Жизненный и творческий путь Ануара Бекжанова

Жамбылская область богата великими людьми, такими как Толе би Алибекулы – главный бий Старшего жуза, общественный деятель; поэт-акын – Жамбыл Жабаев, в честь, которого названа эта область; певец-композитор – Кенен Азербаев; народный писатель Казахстана Шерхан Муртаза; писатель, прославленный полководец Бауыржан Момышулы. И именно в этой части страны в Жамбылской области, Меркенском районе, посёлке Костоган, 16 апреля 1949 года появился на свет и сформировался как музыкант, как личность, -. Любовь к музыке привила мать композитора, которая занималась народным пением и игрой на домбре. Как подмечает сам композитор вся родня, со стороны матери занималась народным музыкальным творчеством, отсюда и пришёл музыкальный талант. Ануар Бекжанов начал заниматься музыкой с семи лет. Первый учитель музыки по домбре был Еликул Досмаилович Досмаилов, который организовал кружок художественной самодеятельности, отдал композитора в руки музыки. И так, Ануар Бекжанович, вместе с оркестром домбристов, выступал в школах и в районных центрах. В восьмом классе А. Бекжанов написал свою первую песню «Қайда менің махаббатым», которая стала очень популярной среди местных жителей. Но судьба была несправедлива с композитором и на школьном собрании решили запретить Бекжанову сочинять и петь песни про любовь, под расписку, грозив исключением из комсомола.

Ануар Бекжанов

После окончания школы в 1965 году композитор поступил в Жамбылское Культурно-Просветительское училище по специальности домбрист, баянист, дирижер народного оркестра. Преподавателями были: по классу баян Ирина Петровна Ярославская, по классу домбры Тулешев. В 1968 году учится в Казахской национальной Консерватории имени Курмангазы, но в 1972 году по семейным обстоятельствам бросает учёбу. Начинает заниматься культурно-просветительской деятельностью: 1972 – 1980 года является участником Госкомитет Совета Министров КазССР по телевидению и радиовещанию; 1980 – 1982 года – работал редактором главной редакции музыкального радиовещания КазПИ имени Абая; 1982 – 1984 года – художественный руководитель в издательстве «Кайнар»; 1984 –1989 года – редактор в Доме Культуры «Баспагер»; в 1989 году открыл казахскую общеобразовательную школу №137 Жетысуского района города Алматы, по 2003 год работал там учителем музыки и заведующим по эстетике; 1990 – 1995 годы получает высшее образование в Казахском Педагогическом Институте имени Абая по специальности — преподаватель музыки; в 2003 году назначили Директором Городской Детской Музыкальной Школы №2 имени Р.Глиэра города Алматы, где проработал до достижения пенсионного возраста; с 2012 года занимается частной преподавательской деятельностью.

Преподавательская деятельность композитора после 2012 года, а точнее частные уроки домбры, тоже заслуживают внимания, так как Бекжанов находит подход к любому ученику независимо от возраста, уровня музыкальной подготовки, владения музыкальным инструментом. Особенностью преподавания является использования цифр вместо нот. Такой тип музыкальной нотации получил расцвет в XVI – XVII века и пользуется спросом до сих пор, так как облегчает понимание нот и музыки в целом, но для домбры табулатура используется впервые. Бекжанов взял девятнадцать ладов домбры убрал первый лад и пронумеровал, начиная с нуля, то есть две открытые струны «ре – соль» в цифрах будут «0:0», зажатые ноты «ми – ля» в цифрах – «1:1» и так далее, таким образом композитором оцифровано шестьдесят кюев. Пример табулатуры кюя:

Бекжанов: табулатура кюя

Как говорилось выше, Ануар Бекжанович родом с Жамбылской области и слова великого акына Жамбыл Жабаев, будут ни как кстати ­– «У песни народной старости нет», ведь именно жанр песни, является ведущим жанром в творчестве композитора и раскрывает весь потенциал таланта композитора.

В 1996 году ко дню стапятидесятилетия великого акына Жамбыла Жабаева Ануар Бекжанов написал песню «Керемет». Это была вторая песня, спустя тридцать лет после песни «Қайда менің махаббатым». Песня «Керемет» венчалась успехом и послужила творческому прорыву, композитором уже написано около ста песен и он продолжает сочинять. Но в виду отсутствия специального композиторского образования, песни по объему небольшие и одноголосные, показывая тем самым преемственность от народного пения. его песни можно классифицировать на несколько тематических групп: Лирические (        «Аққуым менің қайдасың», «Сен», «Талмайысқақ»,         «Ғашығым – Асылым» и др.), философского содержания («Сенің бейнең»), патриотческие («Қазақстан – Елім менің», «Алматы менің сүйекті қалам», «Армысың туған жерім – Қостоғаным»), детские песни («Жұлдыздарым», «Мектебім») – преимущественно были написаны во время детского телевизионного конкурса «Әнші бұлбұл келеді», Ануар Бекжанов принимал участие в конкурсе в качестве жюри и композитора проекта. На одну съемку программы композитор сочинял около пятнадцати песен для детей-конкурсантов.

По стилю песни композитора похожи на қара өлең, это связанно с выбором стихотворного размера одиннадцатисложника и надлежащей ему строфики в виде двух или четырёх строк. В то же время простота песен указывает на определенный тип лирического содержания формы творчества, совмещающей в себе определение структуры, функции, что свидетельствует о глубокой традиционности, а также распространенности песен композитора в народе.

Песня «Керемет» написана в до миноре, в размере три четверти, в дальнейшем эта тональность и трёх дольный размер станут излюбленной основой практически всех песен написанных Ануаром Бекжановым. Стихотворная рифма в песне «Керемет», опоясывающая – а а б а, последние две строчки повторяются – б а – образуя своеобразный припев. Если рассматривать песню «Керемет» по слогам, музыкальной форме и звуковысотному ряду, получается следующая схема песни (сведение к тождеству):     

       Бунақ        Форма            Звукоряд
          3 4 4     А = а + в + с     c1 d1 es1 f1 g1 as1
          3 4 4     А1= а111    d1 es1 f1 g1 as1
          3 4 4     А2= а222    c2 d2 es2 f2
          3 4 4     А3= а333   d1 es1 f1 g1 as1 b1
 П-в:  3 4 4            а222    c2 d2 es2 f2
          3 4 4            а33+ с    c1 d1 es1 f1 g1 as1 b1

Бекжанов Керемет

Диапазон песни в пределах ундецимы, мелодия протяжная, спокойная, с единой ритмоформулой. Начинается и заканчивается первая строфа пятой ступенью лада, диапазон первых двух строк ограничится секстой (до – ля первой октавы). Звуковысотность последующих двух строк резко меняется, переходя в верхний регистр, диапазон мелодии развертывается от «ре» первой октавы до «фа» второй октавы. Затем сдедут повтор этих двухсточек с полным повторением текста и с повторением музыкального материала с изменением последних двух тактов, в которые заимствовали пятый и шестой такты из первой строки. Завершается мелодия на нижней тонике, как принято в традиционной казахской песне.

Желание сочинять песни может вызвать у композитора абсолютно всё, например: картины природы, особенно красота меркенских краёв, гор, женская красота, чувство патриотизма, семейные узы, воспоминания о детстве, юношестве, о родительском тепле и заботе близких и много других вдохновляющих факторов для написания той или иной композиции. Песня «Ақ қайын» является одним из любимых произведений композитора.

Как рассказывал Бекжанов, приехав в Алматы, в 1996–1998 годах, находясь у себя дома, увидел из окна квартиры небольшую красивую берёзу, сейчас на этом месте целая аллея из больших белых берёз, но тогда была одна, маленькая нежная берёза, как будто тоскуя и плача пыталась показать свои чувства композитору. «В этот день была непогода, некоторые не чувствуют природу, а я почувствовал. Родные собирались по делам, я говорю: «айналаин Гулим, жена моя, я не поеду никуда, я напишу музыку», и написал музыку, потом искал подходящие стихи», – вспоминал Ануар Бекжанович.

Ануар Бекжанов с супругой

2011 год является для казахстанцев важной патриотической страницей в жизни, в этот год Ануар Бекжанов создал свой шедевр в виде кюя «Ой Толғау». Своё сочинение композитор посветил двадцатилетию независимости Казахстана, в котором раскрываются размышления о родине, о жизни, о самом себе.

Ануар БекжановКюй «Ой Толғау» дался композитору нелегко, Ануар Бекжанов называет кюй – автопортретом, это было его первое и последнее сочинение в этом жанре. Как отшучивается сам композитор: «хоть я и «народник», но кюй у меня один». Начинается кюй с призывных перекличек квинт и кварт, заканчивающихся октавой, показывая, что композитор всегда будет помнить вчера, сегодня и завтра. Все это входит в бас буын кюя, который совмещает ладовые основы «ре – соль» и «ре – ля», с первого по четвертый такты и будет появляться на протяжении всего произведения. С пятого по седьмой такты звучит негізгі буын, как элемент прошлого, воспоминание о родном крае, о месте, где родился. Здесь в отличие от маршевого бас буын, присутствует кантиленность звучания. Заканчивается негізгі буын на элементах бас буына, это восьмой и девятый такты. Орта буын характеризует устойчивое настоящее с одиннадцатого по двенадцатый такты, идея которого получит в дальнейшем развитие и трансформацию образа. Завершается на повторении с седьмого по девятый тактов.

Далее идет развитие идеи негізгі буын (с шестнадцатого по двадцать четвертый такты), размышления о родной земле – раскрываются, усиливается тоска по дому и кажется, что сейчас будет кульминация и негізгі буын перейдет в кіші саға, но эмоции успокаиваются и всё возвращается в прежнее русло, вливаясь в бас буын.

Бекжанов Ой Толгау

С двадцать девятого по пятьдесят второй такты звучат кіші саға плавно переходящая в үлкен саға. Первая и вторая саға строятся на ритмоформуле негізгі буын. Здесь раскрывается предвосхищение будущего, рассвет жизни, страны, самого себя.

Затем следует трансформация образа орта буын (с пятьдесят третьего по шестидесятый такты), меняется ритм и звучание приобретает обособленный характер, показывая жизнь здесь и сейчас.

Отрезок с шестьдесят первого по шестьдесят третий такты повторяет такты с пятого по седьмой, звучит негізгі буын. С шестьдесят четвертого по шестьдесят седьмой такты появляется слегка низменный бас буын. Кульминация всего кюя – үлкен саға, выпадает на период с шестьдесят восьмого по семьдесят восьмой такт. Здесь ритмоформула заимствована из второго варианта орта буын (с пятьдесят третьего по шестидесятый такты). То есть, если первое проведение отрезка саға (с двадцать девятого по пятьдесят второй такты) рассматривалось через призму прошлого, то теперь будущее рассматривается через реалии настоящего времени.

Бекжанов Ой Толгау

Вновь звучит орта буын, незначительно изменён (с семьдесят девятого по восемьдесят седьмой такты). С восемьдесят восьмого по сто десятый такты идёт повтор начальных тактов кюя начиная с негізгі буын переходящего в бас буын, затем орта буын вливающий в негізгі буын. Завершается кюй на бас буын со сто одиннадцатого по сто пятнадцатый такты, то есть тем разделом, который объединяет в себе этернализм времени.

Кюй «Ой Толғау» это откровение композитора: его взгляд на жизнь, отношение к прошлому, олицетворение настоящего, предвосхищение будущего; понимание того кем он был, кто он есть, кем он будет. Таким образом, в кюе присутствует трёх уровневость, как в мифопоэтической структуре мира. Только в мифопоэтической структуре кюя, вместо прошлого, настоящего и будущего понимается: бас буын – это подземный, нижний мир; орта буын – средний мир, уровень живых; саға – небесный мир, достижение божественного уровня.

Ануар Бекжанов пришел в музыку не сразу, лишь через тридцать лет после первого опыта композиции в жанре песни. Его творчесво можно разделить на два периода: первый период творчества с 1968 по 1996 года – время учебы, становления, формирования личности как композитора, дирижера, музыкального редактора, педагога; второй период творчества с 1996 года по наши дни – в этот период Ануар Бекжанов пишет, большое количество песен (среди них самые популярные: «Аққуым менің қайдасың», «Талмайысқақ», «Ақ қайын», «Сенің бейнең», «Мектеп вальсы», «Қазақстан – Елім менің»). Песенные сочинения обрели общенародное призна­ние, их исполняют известные солисты казахстанской эстрады.

Анита ШАБАЛОВА,
Студентка 3 курса КНК им. Курмангазы кафедры музыковедения

,
2 комментарии на “Жизненный и творческий путь Ануара Бекжанова
  1. Спасибо вам большое! Прекрасная талантливо развернутая статья о жизненном пути композитора Ануара Бекжанова. Благодарим вас и желаем вам больших творческих успехов во всех ваших начинаниях!!!

  2. Очень приятная и трогательная статья.Спасибо автору.Мы знакомы недавно сАнуаром Бекжановым.Моя дочь Маржан начала получать уроки музыки всего несколько месяцев назад.С удовольствием ходит на его уроки.Не знаю как это обьяснить,но по нему видно что человек он талантливый и глубоко интеллегентный.Приятно прочитать добрые слова про своего учителя…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *