «Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовиков» и «Теория и практика игры на духовых инструментах», диссертационные исследования «Инструктивно-художественный материал в системе формирования мастерства кларнетиста».

В отечественном музыковедении база научного осмысления кларнетного искусства только формируется. Известные педагоги-практики, заложившие фундамент духового исполнительства опосредованно касались научного осмысления данной проблематики. Среди них – заслуженный артист РК, профессор Алматинской государственной консерватории Т.Нуралиев, заслуженный деятель РК Ж.Ерманов и его легендарный коллектив — «Духовой квинтет», получивший достаточно широкое признание среди отечественного и зарубежного слушателя.

В широком контексте, как касательную проблему, казахстанское кларнетное творчество затрагивают работы педагога-практика, кларнетиста Р.С.Оразалы. «Отандық аспаптық орындаудағы қазіргі заманғы педагогикалық үдерістер (кларнетте оқыту әдістемесі негізінде)» (А., 2016), «Педагогические процессы в современном отечественном исполнительстве (на примере методики обучения на кларнете)» (А., 2016), а также статьи о нем: Мұсағұлова Ж.А. Қазақстандағы заманауи орындаушылық пен педагогиканың кейбір аспектілері» (А., 2015), Хинков-Айтбаева Н.Б. «Актуальные проблемы современной педагогики в Казахстане в аспекте идей АНК» (А., 2016), Мусагулова Г.Ж., Башаев Р.С. «Актуальные проблемы отечественного исполнительского искусства» (А., 2017), Мусагулова Г.Ж., Альмадиев А. «Развитие творческих способностей у исполнителей в музыкально-образовательном процессе» (А., 2017), Мусагулова Г.Ж., Кайсиди И.Г. «Национальный код в эстраде Казахстана» (2018), Мусагулова Г.Ж., Дуйсенгалиева В.А. «Современное состояние эстрадного музыкального искусства Казахстана: к проблеме популяризации исполнителей» (2018), Мусагулова Г.Ж. «Духовная модернизация в хоровом искусстве Казахстана» (2018), Мусагулова Г.Ж. «Б.Жаманбаевқа арнау» (2018),    Мусагулова Г.Ж., Ә.Б. Серікболов «Флейта аспабының оркестрдегі ерекшелігі» (2018).

В качестве педагога-практика, Р.С.Оразалы, имеет свою авторскую, индивидуальную методику преподавания, по его мнению, прочно опирающуюся на труды советских ученых-классиков. Его последняя работа — Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы казахстанских композиторов. Вып.1., в которой он является и составителем и аранжировщиком произведений для кларнета [9]. Сам музыкант, как и многие ученые, написавшие труды по кларнетному исполнительству считает, что при игре на кларнете работа языка осуществляется в непосредственной связи с работой трости, органов дыхания, артикуляционного аппарата, пальцев и музыкального слуха исполнителя [3-8].

Сам Р.Оразалы опирается в воспитательном процессе, в своей авторской методике на постулаты, опирающиеся на мысли выдающегося русского композитора Д. И. Шостаковича. Он писал о том, что любовь и уважение к великому искусству музыки делает человека духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке человек оказывается способен обрести новые силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках. Музыка очищает мысли и чувства от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека. Она отражает моральную красоту человека, ценность идеалов: любви, дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

По мнению преподавателя и опытного методиста музыка занимает важное место в художественно-творческой деятельности ребёнка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. Он уверен, что впервые зарождается интерес к серьёзным занятиям музыкой в раннем и дошкольном возрасте, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, что развивает музыкальный слух, вокальные способности. И на этом поприще несомненно есть определенные заделы авторов научно-методических и учебных пособий, способных профессионально преподнести наработанный годами материал для мастерского обученияподрастающего поколения музыкантов и педагогов.

Список литературы:

  1. Государственный духовой оркестр Республики Казахстан (коллективы). http://fil.kz/team/gdork/.
  2. Фортунатов Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю. А. Фортунатове / Сост., расшифровка текста лекций, примеч. Е. И. Гординой. Ред. Е. И. Гордина, О. В. Лосева.М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2004. 384 с.
  3. Волков Н.В. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах. М., Альма Матер, 2008.
  4. Диков, Б. Методика обучения при игре на духовых инструментах / Б. Диков. – М. : Гос. муз. изд-во, 1973.
  5. Диков Б. Методика обучения игре на кларнете. М.,1983.
  6. Методика обучения игре на духовых инструментах (Очерки). Выпуск. 1. (под редакцией Е.В.Назайкинского), М., 1964; Выпуск 2. (под редакцией Ю.А.Усова), М.,1966; Выпуск 3. (под редакцией Ю.А. Усова), М., 1971; Выпуск 4. (под редакцией Ю.А.Усова), М., 1976.
  7. Платонов Н.И. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М., Музыка, 1958.
  8. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,1975.
  9. Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы казахстанских композиторов. Вып.1. //Составитель и переложение для кларнета Р.Оразалы. Алматы., 2007. — С.65

 

Гульмира МУСАГУЛОВА
кандидат искусствоведения, профессор КНК им.Курмангазы

Руслан БАШАЕВ
магистр искусствоведения, преподаватель АМК им. П.И. Чайковского

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *