Взрослая лирика «Детского альбома»

29 марта в камерном зале Московского международного дома музыки состоялся не совсем обычный концерт при участии поэта Веры Павловой, сопрано Натальи Павловой и квартета Аси Соршневой.

Вера и Наталья Павловы

Первое отделение вечера стало тёплым семейным путешествием в Детство. Вера Павлова читала стихи, её дочь Наталья пела, а знакомые пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского исполнялись не только на рояле, но прозвучали и в обработке Ираиды Юсуповой для струнного квартета. А самая маленькая участница концерта, Мария Березовская, ученица первого класса МССМШ имени Гнесиных, продемонстрировав своё владение ксилофоном в «Камаринской», проявила себя ещё в качестве начинающей пианистки.

Вера Павлова и Маша Березовская

У Веры Павловой есть два поэтических «Детских альбома», написанных по одноимённым циклам П. И. Чайковского и его ученика А. Т. Гречанинова. Для концерта она сделала подборку из стихотворений разных лет: при каждом новом исполнении стихи «нанизываются» в программе по-разному и звучат всегда иначе, нежели в предыдущий раз.

Интервью — самый нелюбимый жанр поэта Веры Павловой, но она согласилась кратко рассказать об истории создания своих зарифмованных пьес:

В 2006 году я провела несколько месяцев в швейцарской горной деревне. И была там так счастлива, что во мне начали звучать детские голоса, стихи стали сами из меня вылезать, с позволения сказать. Голоса моих детей, детей моих подруг…Этот цикл написался за три швейцарских месяца. Потом он дополнялся, появлялись ещё какие-то стихи на эту тему, но основной корпус был создан там. Оказалось, чтобы писать о детстве, нужно быть очень счастливым и очень спокойным, безмятежным.

По образованию Вера Павлова дипломированный музыковед, с детства писала музыку. Но по профессии никогда не работала, однако двенадцать лет преподавала в детской студии литературное творчество. На вопрос, как же слово перевесило музыку, Вера Анатольевна ответила: «Спросите это у моей судьбы! Но я всегда счастлива выступать с музыкантами: я тоже себя чувствую музыкантом. Мне кажется, что я не читаю стихи, а музицирую вместе с ними. Это у нас такой джазовый джем-сейшн!»

Творчество Веры Павловой можно  охарактеризовать как один из  самых ярких примеров интермедиального текста в пространстве современной поэзии. В последние годы проблемы интермедиальности привлекает внимание не только отечественных, но и зарубежных филологов: «Интермедиальный текст как синтез различных искусств вписывается в текстовое поле композиционной поэтики в своей оригинальной ипостаси. Его исследование требует тонкой коррекции теорико-методологической основы композиционного анализа, который мы применяли к документальным и художественным текстам <…> Одной из составляющих такого текста в литературе часто становится музыка, понимание роли которой в композиции и требует расшифровки, т. е. декодирования смысла».[1]

Что касается «вакансии поэта» в ХIХ веке, Вера Павлова заметила:

Я не считаю, что это место вакантно. И очень не люблю сочетание «современная поэзия». Поэты как множество составляют  одну единую фигуру Поэта, они органы, клеточки этого единого существа. Вот как Сведенборг описывает небо в виде гигантского ангела, составленного из маленьких, так и поэзия — это гигантский Поэт, составленный из нас маленьких. Это  вечно. Тут не надо говорить о современном или несовременном: если ты поэт, ты вечен — ты часть этого вечного Поэта-Ангела.

Наталья Павлова. «Путешествие в Италию» Джованни Соллимы

Во втором отделении концерта прозвучала многоуровневая композиция Джованни Соллимы, современного итальянского композитора и выдающегося виолончелиста, нередкого гостя в Москве, участника фестивалей Vivacello, под названием «Путешествие в Италию». Автор написал новую версию фантазии для квинтета и голоса специально для сопрано, певицы и актрисы, Натальи Павловой, с которой он уже не раз сотрудничал, и которая стала первой исполнительницей — пришедшим в тот вечер слушателям была представлена мировая премьера новой версии «Путешествия в Италия» для квинтета и голоса.

Джованни Соллима с Натальей Павловой и её мужем Давидом Колантони.

Фото из личного архива Натальи Павловой

Атмосфера в камерном зале была по-настоящему вдохновенной и вдохновляющей, доброй и нехарактерно для академического исполнительства уютной. И так как графики в Доме музыки составляются за несколько месяцев вперёд, по совершенно трагическому совпадению концерт, пронизанный темой детства и семьи, пришёлся на следующий день после национального траура по погибшим в городе Кемерово. И неимоверно глубже стал  на фоне этих событий смысл стихотворений Веры Павловой…

В ЦЕРКВИ

Ясные лики. Унылые лица.
Первых мало, последних много.
Пап, ты что, не умеешь молиться?
Нужно просто просить у Бога
всё, что хочешь. Но зная меру –
не щенка, не ключи от машины,
а что-нибудь лёгкое. Ну, к примеру,
чтобы все были живы.[2]

Юлия Белоус, г.Москва

 

[1] Кайда Л. Г. Интермедиальное пространство композиции : монография — М., Флинта : Наука, 2013. — С. 11

[2] Источник – официальный сайт Веры Павловой: URL : http://verapavlova.ru/books/kids.html (дата обращения 02.04.2018)

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *