Желаю хранить духовность!

интервью с Александром Соколовым

опыт анализа

Постоянный читатель «Новой музыкальной газеты», наверняка, заметил, что наряду с публикациями известных музыковедов, в каждом новом номере всегда появляются имена молодых авторов. Речь идёт о магистрантах, выпускниках и студентах Казахской национальной консерватории имени Курмангазы – Валерии Недлиной, Юлии Белоус, Нарине Рамазановой, Куаныше Рыскулове, Айжан Акбаевой, Баян Абишевой, Наталье Калашниковой, Анне Еникеевой, Ярославе Кременцовой, Антоне Сомове, а также выпускнице КазНУИ – Лире Бекбулатовой.

Заметим, что двое из названных музыковедов – В. Недлина, которая в настоящее время работает старшим преподавателем кафедры музыковедения и композиции, и студентка четвёртого курса, музыковед Я. Кременцова, принимали участие в Международных конкурсах по музыкальной критике и журналистике. Высокий уровень представленных публикаций, проектов, актуальность и перспективность затрагиваемых проблем казахстанскими музыкальными журналистами, были отмечены членами жюри. В результате В. Недлина стала лауреатом Международного конкурса по критике (первая премия), проходившем в Ташкенте (2007), а Я. Кременцова – дипломантом Международного конкурса по критике, состоявшемся в городе Казань, класс профессора Т. Джумалиевой (2014).

Примечательно, что с появлением публикаций молодой критической поросли, читатель получил возможность познакомиться с новыми оригинальными жанрами. К ним мы относим – «воображаемый репортаж», «классное интервью», «интервью, которого не было», «интервью через континенты», а также таким редким для музыкально-критической практики ХХ века жанр как «музыкальная новелла», расцвет которого в ХIХ веке связан с именами величайших музыкальных критиков – Э. Т. А. Гофманом и Г. Берлиозом. Нельзя не отметить также явную тенденцию к обновлению и обогащению рубрик, в частности, появившейся в ноябрьском номере «НМГ» (электронная версия) интересной, как в плане содержания, так и структуры, рубрике «Мнения о премьере».

Подобные позитивные новации, наблюдаемые в современной казахстанской музыкальной критике и музыкальной журналистике, свидетельствующие о её интенсивном развитии, натолкнули меня на мысль – проанализировать и оценить статью одного из молодых музыкальных журналистов. Мой выбор пал на Куаныша Рыскулова, который зарекомендовал себя в нашей студенческой среде, как разносторонний и ищущий музыкант, в частности, на интервью «Желаю хранить духовность».

Александр Соколов и Куаныш Рыскулов

Александр Соколов и Куаныш Рыскулов

Итак, получив осенний номер «Новой музыкальной газеты» (НМГ, №2, 2012), пролистав её «партитуру», читатель, как правило, имеющий отношение к музыке, даже при беглом просмотре, обращает своё внимание, прежде всего, на интервью с ректором Московской государственной консерватории Александром Сергеевичем Соколовым. Его провёл Куаныш Рыскулов – выпускник КНК им. Курмангазы вокально-хорового отделения (класс народного артиста РК, профессора Б. Жаманбаева), который одновременно успешно занимался музыкальной журналистикой и музыкальной критикой, под руководством педагогов кафедры музыковедения (Т.К.Джумалиевой и В.Е. Недлиной). Целый ряд статей Куаныша на русском и казахском языках (это одно из важных достоинств молодого критика), посвящённых проблемам музыкальной жизни консерватории, города, вопросам музыкального образования и воспитания, выступлениям наших студентов, были опубликованы на страницах «НМГ», а также в других периодических изданиях республики. В данный момент Куаныш успешно учится в магистратуре по специальности «журналистика» в Талдыкорганском университете.

Гость «Новой музыкальной газеты» – Александр Сергеевич Соколов. Появление в стенах нашего вуза такой значимой фигуры в современном музыкальном мире, каким по праву является ректор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор А. С. Соколов, представляет собой радостное, но не исключительное явление. В Казахской национальной консерватории проведение в рамках программы мастер-классов зарубежных специалистов, под эгидой Министерства образования Республики Казахстан и по инициативе ректора Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, профессора, лауреата Международных конкурсов, Жании Яхияевны Аубакировой, стало плодотворной и устоявшейся традицией. Только за последние несколько лет в стенах нашей консерватории состоялись мастер-классы доктора искусствоведения, проректор Музыкальной академии имени Гнесиных Д. Кирнарской, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории В. Юнусовой, профессора, доктора искусствоведения Узбекской государственной консерватории им. Ашрафи О.Матякубова, проректора по научной работе, профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения К.Зенкина, доктора искусствоведения, заведующей кафедрой этномузыковедения Новосибирской консерватории М.Ю. Дубровской и многих других известных музыкальных деятелей. Причём, в данном контексте мы называем имена учёных, приглашённых только кафедрой музыковедения. А именитые профессора-музыканты приезжают практически на каждую кафедру консерватории.

Как рассказал нам Куаныш, прежде чем пойти на лекции знаменитого российского музыковеда, он решил познакомиться со сферой научных интересов А. С. Соколова, которые сконцентрированы на современной музыкальной культуре и проблемах анализа музыки XX века. Лично для себя он выяснил, что этой тематике посвящено Соколовым свыше пятидесяти научных работ, в которых освещаются новые аспекты взаимосвязей музыки с философией и эстетикой, психологией и семиотикой, с музыкальной акустикой. В библиотеке нашей консерватории состоялось первое знакомство Куаныша с основными трудами, принадлежащими А. С. Соколову. С замиранием сердца и глубоким уважением к их автору, Куаныш «пролистал», созданные в разные годы книги: «Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества»; «Музыка вокруг нас»; «Введение в музыкальную композицию XX века»; «Теория современной композиции».

Такой серьёзный профессиональный подход Куаныша не мог не сказаться как на содержании интервью, так и его композиции, которая логична и компактна. С первых строчек текста читателя заинтересовывает грамотное преподнесение тем интервью и значимость гостя «Новой музыкальной газеты». Вопросы, задаваемые Куанышем, выполнявшего роль спецкорра нашей газеты, были интересными, свежими, и, конечно же, полезными, так, как затрагивали ряд жизненно важных для музыкантов тем. Среди них: а) специфика учебного процесса в Московской Государственной Консерватории в современных реалиях; б) уровень образования и культуры в РФ; в) возможность получить казахстанцам образование в московских музыкальных вузах.

Удачно начинается интервью, с высокой ноты, или, если пользоваться музыковедческим термином, «с вершины источника». Вопрос, выбранный Куанышем – наболевший, злободневный, поскольку он касается специфики сегодняшнего образования, то есть, переход на четырехгодичный учебный процесс. К сожалению, не всем вузам, в том числе и нашей консерватории, было под силу сохранить и отстоять пятилетнее образование. Четырёхгодичное образование существенно отличается от пятилетнего, нацеленного на полное, размеренное и без сокращений изучение материала. И потому всем студентам и педагогам была интересна позиция ректора МГК. «Мы отказались от сокращения консерваторского курса, – поясняет А. Соколов, – и эту позицию занимали изначально. В нашем законе об образовании, который сейчас уже проходит в Государственную думу, подтверждается право в таких вузах, как Московская Государственная консерватория, сохранить специалитет, то есть прежнюю форму пятилетнего образования»…

«Двухуровневое образование,– продолжает ректор, – вводится в тех сферах, в которых мы экспериментируем, и собственно, не рискуем потерять фундамент нашего образования» и эти эксперименты в таких новых специальностях, как музыкальная журналистика, музыкальный менеджмент, музыкальная психология, то есть «те дисциплины, в которых консерватория сама делает первые шаги. Естественно, вполне возможно делать какие-то нововведения».

Конечно же, с повышенным вниманием ожидался ответ А. Соколова по поводу возможности граждан Казахстана поступить на бюджетное место в российский вуз. Обучение в России позволило бы в перспективе не только получить полноценное образование, но и внести много нового и полезного в область отечественного музыкального образования и педагогики. «У нас есть межгосударственное соглашение, предоставляющее такую возможность,– говорит ректор МГК. – Поэтому, когда мы получаем из Министерства культуры соответствующую просьбу, то мы готовы принять студента при одном единственном условии: если это будет профессионально соответствующий нашим требованиям человек. Поэтому, если он проходит приёмные экзамены благополучно, он учится бесплатно».

Естественно, что внимание читателя сосредотачивается на позитивном ответе профессора А. Соколов, убедительность которого вселяет в молодых казахстанцев уверенность в своих силах и надежду получить образование или совершенствоваться в одном из музыкальных центров, возможность окунуться в художественную жизнь и культуру великой страны. Подобные межвузовские связи, обмен опытом, как правило, способствует росту и развитию обоих ВУЗов.

Куаныш не мог не задать традиционный, но актуальный вопрос, связанный с нашей культурой, в частности, с силой национальной культуры и возможностью сохранить её неповторимость. Отвечая, А. Соколов подчеркнул сложность задаваемого вопроса, и точно сформулировал наблюдения, базирующиеся на огромном опыте и глубоком знании современной мировой музыкальной культуры: «Казахская музыка неоднородна» – рассуждает учёный. – Преимущество казахской культуры заключается в том, что фольклор по-прежнему живой. Это очень важно, потому, что, аутентичный фольклор в Европе уже практически отсутствует».

Как известно, взгляд и оценка со стороны, да ещё такого выдающегося учёного, музыканта и педагога, каким по праву является А. С. Соколов, всегда представляет большую ценность.

Завершается статья, мы бы сказали, на духовно-патриотической нот: просьбой о добрых пожеланиях казахскому народу. Ответ А. Соколова, представителя европейской традиции, на наш взгляд, оригинален. Подчеркнём, что он звучит неожиданно по-восточному и воспринимается как бата. И поэтому мы приведём его полностью: «Пожелания совершенно очевидны. Это сохранить то, что мы получили как духовное завещание наших предков, и как раз этому не надо учить казахский народ, потому что казахстанцы не утеряли почитание к старшим. Поэтому желаю хранить духовность. И быть на уровне всех достижений ХХ века. Открытость пространства, отсутствие барьеров идеологического характера – это горячее пожелание и в первую очередь себе самому, и Вам, и Вашей стране!»

Интервью Куаныша Рыскулова мы оцениваем достаточно высоко: в нем есть факт, документ, конкретность, обладающие большой силой воздействия на читателя. Несмотря на то, что данное интервью проводилось без особой предварительной подготовки, можно сказать с листа, диалог двоих музыкантов – один из которых молодой, перспективный музыкальный журналист, а второй – учёный с мировым именем, состоялся.

 

Довожу до сведения уважаемого читателя, что этот номер «Новой музыкальной газеты» был вручён Александру Сергеевичу Соколову в знак благодарности за уделённое время и возможность познакомиться с его мыслями.

Айжан ЖАЙСАНОВА, музыковед III курса, КНК им. Курмангазы

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *