Творческий портрет Учителя: Евгений Филиппович Бреусов

Родился 10 января 1931 г. в г. Алма-Ате, в семье рабочего. Отец — Филипп Се­менович Бреусов, работал на строительстве первой алма-атинской плотины и на строительстве шоссейной дороги на Медео. 8 августа 1941 года был призван в армию и погиб в битве за Москву в феврале 1942 года.

Мать, Ульяна Андреевна Бреусова (Луганская), была домохозяйка и воспитывала четве­рых детей.

Двоюродный брат матери, Сергей Данилович Луганский — прославленный летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза.

Е.Ф.: «В 1943 г. мы с другом Сергеем Николенко написали письмо в Москву с просьбой принять нас в Суворовское училище. Пришел отказ: у меня отец погиб, но он был солдат, а у Сергея отец был лейтенант, но еще живой (а принимали детей погибших офицеров)».

Музыкантом Евгений Филиппович стал случайно. Время войны было тяжелое и голодное для всего народа. Во время войны погибло очень много музыкантов, и военные оркестры испытывали острый голод на профессионалов, поэтому при военных оркестрах был организован штат музыкантских воспитанников из детей-сирот.

Евгений Филиппович попал в духовой оркестр Алма-Атинского Военного Пограничного училища.

Е. Ф.: «Это был замечательный, высокопрофессиональный художественный коллектив, состоящий из замечательных музыкантов. Именно этот оркестр в г. Алма-Ате выполнял и функции симфонического оркестра, которого тогда еще не было. Оркестр регулярно, три раза в неделю, играл концерты классической и популярной музыки в парках города,обслуживал все праздничные и правительственные мероприятия.»

Бреусов2

духовой оркестр Алма-Атинского Военного Пограничного училища

Е.Ф.: «Горожане очень любили эти вечера, и наши концерты проходили с большим успехом, и всегда проходили при полном аншлаге».

Бреусов3

В этом оркестре Евгений Филиппович прослужил 16 лет. Первым инструментом была валторна, на которой он играл 2 года.

Бреусов4Бреусов5В 1946 году Евгений Филиппович познакомился с Евгением Григорьевичем Брусиловским, которому демонстрировал духовой инструмент альт.

В 1947 году в Алма-Атинской Государственной Консерватории был открыт класс флейты. Преподавателем стал выпускник В.Кречмана — профессора Московской консерватории, солиста оркестра Большого Театра СССР — Иван Петрович Коноплев.

Эмилия Козловицкая и Евгений Бреусов стали первыми учениками класса флейты.

На следующий год к ним присоединились еще две флейтистки — выпускницы Алма-Атинского музыкального училища Зейнеп Бакенова и Гульзейнеп Мурзахметова — это и был первый выпуск флейтистов Алма-Атинской Государственной Консерватории в 1953 году.

Бреусов6

Класс флейты: первые ученики

Е.Ф.: «Эмилия Козловицкая всю жизнь была первой флейтой ГАТОБ им.Абая.

Зейнеп Бакенова играла в ансамбле знаменитой танцовщицы Шары, затем многие годы играла в оркестре ГАТОБ им.Абая.

Гульзейнеп Мурзахметова много лет играла в Государственном Симфоническом оркестре КазССР, затем долгие годы обучала молодых флейтистов в РССМШ им.К.Байсеитовой. Г.Мурзахметова является Отличником просвещения.»

Уже занимаясь на флейте, Евгений Филиппович еще несколько лет «при необходимости» в военном оркестре играл на валторне и ударных.

В то время в Консерватории преподавали выдающиеся музыканты — Е.Брусиловский, М.Тулебаев, Л.Хамиди, А.Жубанов, музыковед П.Аравин, хормейстер Б.Лебедев, пианисты Е.Гировский, Р.Кацман, дирижер Л.Шаргородский. Духовики: В.Круглыхин — труба, В. Сазонтов — валторна, И. Коноплев — флейта. Дирижер И.Зак, скрипач В.Хесс, певцы — А.Курганов (тенор — друг Федора Ивановича Шаляпина), знаменитое колоратурное сопрано Н.Куклина, контрабасист Н.Давыдов и другие. Да и студенты были в будущем классные мастера своего дела.

Можно отметить студентов того времени, которые внесли выдающийся вклад в культуру Казахстана: Анатолий Кельберг, Фуат Мансуров, Куддус Кужамьяров, Леонид Афанасьев, Александр Зацепин, Бибигуль Тулегенова, Роза Джаманова и другие.

Евгений Филиппович совмещал учебу в консерватории с работой в оперном театре, службой в военном оркестре погранучилища.

В оперном театре Е.Бреусов проработал 6 лет, играя партии флейты-пикколо. В то же время Евгений Филиппович играл в симфоническом оркестре при Казрадиокомитете.

Бреусов7

Спустя некоторое время в 1959 году на базе этого оркестра впервые в Казахстане был создан Государственный Симфонический оркестр КазССР. Таким образом, Евгений Филиппович был в первом составе Государственного Симфонического оркестра КазССР.

Бреусов8

Волею судьбы Евгений Филиппович был в числе первооткрывателей многих исторически значимых событий музыкальной жизни Казахстана. Вот еще несколько примеров из его творческой биографии:

  • 1945 г. Бреусов был в числе первых воспитанников военного оркестра в Казахстане.
  • 1946 г. Впервые в Казахстане Евгений Филиппович в составе троих воспитанников в течение многих лет открывал на малом барабане все военные парады в Алма-Ате.
  • В составе духового оркестра участвовал в первом исполнении Государственного Гимна Казахской ССР.
Бреусов в центре

Бреусов в центре

Бреусов10

  • Впервые, в 1946 году, познакомил композитора Е.Брусиловского с духовым инструментом альт.
  • 1947 г. Бреусов один из первых двух учеников класса флейты в Алма-Атинской Государственной консерватории им.Курмангазы.
  • 1953 г. в числе первых четырёх выпускников класса флейты Алма-Атинской Государственной консерватории им.Курмангазы.
  • Первый солдат срочной службы с высшим образованием.
  • Евгений Филиппович был в составе впервые созданного в Казахстане Государственного Симфонического оркестра КазССР.
  • Так же участвовал в первом концерте Симфонического оркестра по Казахскому телевидению.
  • 1982 г. впервые в Алма-Ате сразу 2 ученика Евгения Филипповича заняли первые места в младшей и старшей группах на XVI Городском конкурсе Юных музыкантов — «Золотой дубль».
  • Впервые в КГИ №46 ученик Бреусова Алишер Нигматов занял первое место на Городском конкурсе Юных музыкантов (среди Детских музыкальных школ).
  • Почётная грамота «Заслуженный коллектив Республики Казахстан Государственный Симфонический Оркестр Казахской ССР» была вручена в руки председателя профкома оркестра — Е.Ф.Бреусова.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность Евгения Филипповича Бреусова началась в Алма-Атинском музыкальном училище им. П.И.Чайковского, где он проработал 14 лет. Среди его учеников:

  1. Первая выпускница Фрида Ландсман, ныне педагог по флейте (Израиль).
  2. Дамир Тулеков, некоторое время преподавал в АГК им. Курмангазы (ныне КНК им.Курмангазы).
  3. Эльмира Исмаилова — педагог по флейте, подготовила лауреатов.
  4. Татьяна Антонова (Тимченко) преподавала в Алма-Атинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского, в музыкальной школе им.А.Жубанова. Среди её учеников — Балжан Уразбаева- гордость Казахстана, лауреат многих Международных конкурсов:

Воронеж, 1991 г., I премия

Бишкек, 1993 г., I премия

Алматы, 1994 г., II премия

Париж, Женева 1995 г. Концерты, посвященные 50-летию ООН, 50-летию Юнеско

Выступала как солистка в России, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Франции, Швейцарии, Чехии, Германии.

Казань, 2000 г. I премия. Астана, «Шабыт» 2002 г., I премия.

После 30 лет работы в Государственном Симфоническом оркестре с 1978 года Евгений Филиппович начал работать преподавателем по классу флейты в Детской музыкальной школе №5 им. М.Тулебаева. Это — расцвет педагогической деятельности Евгения Филипповича.

За 20 лет работы в этой школе его ученики успешно выступали на Городских и Республиканских конкурсах. С 1979 года, ученики Бреусова занимали только призовые места. Евгений Филиппович по праву гордится своим «Золотым дублем».

В1982 году Роман Маркин и Евгений Назаренко стали лауреатами I премии Городского конкурса старшей и младшей группы соответственно.

Бреусов11

Через 20 лет «Золотой дубль» был повторен. В 2002 году первые места заняли ученики Алишер Нигматов по младшей группе и Еди Ким по старшей.

В Классическую Гимназию Искусств № 46 Евгений Филиппович и его дочь Тамара Евгеньевна Ким, пианистка и педагог, пришли в 1993 году, куда их пригласила директор КГИ №46 Т. Землянская. Бреусовым был открыт класс флейты и блокфлейты. Специально для гимназии он разработал программу, от начальных классов до выпускных, куда включил и произведения композиторов Казахстана.

По инициативе Бреусова и его дочери Тамары Евгеньевны, в гимназию были приглашены такие педагоги как Н.Болденкова(саксофон, кларнет, блокфлейта), Н.Станевич, Е.Зайцева (фортепиано), Л.Корбань(сольфеджио). Евгений Филиппович содействовал открытию класса скрипки, который вела Р.Соколова, затем Э.Глебова.

Евгений Филиппович Бреусов — Музыкант и Педагог с большой буквы. Им накоплен колоссальный исполнительский и педагогический опыт. Если сложить весь его трудовой стаж, включая совместительство, то получится l07 лет!!!

Кроме работы в оркестрах он участвовал в ансамблях, трио. Среди флейтистов известны его переложения и обработки казахских произведений, таких как:«Поэма» и «Вальс счастья» (Бакыт-вальс) М.Тулебаева, «Турымтай» А.Затаевича, «Две ласточки» Е.Брусиловского.

Евгений Филиппович — Человек с большой буквы. В жизни он скромный и доброжелательный, готовый всегда помочь профессиональным советом, нужной литературой и просто добрым словом. Его супруга — Любовь Тимофеевна Бреусова, преподаватель немецкого языка, окончила институт иностранных языков, работала в школах, затем в Академии наук старшим преподавателем Кафедры иностранных языков.

 Бреусов12

В 2004 году супруги Бреусовы отметили «Золотую свадьбу»!

Из воспоминаний Е.Ф. Бреусова:

Флейтистом я тогда был ещё очень и очень начинающим, это было на втором году занятий на флейте. Напросился я как-то поприсутствовать на репетиции оркестра оперного театра. Молодой, начинающий дирижёр Газиз Дугашев вел репетицию балета В.Великанова «Камбар и Назым». Пристроился я в углу оркестровой ямы, за контрабасами, и стал наблюдать, как готовились, разыгрывались и настраивались профессиональные музыканты. Для меня это были Боги!

Успокоились музыканты, пришёл дирижёр, все на местах, но нет ни одной флейты! Тогда подбегает ко мне инспектор оркестра Виталий Степанкин и спрашивает, есть ли у меня с собой флейта. «Есть!». Тогда он снимает с меня шинель (я был воспитанник, в военной форме), тянет за руки и усаживает на место флейтистов — там было 3 партии: 1 флейта, 2 флейта и пикколо. Так до конца репетиции никто из флейтистов и не появился. Что я там «играл»…

Бреусов13

Потом узнали, что второй флейтист ходил по воду на Алмаатинку, поскользнулся и разбился насмерть, а первого вызвали на помощь. После репетиции ко мне подошёл инспектор оркестра и попросил с флейтой и пикколкой прийти вечером на спектакль — опера «Ер-Таргын». Ноты мне не показали, да и времени не было смотреть (я служил в армии и учился в консерватории). Вечером пришёл первый флейтист — замечательный музыкант, выпускник Московской консерватории, первый флейтист, удостоенный звания «Заслуженный артист КазССР» — Конон Петрович Ержов. Посадили меня за два пульта: второй флейты и флейты-пикколо. Играть с листа «Ер-Таргын» с моим владением флейтой — это было преступлением! Но больше играть было некому и с этого момента начались мои страшные шесть лет «Оперного творчества»! Театр жил своей жизнью, там был отрепетированный репертуар, и только для меня это была страшная каторга! Все пришлось играть с листа.

В те же времена приходилось мне играть в симфоническом оркестре Казрадиокомитета (позже на его базе был создан Государственный Симфонический оркестр КазССР).

Тогда начинал дирижировать молодой дирижер Фуат Мансуров, ныне профессор Московской консерватории, дирижёр Большого Театра г. Москва( на снимке). Дирижировал он 40-ую симфонию Моцарта и ему тоже «повезло» — первая флейта был… начинающий Бреусов. Тогда было несколько оркестров но музыканты в основном одни и те же.

Бреусов14

Студенческим симфоническим оркестром консерватории руководил замечательный музыкант Леонид Матвеевич Шаргородский (бывший альтист из Большого театра г. Москва(на снимке), большой эрудит и очень строгий. Мы его очень любили, но и боялись страшно!!!

Разучивали мы Четвёртую симфонию П.И.Чайковского, а там, в третьей части — Скерцо — есть одно коварное место, которое называлось «смерть мухам и смерть пикколистам» — а я и был пикколистом. Учил добросовестно, но уж очень каверзный пассаж. Пришло время концерта. Первая и вторая части — у меня паузы, играют 1-я и 2-я флейты, и вот третья и четвёртая части, здесь только успевай! Начинается третья часть, я приготовился, считаю паузы, начинает кларнет (я после него) и я… теряю сознание. Очнулся, начинается знаменитый финал Четвёртой симфонии. Закончили играть, аплодисменты и я жду, что меня сейчас поведут вешать за знаменитое solo в третьей части. Вдруг узнаю, что я довольно неплохо сыграл эти злополучные пассажи. Автоматически, в бессознательном состоянии. Вот такие Университеты.

Помню, уже взрослый с симфоническим оркестром поехал на гастроли по Казахстану. Приехали в Актюбинск два дня до концерта. Разместились. Нам объявили, что два дня свободны, и музыканты разбежались кто-куда, у кого друзья, кто родом из этих мест. Вдруг объявляется, что сегодня вечером большой концерт. Срочно кинулись собирать разбежавшихся артистов. В основном собрали состав.

Вечером концерт, рассаживаемся, а нет 1-го гобоя, сидит одна «тётя Клава» (К.Пикулина, второй гобой и английский рожок) и никак не соглашается играть партию 1-го гобоя. А в Пятой симфонии П.И. Чайковского в медленной части большой дуэт 1-го гобоя и 1-ой валторны. А я был председателем цехкома, пришлось «бросаться на амбразуру». Сел я с флейтой за пульт 1-го гобоя и пришлось играть концерт с листа!

30 лет я проработал в Государственном Симфоническом оркестре КазССР. За эти годы судьба подарила мне возможность работать и общаться с молодыми и талантливыми музыкантами нашего оркестра, а так же с такими выдающимися музыкантами, как Л.Шаргородский, Ф.Мансуров, А.Кельберг, Г.Дугашев, И.Островский, В.Яковлев, С.Фридман, Т.Мынбаев, Д.Кабалевский, М.Ростропович, Н.Раков, Б.Гольдштейн, Н.Гутман, А.Наседкин, Р.Кёрер, П.Серебряков, О.Яблонская, Е.Новицкая, Л.Исакадзе, И.Ойстрах, О.Каган, Е.Малинин и так далее, и так далее.

И это — великое счастье!

Евгений Филиппович Бреусов стоял у истоков становления флейтовой школы в Казахстане и внес огромный вклад в ее развитие, воспитал большое количество профессионалов и продолжателей своего благородного дела.

За высокие показатели в деле воспитания молодого поколения Евгений Филиппович награждён знаком «Отличник образования», «Ветеран труда». Награжден почетными грамотами Министра культуры СССР, Министра культуры КазССР, Министра образования КазССР и многими другими.

В апреле 2013 года Евгений Филиппович Бреусов ушёл из жизни — Человек, Музыкант, Учитель…

Светлая память светлому Человеку!

Зухра ЗЕЙНГАЛИЕВА, магистрантка, I курс

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *