#TCH15: факты, люди, впечатления…

Официоз

Не будем заставлять читателей решать ребус, потому что всё просто: #TCH15 — это официальный хэштег ХV Международного конкурса имени П.И.Чайковского, открытие которого состоялось 15 июня 2015 года в Большом зале Московской государственной консерватории имени его же.

Как будто и не было четырёх прошедших лет. За сценой — пианист Даниил Трифонов, победитель ХIV Международного конкурса им.П.И.Чайковского, весь взмокший, как в 2011 году после выступлений на каждом туре. На сцене — огромные корзины цветов. В зале — члены жюри и гости. В концерте, посвященном открытию, помимо лауреатов предыдущего «чайника», как в просторечье зовут это престижное музыкальное ристалище — уже упомянутого пианиста и меццо-сопрано Ольги Бородиной, народной артистки России, — выступили два совсем молодых музыканта: 14-летний скрипач Георгий Ибатулин из Воронежа и 13-летний пианист Александр Малофеев из Москвы. Из последних побед Георгия — I премия ХV Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Также он стал победителем Конкурса учащихся детских музыкальных школ, посвящённых 175-летию П.И.Чайковского. Александр — лауреат VIII Международного юношеского конкурса имени П.И.Чайковского. Казахстанцам он запомнился своим выступлением в Астане в 2013 году.

В этот вечер под портретом Петра Ильича Чайковского играл Большой симфонический оркестр его имени, за дирижёрским пультом — народный артист СССР Владимир Федосеев.

На момент открытия конкурса уже завершились предварительные прослушивания у пианистов, скрипачей и виолончелистов. Стали известны имена участников, допущенных к первому туру. А у вокалистов ещё главная интрига впереди, хотя уже объявлены списки у женщин, у мужчин всё станет известно через два дня. 18 июня будет испытание на мастерство и для казахстанского певца — Дамира Садуахасова .

16 июня выступили пианисты, кому выпали первые восемь номеров в результате жеребьёвки. 17 июня начался первый тур и у скрипачей.

Нельзя не отметить, что обязательная программа по специальности «Фортепиано» в сравнении с предыдущим конкурсом впечатлила, заметно строже и академичнее стал первый тур. Участники в обязательном порядке исполняют прелюдию и фугу из ХТК, чего не было в 2011 году. Обязательны также три концертных этюда, развёрнутая пьеса П.И.Чайковского (или несколько миниатюр). Ну, и классическую сонату никто не отменял. Всё это напоминает программу вступительных экзаменов в консерваторию, но зато исполнители полностью могут раскрыть свой потенциал и в полифонии, и в понимании венских классиков (что, к сожалению, довелось услышать далеко не у всех конкурсантов первого дня), и техникой блеснуть.

Мария Мазо, Германия

Мария Мазо, Германия

С позиции импрессионисткой критики

Поделюсь своими слушательскими впечатлениями от 16 июня. Россияне (а их было пять из восьми выступавших в тот день: Никита Амбросимов, Юрий Фаворин, Сергей Редькин, Андрей Гугнин, Асия Корепанова) отличаются безупречной культурой звука, филигранностью отделки, но при этом так увлекаются обертоновым смакованием, что, к сожалению, теряется внутренняя наполненность произведений, пропадает индивидуальность исполнителя. Асия Корепанова — исключение из этой пятёрки. Наверняка многие заметили в тот день, что она и Мария Мазо (Германия) весьма ярко выделились среди выступлений сильного пола: «женская» игра оказалась в тот день более зрелой (и возраст тут не при чём), мудрой, экспрессивной и запоминающейся. Что касается гостей России — Александра Ульмана (Великобритания) и Эмануэля Римольди (Италия) — несмотря на фальшивые ноты (и, уж что скрывать, весьма своеобразную — не сказать больше! — педализацию) у первого, и ряд огрех у второго (в частности, моцартовская соната №8, мягко говоря, навеяла мысли чуть ли не о «Патетической» Бетховена) — их выступления тоже выделились в тот день именно личным отношением к исполняемому. Повторю, что это мои и только мои впечатления. Присоединяйтесь к онлайн-трансляции — так будет проще со мной поспорить. Более того, если верить статистике, предоставленной medici.tv дирекции XV Конкурса, в течение этих трех дней (учитывая и концерт-открытие) количество просмотров и записей составило 415 000 — абсолютный рекорд за всю историю работы этого канала. 134 страны мира смотрят и слушают трансляции из Москвы, а скоро начнутся прослушивания и в Петербурге.

Засим до следующих новостей. Это всего лишь начало конкурсной экспозиции, разработка ещё впереди!

Юлия БЕЛОУС, соб. корр. НМГ

Фото автора

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.