Рандеву в Брюсовом переулке

Все концерты, наверное, можно разделить на «показательные» и «атмосферные». На «показательных» слушателю демонстрируют произведения, как фарфоровые статуэтки, которые размещены в строгом порядке на полках Времени: сдувают с них пылинки, позволяют рассмотреть со всех сторон; слушатель – гость, и исполнители ни в коем случае не дадут ему об этом забыть. А атмосфера концертов другого вида как бы стирает грань между сценой и зрительным залом: вас просто окунают с головой в Музыку, заряжают звуковой энергией и получают в ответ соответственный эмоциональный импульс. Вот именно таким было открытие фестиваля «JAZZ-Рандеву», которое состоялось 14 апреля 2012 года в концертном зале Дома композиторов, который находится в Брюсовом переулке в центре Москвы неподалёку от музея-квартиры Э.В.Мейерхольда.

В чём особенность Международного фестиваля классической и современной музыки «Рандеву»? По словам молодых авторов идеи, художественных руководителей Марии Власовой и Святослава Липса, всё это было задумано как «машина времени»: сопоставление Прошлого и Настоящего – классики и творчества современных композиторов, со многими из которых исполнители очень дружны. Первый фестиваль был посвящён Ф.Куперену («Рандеву с…Купереном»); второй – «Рандеву a la Russe» – М.П.Мусоргскому; на «Рандеву… romantique» встретились П.И.Чайковский и современные романтики. Ну, а нынешний джазовый фестиваль – своего рода эксперимент, потому что лауреаты международных конкурсов Мария Власова (аккордеон) и Святослав Липс (фортепиано) являются исполнителями всё-таки академического направления.

Мария Власова и Святослав Липс

Мария Власова и Святослав Липс — художественные руководители JAZZ-Рандеву

Вообще, о каждом музыканте, принимавшем участие в концерте 14 апреля, можно писать отдельную статью. Например, о скрипачке Анне Соколовой, преподавателе МГК им.П.И.Чайковского, которая к тому же обучалась вокалу у профессоров К.Г.Кадинской и С.Г.Нестеренко (у последней – в Академии хорового искусства им.В.С.Попова). Или о Сергее Осокине, в чьей конкурсной биографии можно обнаружить и Казахстан, кстати. Лучше напишу о некоторых пьесах: может, кому-то пригодится при выборе репертуара.

Очень интересно прозвучал «Легкомысленный этюд» Ефрема Подгайца в исполнении Марии Власовой (аккордеон) и Виктора Сыча (маримба). Музыканты давно выступают вместе, и композитор Дмитрий Захаров даже написал балет для аккордеона, маримбы и ударных «Скелеты в шкафу» по мотивам старинного английского анекдота. Хореографическую постановку осуществить не удалось, но произведение всё же было исполнено три года назад весьма оригинально: автор дописал текст к музыке, а артистов балета заменил…свет (сразу вспомнился Макс Рейнхардт, который считал освещение спектакля чрезвычайно важным элементом сценического действия).

Пьесы Марка О`Коннора «Limerock», «Emily`s Reel», «B 1» (первые две пьесы – дуэты: виолончель и контрабас, скрипка и виолончель, а третья—трио) исполнили Олег Бугаев (виолончель), Дмитрий Герман (скрипка), Михаил Хохлов (контрабас).

Самым оглушающим в прямом смысле слова было выступление Jazz-проекта «Fusiality»: прошу прощения, звук через мощные усилители не воспринимаю, поэтому ничего больше написать не могу.

«Fugace», «Irlandaise», «Veloce» из Сюиты для флейты и фортепиано Клода Боллинга в переложении для квартета исполнили Никита Агафонов (кларнет), Святослав Липс (фортепиано), Михаил Борычев (ударные), Михаил Хохлов (контрабас).

Композиция на белорусскую тему «Я табун сцерагу» Андрея Шпенёва (Никита Агафонов и Святослав Липс), которую исполняют оркестры и ансамбли различного состава не только в России, и в этот вечер вызвала овации.

Также было представлено два авторских исполнения : Эдуард Аханов (баян) – Три джазовые импровизации, Александр Розенблат – Концертино на две русские темы в четыре руки (первая партия – Святослав Липс). Причём перед своей композицией Алекасандр Розенблат счёл нужным предупредить слушателей, чтобы они не восприняли её как «стёб или выпендрёж», так как перед ним стояла «мануально-визуальная задача» и поэтому получился такой «мануальный балет», но это обусловлено тем, что «динамическая кульминация совпала с визуальной – иначе сыграть просто не получится!» В общем, заинтриговал. И когда Святослав Липс встал со своего места во время этой самой кульминации и его правая рука оказалась рядом с правой рукой композитора, исполнявшего вторую партию, а левая – рядом с левой, то зрелище действительно получилось весьма забавное. В общем, кто решится исполнять в Концертино вторую партию, рискует быть заключённым в музыкальные объятия партнёра в прямом смысле слова.

Святослав Липс и Александр Розенблат

Святослав Липс и Александр Розенблат исполняют Концертино на две русские темы

17 апреля ждали выступления гостей из Германии: Михаила Леончика с импровизациями на белорусских цимбалах и его трио «Only Jazzt». А закрывали фестиваль корифеи: заслуженный артист России Борис Фрумкин (фортепиано), народный артист России Фридрих Липс (баян) и Молодёжный камерный оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Валерия Вороны. Святославу Липсу пришлось поработать за роялем на «Рандеву» больше всех, потому что он выступал и на закрытии.

Как не пожелать новых творческих планов, новых идей художественным руководителям и всем участникам фестиваля «JAZZ-Рандеву»? Ведь Прошлое и Настоящее – это основная тема для вариаций Будущего… В сущности, вся жизнь – импровизация.

Юлия БЕЛОУС, соб.корр. НМГ, Россия, Москва

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *