Светлана Апасова: « Музыка для меня – не увлечение и не работа, а суть моей жизни» (к 50-летию С. Б. Апасовой)

Светлана АпасоваИмя казахстанского композитора Светланы Апасовой известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Ее песни, полные добра и оптимизма, любят слушать, петь и дети, и взрослые. Большое место в творческой деятельности композитора занимает также музыка к спектаклям областного драматического театра имени Жамбыла. В настоящее время Светлана Борисовна Апасова является Председателем представительства Союза Композиторов Восточного Казахстана, она пропагандирует произведения своих коллег-композиторов, ищет таланты среди молодежи. В преддверии юбилея этой обаятельной женщины, позволим задать ей несколько вопросов.

В сентябре этого года в центре Усть-Каменогорска появились гранитные пирамиды, на каждой из которых высечены слова назидания великого просветителя Абая Кунанбаева. Слово девятнадцатое гласит: «…только слушая и запоминая наставления знающих, можно стать полноценным человеком». Светлана Борисовна, какие люди повлияли на вашу жизнь, с кого вы берете пример?

— В первую очередь, это конечно, мои родители. Им суждено было родиться в суровые военные годы, пережить голод и лишения. Одна пара валенок на двоих, чтобы по очереди ходить в школу, которая находилась в 10 километрах от дома, еда, которая называлась «тюря», каша из лебеды и крапивы. Рассказы о том, как отдавали детей в районный центр, чтобы они могли продолжать учёбу; как давали ребятишкам на месяц мешок картошки и 4 буханки хлеба, готовили сами, потому что жили «в людях»; и как страшно хотелось домой, действовали на нас с братом лучше любого «силового» воспитания. Главными приоритетами в семье были любовь, уважение к старшим, добросовестное отношение ко всему, что ты делаешь, ответственность за свои поступки, доброта к окружающим тебя людям. Нельзя сказать, что кто-то повлиял на мою судьбу, кардинально ее изменив. Все люди, встречавшиеся на моём пути не случайны, у каждого человека я чему-то учусь, извлекаю какой-то опыт. Индийские философы утверждают, что ничего случайного в жизни человека нет. Всё предопределено.

— Как родители относились к вашим занятиям музыкой в детстве?

— Думаю, что положительно. Им ничего не оставалось делать, как купить мне пианино, потому что лет с трёх-четырёх я каждое утро «играла» на табуретке, расчертив её на чёрные и белые клавиши химическим карандашом, сопровождая «пассажи» дикими звуками, не давая им спать. Потом был игрушечный диатонический рояльчик, но он не спас положения, и я всё время требовала отвести меня к соседке тёте Гале – у нее стоял шикарный «Рёниш», запах, вид и звук которого сводил меня с ума. Какое было счастье, когда к нам в квартиру занесли чёрную полированную «Украину»! Но мне уже к тому времени было 8 лет.

— Что для вас значит быть современным композитором?

— Когда я училась в Алма-Атинской Консерватории, то мой педагог по композиции, профессор Анатолий Владимирович Бычков, постоянно говорил мне: «Не надо изобретать велосипед! Всё до тебя изобретено. Ищи новое в музыке, а для этого изучай творчество современных композиторов». Конечно же, наслушавшись Малера, Брукнера, Шостаковича, Онеггера, а потом и Шнитке, Канчели, Пярта, Лютославского и Пендерецкого, молодые студенты начинают писать такой авангард! Я тоже не была исключением. Мои первые работы пестрели разными стилями – там можно было услышать всё – и Щедрина, и Хиндемита, приёмы алеаторики и сонористики, и даже обороты из композиций «Yes», «E.W.F» и «Чикаго», в общем, всё то, чем я увлекалась в те годы. Постепенно, когда я стала работать непосредственно с симфоническим оркестром, я поняла: такую музыку очень трудно донести до слушателя, поэтому так мало включают в репертуар оркестров сочинения современных композиторов. Хотя если это талантливо написано — то бесспорно это нужно исполнять! Как говорил мой однокурсник Саша Карев, нет плохих произведений – есть неправильная оркестровка. И само по себе пришло решение – вернуться к мелодическим истокам. Идея – первооснова, мелодия – воплощение этой идеи. На мой взгляд, главное — чтобы сама тема была актуальной и интересной для слушателя, тогда ты будешь по-настоящему современным композитором.

— Светлана Борисовна, почему песенный жанр является одним из главных в вашем творчестве?

— Когда началась перестройка, в 90-х годах стало «перестраиваться» буквально всё – в том числе и песенный жанр. Оркестры и ВиА сменила фонограмма. Появилась потребность в создании рекламных аудио-роликов, которые мы сочиняли почти каждый день. Требования времени изменились. Поп-культура стала набирать обороты. Стало проводиться множество песенных конкурсов, для которых создавались новые песни и аранжировки. Так в 1998 г. я написала первые три песни для Вики Цой, которая поехала на Фестиваль «Роза ветров» в Москву. Она заняла призовое место, что меня очень воодушевило, и я стала писать песни для детской эстрадной студии «Визит», которая одна из первых в городе на высоком профессиональном уровне работала с детьми благодаря замечательным руководителям – Владимиру и Евгении Ложкиным. Когда в г. Алматы проводился первый Фестиваль детских песен «Обыкновенное чудо», моя песенка «Барби» попала в 15 лучших песен для детей. И София Кудаскина из студии «Визит» очень удачно исполнила её на Гала-концерте. Потом был сборник из 28 песен «Добрый день!» для детских садов и школ, песни для различных мероприятий нашего города и области.

— Все дети с радостью поют ваши песни. В чем секрет вашего успеха у подрастающего поколения?

— Это только кажется на первый взгляд, что песня – лёгкий жанр. Хорошую песню написать непросто, многое зависит от текста песни. Ведь специально этому никто не учит. Мало кто из поэтов пишет сразу текст припева. А если и пишут, то в том же размере, что и запев. Припев, как правило, я придумываю сама. Он должен отличаться по всем параметрам. И в нём должна быть своя «фишечка», как принято сейчас говорить. Этому научил меня Тулеген Мухамеджанов. Он был нашим куратором в годы учебы в Консерватории и преподавал нам читку симфонических партитур. Надо сказать, что в то время он уже был автором песен, которые исполняли Роза Рымбаева, Ермек Серкебаев, Роза Багланова и Алибек Днишев. Я ему показывала свои песни, которые пестрели сменой гармонии по четыре аккорда в каждом такте, отклонениями и модуляциями. Мне непременно хотелось создавать такие же композиции, как у «Чикаго» и «The Whether Report». Он терпеливо объяснял, что все композиторы рано или поздно приходят к постулату: мелодия должна быть простой и понятной. И что самое сложное в песне – это написать мелодию, которая запомнится всем. Ну и, конечно, про яркий припев. В итоге так всё и получилось, я пришла к этим простым и вечным истинам. Спасибо ему за это! Мне нравится писать песни для детей. Причём у них сразу всё на лице написано – нравится или нет. Их не обманешь! Самое главное, что музыканты-педагоги охотно включают эти песни в свой репертуар для работы. Но ребятам школьного возраста уже нужны другие ритмы, я это хорошо чувствую – с элементами рэпа, RnB. Время меняется! И молодые композиторы уже пишут такие песни, молодёжь на пятки наступает. Поэтому надо идти в ногу со временем, а это значит, что надо осваивать и этот вид поп-культуры, чтобы писать что-то новое.

— Расскажите, пожалуйста, о коллегах по творчеству, которые сочиняют тексты для ваших песен, исполняют их.

— Это большая удача – найти «своего» поэта. Мне повезло. Когда я работала музыкальным руководителем в детском саду, я встретила там замечательную поэтессу, логопеда по профессии, Валентину Матвеевну Юркину, с которой мы написали множество песен для детей. Очень нравится работать с режиссёром театра драмы им. Жамбыла Сергеем Астраханцевым, мыслящим неординарно – у него в текстах даже иногда рифмы нет! А песни получаются интересные. Самые лучшие патриотические песни написаны с Валерием Кудиновым, Шамилем Давыдовым и Л. Феофановой.

Большой популярностью стал пользоваться жанр Гимна. С 2000 по 2007 год мы написали несколько Гимнов для больших и маленьких предприятий нашего города. Это очень интересный жанр, оказывается. У нас была целая команда по созданию Гимнов – звукорежиссёр, композитор и исполнитель Олег Вуккерт, аранжировщики Владимир Ней и Олег Иванов, Вячеслав Ткач – замечательный певец, ныне Заслуженный артист РК. Некоторые трудности у нас возникали с переводом текстов на казахский язык. В этом нам всегда помогал и помогает Арыстанбек Какиев – обладатель красивейшего тембра голоса, композитор и поэт, лауреат Областных и Республиканских конкурсов. Так что команда у нас очень сильная.

— В одном из интервью вы сказали, что любите участвовать в конкурсах. Что вы ощущаете, если ваша песня заняла призовое место?

— Я по натуре азартный человек. Но меня нужно «завести». Так говорит Ирина Карпеева, скрипачка Симфонического оркестра акима области. Она всегда, как бы невзначай, подкидывает разные идеи, и я тут же начинаю их воплощать в жизнь. Видимо, так устроены композиторы, что им всегда нужна оценка – исполнителя, слушателя. Если оценки нет или она достаточно равнодушная – тогда сразу возникает вопрос: а правильно ли я выбрал профессию, а стоит ли этим заниматься дальше? И так постоянно. Конкурс даёт возможность себя оценить. Пусть не всегда объективно. Но когда есть результат – это воодушевляет, окрыляет. Есть стимул работать дальше! А тем более, когда призовое место – хочется горы свернуть, сразу же появляются новые идеи, какие-то невообразимые проекты!

— Ко многим своим песням вы написали не только музыку, но и текст, нередко сами исполняете эти песни. Почему возникла необходимость такого симбиоза?

— Я уже говорила, как нелегко найти хороший текст песни. Но когда это необходимо, могу сочинить его сама. Если есть мысль, если есть что сказать, развить тему легко, еще легче уложить эти мысли в рифму. Лишь бы они были, эти мысли!!! Иногда хочется написать, а голова пуста! Надо, чтобы эмоциональный резервуар чем-то наполнялся. Раньше ведь композиторы специально уезжали в Дом творчества на лето, чтобы писать музыку. Поэтому столько было произведений крупной формы – симфоний, опер. Теперь всё по-другому. Каждый композитор должен не только написать произведение, но и донести его до исполнителя, и до слушателя. Хорошо, что у нас в Казахстане действует «Союз композиторов». Благодаря его работе мы имеем возможность быть услышанными. Что касается исполнения своих песен – я всегда старалась в своё исполнение вкладывать всю душу, все свои эмоции. Но никогда не против, чтобы мои песни пели другие исполнители, потому что каждый вносит что-то своё, неповторимое.

— Вы сочинили музыку ко многим спектаклям и детским сказкам областного драматического театра имени Жамбыла. Что вам дает работа в театре?

— Театр уже стал частью меня. Это особый мир, в котором я чувствую себя очень комфортно. Как единый организм — каждый занимает своё определённое место, выполняет свои задачи – нет ни одного лишнего человека. Если одно звено выпадает – рушится всё здание. Поэтому так ценю этот коллектив настоящих энтузиастов своего дела, трудоголиков и просто замечательных творческих личностей. Каждый спектакль для меня – это событие. Созидательный процесс, в котором из простой папки со сценарием вырастает нечто живое, обретающее лица и характеры. Они говорят, звучат, поют, двигаются – и всё, что находилось в голове у режиссёра, выходит наружу как нечто необыкновенное, неповторимое и очень интересное. И я рада, что когда-то мы встретились в одной из студий города с Еленой Мищенко – звукорежиссёром театра им. Жамбыла, и она предложила мне написать авторскую музыку к детской сказке «Волшебная лампа Аладдина». И пишу музыку к спектаклям по сей день. Я же говорю – ничего случайного в жизни не бывает!

— Светлана Борисовна, вы руководите группами «Арт-вокал», «Dance Vinil». Какие цели ставите перед собой в работе с этими коллективами?

— «Арт-вокал» — так называется группа актёров театра, с которыми мы выступаем уже 5 лет. Сначала это были просто салонные вечера русского романса, затем стали исполнять более сложные вещи из хоровой классики, в том числе и a’capella, сольные вокальные номера. Постепенно перешли к традиционному джазу, мюзиклу. Самое интересное в работе с актёрами – это то, что каждый сольный номер не просто исполняется вокально, но еще и обыгрывается актёрской игрой, зачастую со сменой костюмов и декораций, в результате чего получаются настоящие шоу-программы.

Группа «Dance Vinil» существует достаточно недавно, всего 3 года. Но за это время сложился коллектив единомышленников, с которыми очень интересно работать – гитарист Дима Бондаренко в этом году заканчивает училище искусств, но уже владеет различными гитарными техниками в стиле блюз, рок, фанк. Владимир Шипилов – бас-гитарист, музыкант с большим опытом работы в этой сфере, в своё время вместе с группой «Рецепт» и Аурикой Ротару объездил всю страну. С ним мы работаем уже 14 лет, это он был инициатором создания нашего коллектива. Женя Фоминых – барабаны, замечательный музыкант, с 15 лет работал в оркестрах Гос. Цирка, закончил Консерваторию им. Курмангазы по классу тубы, ресторанный музыкант с 20-летним стажем. Недавно мы сделали новую программу из кавер-версий мировых хитов. Сейчас занимаемся инструментальными композициями в стиле Smooth и Acid джаз. Это очень интересное направление в джазе, и несмотря на то, что возраст участников нашего коллектива различен, нам одинаково интересно работать над этой программой.

— Бывали интересные случаи в вашей творческой работе?

— Конечно, бывали, и не раз. Как-то мы в начале становления нашего представительства «Союза композиторов» поехали знакомиться с композиторами г. Семея. В состав нашей делегации входили работники музея искусств К. Кунафина, Т. Харламова, ведущая телепрограмм В. Лазарева, видеооператор областной телестудии и я, только что избранный председатель. Мы очень волновались, так как Прииртышским отделением Союза тогда руководил Олег Джанияров – композитор с большой буквы, мастер, стоящий в одном ряду с маститыми композиторами Казахстана. Встреча была ошеломляющей. На пресс-конференции за одним столом сидели О. Джанияров, М. Рахимбаев, К. Досымжанов, Г. Ахунджанов, Л. Жуманова и ещё несколько аксакалов, от солидного вида которых мы, молодые дамы, войдя в зал, почувствовали себя очень-очень молодыми и чуть не упали в обморок. Но когда мы познакомились, начали играть друг другу свои произведения, общаться, атмосфера встречи плавно перетекла в бурную дружескую вечеринку благодаря неуёмному и молодому задору Олега Саиндыльдиновича. В Усть-Каменогорск мы приехали далеко за полночь, обсуждая его потрясающую личность, масштаб его знаний, кругозор и ителлект. Он поразил нас настолько, что за обсуждением этой встречи мы не заметили, как водитель нашей «Газели» заблудился и дал круг в сто лишних километров.

Еще разные казусы бывают на концертах. Однажды на одном мероприятии, которое проходило зимой на Площади Республики в жуткий мороз мы исполняли патриотическую песню группой участников концерта в самом начале программы. Как правило, для таких случаев записывается фонограмма «плюс». Так вот, к началу не успел прийти один из наших солистов-вокалистов. И когда зазвучала фонограмма песни, его строчки я «пела» мужским голосом! Это было незабываемо!

— Вы жили в Алма-Ате, Петропавловске, Сары-Озеке Талдыкурганской области, в Москве. Почему вернулись на свою родину в Усть-Каменогорск?

— Так складываются обстоятельства, что я постоянно возвращаюсь в родной город. Видимо, это судьба. Но я об этом не жалею. Ведь недаром говорят, где родился, там и пригодился!

— Расскажите о ваших увлечениях.

— Очень хорошо, что мои увлечения совпадают с работой. Но в свободное время я с удовольствием катаюсь на коньках и очень люблю выезжать с друзьями в любимые места отдыха – на Бухтарму и в Горную Ульбинку. Там удивительная природа, особая энергетика, которая притягивает и очищает.

— Ваши планы на будущее.

— С нетерпением жду концерта хоровой музыки училища искусств им. братьев Абдуллиных, в программе которого будут мои сочинения и обработки, новый спектакль для детей – «Золушка», музыку к которому доверила мне написать режиссёр Т. Баева, концерт группы «Арт-вокал» и «Dance Vinil». В планах – издать новый сборник песен для детей, которому уже дала название – «Фантики-конфетки!».

— Большое спасибо вам за интервью, здоровья и творческих успехов!

Интервью брала Наталья БАТЕНЬКОВА

, ,
4 комментарии на “Светлана Апасова: « Музыка для меня – не увлечение и не работа, а суть моей жизни» (к 50-летию С. Б. Апасовой)
  1. Поздравляю мою милую и талантливую однокурсницу Светочку Апасову с юбилеем! Желаю дальнейших творческих и жизненных успехов!

  2. Дорогая Светлана Борисовна! С юбилеем! Радуйте нас, Ваших слушателей, прекрасной и светлой музыкой, идущей из Вашего любящего сердца!

  3. От всей души желаем Светлане счастья, новых творческих побед. Спасибо ей огромное за свет и тепло, которое она дарит людям.

  4. Светлана Борисовна! примите поздравления с наступающим юбилеем. вы- лучший композитор и человек в Казахстане….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *