Об одном концерте IV Международного фестиваля камерной музыки

1-4 апреля 2019 года в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы при поддержке Фонда Ермека Серкебаева прошёл IV Международный фестиваль камерной музыки. В этом году программы концертов охватили широчайший диапазон исторических стилей от Ренессанса до современности.

Отличительной особенностью нынешнего фестиваля стал концерт, полностью посвящённый произведениям композиторов Казахстана. На суд слушателей были представлены сочинения как мэтров отечественной музыки, так и молодых композиторов. В программе прозвучали фортепианное трио «GAsEsA» Гульжан Узенбаевой, фортепианное трио «Степные зарисовки» Артыка Токсанбаева, Струнный квартет Армана Жайыма, Соната для скрипки и фортепиано Алмаса Серкебаева, Фортепианное трио памяти Ю.Шапорина Газизы Жубановой, Фантазия на темы Даулеткерея и Сугура для двух фортепиано и ансамбля домбристов.

Казалось бы, весьма логично, что в Казахстане на музыкальном фестивале звучит наша музыка. Однако в этом отношении, увы, концерт 3 апреля стал скорее счастливым исключением, чем рядовым событием. Чаще всего наши коллективы ограничиваются исполнением двух-трёх произведений из числа тех немногих, которые были опубликованы ещё в советское время. Тому есть множество причин: отсутствие системы музыкальных издательств, нежелание музыкантов «рисковать» исполнением неизвестной публике музыки, неумение формировать творческие связи между исполнителем и автором, предубеждение казахстанской публики перед музыкой своих соотечественников, да и вообще перед современной музыкой. Можно сколько угодно сетовать на «замалчивание» сочинений казахстанских композиторов, но есть и другой путь – искать возможности их исполнения. В этом отношении следует отдать должное бессменному художественному руководителю Международного фестиваля камерной музыки, заведующей кафедры ансамблевого мастерства Сауле Медеубаевой. Именно с её подачи состоялось исполнение редко звучащих, но достойных встать в один ряд с шедеврами мировой камерной музыки казахстанских произведений.

Огромная ответственность ложится на исполнителей: как прозвучит ранее неизвестное публике произведения, такое впечатление о нем и сложится. Валентине Каратаевой (скрипка), Бахытжану Толжуме (виолончель) и Диане Панаргалиевой (фортепиано) досталось, пожалуй, самое сложное в техническом отношении сочинение – фортепианное трио «GAsEsA» Г. Узенбаевой, посвящённое памяти Г.А.Жубановой. В нём важно было подчеркнуть внутренний диалог автора с учителем, звучащий через проникновенную главную тему – музыкальную анаграмму имени Газиза, а также через цитату из Первого струнного квартета Жубановой – одного из самых известных камерных сочинений казахстанских композиторов. Особенной виртуозностью отличается фортепианная партия трио, требующая одновременно мастерства солиста и тонкого слуха ансамблевого музыканта. Это произведение, одновременно интеллектуально выверенное и эмоционально насыщенное, безусловно, может украсить репертуар любых виртуозов камерной музыки.

Участники третьего дня IV фестиваля камерной музыки

Участники третьего дня IV фестиваля камерной музыки

В Трио «Степные зарисовки» А.Токсанбаева перед исполнителями стояла иная задача – передать средствами музыкальной программности картины родной степи. Поэтика казахской песни и кюя ярко преломляется композитором средствами современной музыки. Айдане Шильдебаевой (скрипка), Айдару Куспанову (виолончель) и Айдосу Байбосыну (фортепиано) удалось органично перенести образы кочевой культуры в пространство концертного зала.

Струнный квартет А.Жайыма уже не раз исполнялся различными коллективами и всегда находил живой отклик в любой аудитории. Виртуозность сочетается в его стиле с любовью к мелодике казахской песни и фактуре домбры, в которых он находит неисчерпаемый источник вдохновения. С легкостью и на эмоциональном подъёме исполненное В.Каратаевой, А.Шильдебаевой, Павлом Тарасевичем и А.Куспановым произведение стало ярким завершением первого отделения концерта.

Второе отделение открыла казахстанская премьера Сонаты для скрипки и фортепиано А.Серкебаева в исполнении Еркебулана Сапарбаева и Дианы Панаргалиевой. Для казахстанской камерной музыки само обращение к жанру сонаты, тем более – скрипичной – большая редкость. Это вообще отражает мировую тенденцию: композиторы избегают типовых форм классико-романтической эпохи и порой чисто музыкального, лишённого связи с визуальной образностью содержания. Виртуозное сочинение А. Серкебаева перекликается в отношении индивидуального подхода к форме и материалу, в «чистоте» музыки с его Скрипичным концертом, написанным несколько лет назад специально для всемирно известного казахстанского скрипача Марата Бисенгалиева. Ориентируясь на его мастерство, композитор создал, на мой взгляд, одно из самых ярких казахстанских скрипичных произведений, но и задал высокую планку для будущих исполнителей Сонаты.

Камерная музыка – жанр малых инструментальных составов с огромными выразительными возможностями, особенно в области передачи интимных переживаний, внутреннего диалога. Не случайно среди ансамблевых произведений столь многие вместо программных подзаголовков имеют посвящения. Фортепианное трио Г.Жубановой – произведение особой формы диалога – внутренней беседы с учителем. В воспоминаниях о Юрии Шапорине – своём консерваторском наставнике – она писала: «Всё в нём было большим, крупным: рост, музыка, доброта, требовательность, человечность, любовь к людям, к жизни». Сложность в интерпретации произведения заключается не во внешней виртуозности, а в умении выстроить баланс ансамбля, «диалог» инструментов. Безусловно, Асель Исаевой (скрипка), Эльдару Айтбекову (виолончель) и Марие Омирбековой удалось уловить эту особенность Трио Жубановой и воплотить её в своём исполнении.

В финале концерта прозвучало произведение, созданное специально для Второго фестиваля камерной музыки в 2017 году молодым казахстанским композитором Д.Бержапраковым. Особенность Фантазии на темы Даулеткерея и Сугура в подходе к исходному материалу и в редком ансамбле двух фортепиано (в четыре руки) и четырёх домбр. Композитор не стремится обработать кюи «под себя», переделать их на современный лад. Суть его транскрипции – это не препарирование исходных тем, а игра с ними в духе инструментального состязания – тартыса, где домбра задаёт тон, а рояль виртуозно подхватывает и развивает темы. Силы равны (четыре на четыре), и слушателя увлекает игра-соревнование, результат которой полностью зависит от мастерства двух ансамблевых групп. Яркие солисты Александр Романенко, Владислав Островерхов, Анна Мельникова и Айгерим Демесинова органично подстроились под домбровый ансамбль Магжана Тойшибая, Бекарыса Балмагамбетова, Арната Кабыла и Али Сапарбека. Непривычные к внешнему проявлению эмоций пианисты преобразились под влиянием артистического задора традиционных музыкантов. Результат – овации и хорошее настроение до следующего концерта фестиваля.

Хочется отметить двух важных участников IV Международного фестиваля камерной музыки в Алматы – слушателей и спонсоров. Требующий музыкальной эрудированности, особенной концентрации восприятия жанр камерной музыки всегда вызывает опасения организаторов концертов: придёт ли публика, найдёт ли достаточно времени для вдумчивого слушания, откликнется ли… Нелегко найти поддержку спонсоров для такой специфической сферы музыкального искусства. Этот фестиваль доказал, что интерес к камерной музыке растёт, а риск организаторов оправдан. Благодаря поддержке Фонда Ермека Серкебаева в этом году состоялся первый в истории академической музыки в Казахстане концерт старинной музыки с участием виолы да-гамба (солисты Дагмар Шашкова и Рональд Мартин Алонсо), мастер-классы и концерт профессора Венской консерватории Евгения Синайского, представившего вместе с нашими артистами редко исполняемую камерную версию Седьмой симфонии А.Брукнера.

Каждый концерт фестиваля был по-своему необычным и ценным для развития жанра камерной музыки в Казахстане. Но, пожалуй, особенно вдохновляющим стало именно исполнение сочинений наших композиторов. Этот концерт открывает путь к пополнению репертуара ведущих отечественных и зарубежных коллективов произведениями казахстанских авторов, достойных лучших мировых сцен.

 

Валерия НЕДЛИНА, музыковед

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *