О концентрическом («спиралевидном») построении курса сольфеджио

Курс «сольфеджио» в музыкальном колледже ставит перед педагогом всевозможные задачи: не только развитие разных сторон музыкального слуха, но и формирование творческой, конкурентоспособной личности. Вышедшая недавно типовая учебная программа * (составитель – Вагапова Р.Р.) в полной мере отражает возросшие требования к предмету. Одной из задач современного «сольфеджио», по мнению автора, является стремление приблизить дисциплину к музыкальной практике, к композиторскому творчеству. Новые задачи и требования к предмету расширили круг тем в программе: среди них есть и те, которые не изучались раньше на общих курсах (постепенная и внезапная модуляции в отдалённые тональности, полный мажоро-минор, современная гармония и т.д.). При всей новизне и объемности материала, предлагаемого в программе – ее автор рекомендует сохранить в своей основе традиционную систему обучения, в которой присутствует, прежде всего, тесная взаимосвязь дисциплины «сольфеджио» с предметами «теория музыки» и «гармония». Здесь имеется в виду параллельное изучение одних и тех же тем по «теории музыки» и «сольфеджио» на первом курсе; по «гармонии» и «сольфеджио» на втором, третьем и четвертом курсах. Однако «нацеленность курса на композиторское творчество»* потребовало некоторого переосмысления традиционной системы, иного планирования учебного материала. И автор предлагает «спиралевидное», концентрическое построение курса. Оно базируется на приеме постепенного окружения основ дисциплины все более сложными элементами.

Ведущей формой на уроках сольфеджиоформой «знакомства с новыми явлениями»*, по мнению Р.Р.Вагаповой, является слуховой анализ. Неслучайно и количество часов в типовой программе по данной форме планируется больше, чем по остальным разделам: слуховой анализ – 80; интонационные упражнения – 72; сольфеджирование – 72, диктант – 70. Именно в слуховом анализе автор рекомендует многократное возвращение к пройденным темам, «всякий раз на более высоком уровне»*, как один из важных приемов концентрического построения курса сольфеджио. Вагапова считает также, что в слуховой анализ необходимо вводить гармонические трудности «с некоторым опережением Программы гармонии»*. Подобной точки зрения придерживается и в своей известной книге «Методика преподавания сольфеджио» Е.В.Давыдова: «Каждое новое явление в области гармонии должно быть подготовлено со всех сторон в слуховом опыте учащегося. Поэтому правы те педагоги, которые считают, что не может быть полной синхронности между программами сольфеджио и гармонии, так как одной из задач сольфеджио является подготовка слуховой базы к осознанию гармонии» **.

Однако концентрическое расположение материала рекомендуется в программе не только в разделе «слуховой анализ», но и во всех других формах. В «интонационных упражнениях», при этом, темы также предлагаются вводить с некоторым опережением программы «гармонии»: в них получают закрепление понятия, которые освоены, прежде всего, в слуховом анализе. О влиянии слуховых представлений на качество интонирования, о взаимосвязи двух разделов в свое время писала Давыдова (с. 61): «В развитии интонационного слуха особенно большое значение имеет воспитание слуховых представлений, являющихся основой всякого интонирования. В самом деле, если учащийся не представляет себе, как будет звучать написанный ряд звуков, то он не может и проверить правильность звучания»**. В случаях, когда новые понятия даются с опережением программы «теории музыки» или «гармонии», знакомство с новыми элементами нужно начинать прямо на уроках сольфеджио. При этом полученные знания используются и закрепляются, сначала, в слуховом анализе и позже в интонационных упражнениях; а после глубокого освоения новых тем – в диктантах и в сольфеджировании. Таким образом, в соответствии с рекомендациями, изложенными в типовой программе – в рабочих планах педагогов не может быть полной «синхронности» между разделами предмета сольфеджио; не может быть полной синхронности и между программами «теория музыки» и «сольфеджио», «гармония» и «сольфеджио».

Ключевой мыслью типовой программы является вопрос о введении на младших курсах во все формы работ (слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование и музыкальный диктант) хроматизмов, модуляций и отклонений. Необходимость следования подобным рекомендациям автор объясняет тем, что если модуляцию давать только на 4 курсе, как это заложено в программе по гармонии, то «слух учащихся практически не успевает по-настоящему профессионально освоить этот непростой процесс, тогда как сольфеджио уже подходит к концу».* При этом следует обратить внимание на то, что диатоника, как основа курса остается в программе «на определённый продолжительный период»*. Успешное освоение новых тем курса (хроматизмов и модуляций) на раннем этапе обучения, безусловно, станет возможным, благодаря концентрическому расположению материала. Разумеется, введение тем с опережением в слуховой анализ (позднее и в другие формы) во всех случаях должно быть тщательно продуманным и обоснованным. При этом нужно помнить о том, что главная «задача педагога – помочь учащимся планомерно и постепенно осваивать на слух тот или иной материал» ** (Давыдова, с. 129, там же).

Дисциплина современного «сольфеджио» должна быть «мобильной, чутко реагирующей на звучащую музыку, прежде всего музыку классических традиций»*, утверждает автор. Для этого нужно, чтобы она тесно соприкасалась с музыкальной практикой, тем самым открывала новые пути воспитания будущих специалистов. Одним из таких путей, предложенных в типовой программе, является реализация ёмкой и всеохватной системы планирования, совмещающей традиционную «модель» расположения материала с приемами концентрического («спиралевидного») построения курса сольфеджио.

 *Типовая учебная программа: «Сольфеджио» — 0404000 — «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады» (по видам), Астана 2010. Автор: Вагапова Р.Р. – преподаватель колледжа КазНУИ.

 **Давыдова Е. В. «Методика преподавания сольфеджио», М 1986.

  г. Шымкент, 2013 г.,

Алия МИНГАЗОВА, преподаватель ЮКМК

, , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *