Весёлый праздник весны 2017: концерт Национального оркестра провинции Гуандун

12 января в Большом концертном зале Казахской национальной консерватории им.Курмангазы состоялось грандиозное событие. В рамках Большого Новогоднего Тура, а также в рамках празднования 25-летия установления дипломатических отношений между республикой Казахстан и Китайской Народной республикой прошел «Весёлый праздник весны 2017»! Чуньцзе (кит. «Праздник весны») – это традиционный, самый торжественный праздник Китая, символизирующий спокойствие, согласие, счастье, благоденствие… Многие в замешательстве скажут: «Как это, новый год и весенний праздник!?» Дело в том что, по китайскому лунному календарю Новый год считается началом весны и приурочен к зимнему новолунию по завершении полного лунного цикла (в григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля). По некоторым данным, праздник стали отмечать ещё за 180 лет до н.э.

«Веселый праздник Весны 2013» Прошли три концерта (Астана, Алматы). В программе — вокальные, танцевальные, инструментальные и акробатические номера в исполняют артистов цирка и ансамбля песни, и пляски города Ухай Внутренней Монголии КНР

«Весёлый праздник весны» – один из важнейших символов китайской культуры, сегодня отмечается в самых разных странах мира, в их числе и Казахстан. В нашей Республике данное праздничное мероприятие проводится с 2010 года, и можно сказать, уже стало традиционным. Каждый раз Китайские артисты привозят новую программу гала-концерта. В этом году нам посчастливилось соприкоснуться с традиционной музыкальной культурой Китая в исполнении Национального оркестра провинции Гуандун. Основанный в 1949 году, он является лучшим коллективом, исполняющим подобную музыку. В составе оркестра насчитывается 75 человек, из них в Алматы приехали 38 лучших музыкантов.

В состав национального оркестра входят все группы инструментов:

Гу Шеньгюнг, пипа

Исполнительница на пипе Гу Шеньгюнг солирует в композиции «Дом летающих ножей»

Группа струнных щипковых представлена инструментами – янчин (yangqin), лючин (liuqin), пипа (pipa), чоунран (zhongruan), даран (daruan), сэнсян (sanxian), гучжэн (guzheng) и конхоу (konghou). Ведущее место занимает пипа (pipa). Смычковая – арху/эрху (erhu), чонху (zhonghu) и гонху (gaohu), а так же виолончелью и контрабасом. К духовым инструментам относятся дизи или бамбуковая флейта (dizi), шэнг (sheng) – своего рода губная гармошка и двойной гобой – суона (suona). Перкуссионные (ударные) инструменты по количеству превышают все остальные и вообще имеют в китайской культуре большое значение начиная еще с древности. В оркестре ударные осуществляют контроль над общим развитием действия и созданием определённой атмосферы. Это луо (гонги), бу (барабаны), го (цимбалы) и китайские колокола. Большой гонг способен создать неповторимую атмосферу, различные драматические эффекты могут быть достигнуты с Тангу, таинственное, завораживающее звучание с Моую и Цином[1]. Интересно то, что ударными инструментами мастерски владеют не только парни, но и девушки, чему мы были приятно удивлены.

Музыкальный руководитель и дирижер Гуандунского национального оркестра – Чжан Ли. Преданный и полностью поглощенный в свою работу, он также является дирижёром многих других коллективов: постоянный дирижер Китайского симфонического оркестра кино и радио, арт-директор и приглашённый дирижёр в Центральной музыкальной консерватории. Дирижёр Тай-пейского муниципального народного оркестра, а также оркестра Гонг-Конгской академии искусств.

дирижер Чжан Ли

Дирижёр Национального оркестра китайской провинции Гуандун Чжан Ли

«Весёлый праздник весны» собрал полный зал – слушателей всех возрастов. К примеру, дети, для которых музыка, знакомая по мультфильмам и кино («Мулан», «Кунгфу панда», и т.д.) теперь стала явью. Уверена, что столь близкая встреча с китайской музыкальной культурой стала первой и для многих присутствующих взрослых. Хотя для многих представилась возможность снова окунуться в мир потрясающих музыкальных красок, в котором они уже когда-то побывали. В зале было много граждан Китая, живущих в Алматы, пришедших услышать родные звуки (в КНК им. Курмангазы учатся студенты из Китая).

Весёлый праздник весны

«Веселый праздник Весны 2014» во Двореце Мира и Согласия в г.Астане казахстанским зрителям были представлены традиционные китайские инструменты, сычуаньская опера и другие интереснейшие номера в исполнении Ансамбля города Чунцин. «Веселый праздник весны 2015» с участием артистов Чжэнчжоуского театра танца и песни, а так же мастеров древнего искусства ушу из Шаолиньской школы боевых искусств Taroy.

Переступив порог зала Казахской национальной консерватории, мы сразу же попали в мир китайской культуры, но пока ещё не музыкальной… Такое ощущение было создано за счет оформления помещений в китайском новогоднем стиле: колонны обтянутые красным шелковым полотном, декоративные бумажные фонарики, перевёрнутый иероглиф ФУ (украшение означающее приходящую удачу!) и многое другое. «Давно сцена КНК так не преображалась!» – сказал один из присутствующих. В центре холла стоял большой баннер «Весёлый праздник весны 2017», где каждый желающий мог сделать фотографию на память. Атмосферу новогоднего праздника дополнили подарки привезённые китайскими гостями, чтобы каждый мог забрать с собой – музыку в сердце и сувенир в руках! «Шарфики с надписью «праздник весны», подвески, разговорники, альбомы и мн. др. всё было весьма интересно!» – как заметили окружающие.

зам акима Алматы Кырыкбаев Арман Оразбаевич

Заместитель акима Алматы Кырыкбаев Арман Оразбаевич

Генеральный консул КНР в Алматы господин Чжан Вэй.

Генеральный консул КНР в Алматы господин Джан Вэй выражал огромную благодарность каждому из присутствующих в зале, организаторам концерта и прибывшим к нам из далека гостям. «Этот культурный бренд обладает очень ярким национальным колоритом. Спустя восемь лет стал популярным среди алматинцев. Примечательно что в этом году представление совпадает с 25-летием установления дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном и поэтому мероприятие имеет еще большее значение для всех нас». От имени генерального консульства КНР в Алматы, желает всем насладиться искусством Гуандунского оркестра.

 В программу концерта вошли 12 аутентичных произведений китайских композиторов, которые принято исполнять в новогодний праздник. Нам были представлены картины природы («Приятная ночь», «Цветение в окне», «Тысячи миль нитей радуги»), бытовые сцены («Ритм деревни», «Рыболовная сеть»), народные традиции («Гонка на драконьих лодках», «Обычаи Хакка, «Песенные восхваления хорошему урожаю», «Дом летающих ножей»), юмористические пьесы («Танец лодки на суше», «Выбирая дату», «Радостный и счастливый»).Перед началом концерта с приветственным словом выступили почетные гости вечера: Генеральный консул КНР в Алматы – господин Чжан Вэй и заместитель акима Алматы Арман Оразбаевич Кырыкбаев.

Первым прозвучало сочинение композитора Хе Лютанга «Гонка на драконьих лодках» (аранжировка: Ли Фубин; худ. рук. Джен дзо Уэйн) И это совсем не случайно! Как известно, «Дуань-у» – древнейший китайский традиционный праздник календарного цикла, в переводе означающий «начало», а гонка на драконьих лодках – состязание, занимающее в нем ключевое место. Так яркая, полная оптимизма пьеса послужила началом нашего концерта!

Солистка на эрху (арху) Фа Шаоли

Солистка на эрху (арху) Фа Шаоли

Следующее произведение «Приятная ночь» (композитор Лю Тянхуа; аранжировка Лю Ченчен) – своей мечтательной, задумчивой мелодией основанной на мажорной пентатонике (у арху), необыкновенным тембром солирующего инструмента (бамбуковая флейта), отправило нас в незабываемую прогулку по древней китайской цивилизации. Это единственное произведение где ударные инструменты не принимали участия. Что не скажешь о технически сложнейшем «Ритме деревни» для гучжэна и оркестра с которым солистка Фу На справилась без каких-либо усилий, выполняя различные пассажи и трели. Гучжэн (古箏) известный как китайская цитра имеет историю длящуюся уже более 2500 лет. Это щипковый инструмент, в котором насчитывается от 16 до 21 металлических струн, а иногда и 25. Особый колорит создавал необычный инструмент Бо, задавая всему оркестру каждый раз тот или иной ритм. Бо (钹) – это крохотные бронзовые тарелочки, которые надеваются на пальцы одной руки, исполнитель ударяет по тарелкам вместе, издавая тем самым звук напоминающий «цокот копыт».

Солист Чен Зухуи, композиция «Рыболовная сеть»

Солист Чен Зухуи, композиция «Рыболовная сеть»

 

Фу На, гучжэн

Исполнительница на гучжэне Фу На солирует в произведении «Ритм деревни»

 «Веселый праздник весны 2016» в Алматы в ГАТОБ состоялся гала-концерт с участием ансамбля песни и танца Синьцзянского художественного театра (КНР). В программу вечера вошли танцевальные, вокально-инструментальные номера, а также акробатическое представление.

Оживила публику, приведя ее в неописуемый восторг, народная музыка Хебей «Выбирая дату» для суона с оркестром. Необычная волнообразная звуковая динамика пьесы, как раз отражала суть содержания. Виртуозная исполнительница Ма Чжимин показала нам невообразимое мастерство игры на трех инструментах, почти одновременно, хотя для китайских традиционных музыкальных коллективов это обычное явление – сочетание суоны с разными инструментами (органами шэн, гонги, барабаны). Суона – древний китайский духовой инструмент, аналогичный европейскому рожку. Как мы слышали, имеет отчетливо громкий и пронзительный звук, поэтому игру на суоне чаще всего можно услышать на открытом воздухе. Суона является важным инструментом в народной музыке Северного Китая, в частности в провинциях Шаньдун и Хэнань, Хэмэй.

Солисты: Чен Дон, Фенг Фан

«Танец лодки на суше». Солисты: Чен Дон, Фенг Фан

 

Ма Чжимин, суона

Исполнительница на суоне Ма Чжимин солирует в композиции «Выбирая дату»

Венцом концерта послужили произведения, в которых произошло слияние двух культур – казахской и китайской. В сцене из балета К. Шильдебаева спокойная, томная мелодия рисует картину арабского востока – мерно идущий через пустыни караван! «Қиядан қиқу түскенде атының басын тартпаған» Б. Аманжола по мотивам Бухара Жырау зазвучала по-новому в единстве тембров китайских и казахских народных инструментов.

Оркестр провинции Гуандун и солисты консерватории исполняют кюй Б.Аманжола

Оркестр провинции Гуандун и солисты консерватории исполняют кюй Б.Аманжола

По окончанию концерта доброжелательная публика ещё долгое время не расходилась, благодаря Национальный оркестр провинции Гуандун бурными аплодисментами. А позже, идя по пути домой восхищение и восторг от увиденного, услышанного и пережитого, не сходили с уст всех присутствующих. «Никто не возвращался из путешествий таким, каким был раньше!» – гласит китайская пословица.

 

Вероника КУТЕНКО, музыковед, 3 курс

Организаторы концерта: Министерство культуры КНР и Генерального консульства КНР в Алматы при поддержке департамента по делам культуры провинции Гуандун, КНК им. Курмангазы продюсерская компания Ву Промоушен и музыкальное агентство «Классика».

[1] На самом деле, количество инструментов может варьироваться в зависимости от состава оркестра. Нами указаны лишь некоторые, составляющие его основную часть.

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *