21 марта Большой концертный зал Казахской национальной консерватории был полон зрителей, что могло бы послужить свидетельством тому, что симфоническая музыка не теряет своей актуальности.
В этот вечер концерт открыло исполнение симфоническим оркестром консерватории Симфонии № 88 (G-dur) Й. Гайдна как дань «отцу» классического образца этого жанра, под управлениемзаслуженного артиста России и профессора МГК имени П. И. Чайковского Анатолия Левина. Это произведение относится к серии Лондонских симфоний Гайдна, созданных в зрелый период его творчества. Медленное вступление с длинными певучими лигами сменяется быстрой темой главной партии, ярко демонстрирующей свойственные великому мастеру жизнерадостность ижизнелюбие. Вторая часть – лирическое задумчивое Largo с периодически возникающим оттенком воспоминания. Светская направленность менуэта – третьей части (Menuetto, Allegretto – Trio) симфонии – контрастирует с финалом. (Allegro con spirito), где проявляется жанровая связь с народными танцами, искрящихся весельем, юмором и бьющей ключом энергией.
В концерте прозвучало творение и другого гения, чье наследие опередило свой век и повлияло на симфоническую музыку последующих эпох. Это Фантазия для фортепиано, хора и симфонического оркестра ор. 88, Л. В. Бетховена, в свое время специально созданная, как отмечает М. Друскин, завершающим номером огромной программы. Отсюда её замысел: начальное прелюдирование солиста (Adagio) сменяется постепенным включением оркестра (Finale) и заключительным хором (три строфы), где звучит прообраз мелодии гимна радости из финала Девятой симфонии. «Слова, как и музыка, — говорил Бетховен, — были сочинены за такой короткий срок, что не хватило времени даже для записи партитуры». Поэт К. Куфнер подтекстовал стихи под уже готовую мелодию буквально за несколько дней до премьеры. Несмотря на недостаток репетиций, первое исполнение Фантазии в 1808 году имело успех.
В этот вечер в блестящем исполнении партии фортепиано народной артистки Казахстана, ректора КНК имени Курмангазы Жании Аубакировой, симфонического оркестра и смешанного хора консерватории, публика встретила Фантазию гулом оваций. Среди солистов хора особенно хотелось бы выделить Анжелику (сопрано) и Евгения (бас) Шагаровых за прекрасное исполнение ведущих партий.
«Valse triste» («Грустный вальс») был написан Яном Сибелиусом к драме Арвида Ярнефельта «Смерть». Как известно, незамысловатые, но выразительные, проникающие в душу мелодии меланхолического характера финского композитора сразу полюбились слушателям, и с появлением нотных переложений, вальс стал популярнейшей пьесой для домашнего музицирования. Эта музыка переносит слушателя в атмосферу театрального спектакля, главный герой которого твёрдо убежден в том, что смерти не существует, но в первой же сцене смерть является во сне его матери в образе умершего отца и в вихре вальса увлекает её за собой в мир иной. Атмосфера звучания тонкая и зыбкаякак тревожное сновидение, полна предчувствия близости вечного успокоения. Повторяющийся ритмический рисунок-фон напоминает отголоски траурного марша. Появление новой темы в светлой мажорной окраске несколько рассеивает установившуюся атмосферу мрачной неустойчивости, но сопоставление «близости» смерти и светлого образа усиливается, кружит в вихре вальса, придает звучанию импульсивный, страстно-увлечённый характер и резко обрывается. Дирижер Анатолий Левин, тонко чувствующий музыку Сибелиуса, очень чётко подаёт знак вступления, и виолончели в низком регистре допевают тему, им вторят скрипки пианиссимо как напоминание о неизбежности бытия.
Программа данного концерта включала известные произведения не только западноевропейской, но и русско-советской симфонической классики. Речь идёт о симфонии № 9 (Es-dur) Д. Шостаковича1945 года. Исполнение симфонии, которая состоит из пяти частей: Allegro, Moderato, Presto, Largo, Allegretto – Allegro(последние три части идут без перерыва), длится всего 26 минут – это одна из самых коротких симфоний Шостаковича. На мой взгляд, музыканты сумели передать основной замысел композитора: им удалось воссоздать настроение симфонии, её приподнято-беззаботный характер, а также тот контраст, который вносит в драматургию целого медленное Largo, насыщенное трагическими образами. Наверное, не случайно Д. Шостакович назвал свое новое произведение «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее».
В беседе, состоявшейся после концерта, студенты-оркестранты отмечают мастерство и неординарную способность дирижера А. Левина просто и доступно донести требования к исполнению при помощи множества образных сравнений с литературными источниками и параллелей с жизненными ситуациями. Выделены также такие качества российского музыканта, как доброжелательность, терпеливость. Несомненно, в этом большую роль играет солидный опыт работы с молодежными оркестрами, в том числе со студенческим оркестром Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Последнее позволило Маэстро «сконцентрировать» время репетиций с молодыми алматинскими музыкантами и за короткий срок провести кропотливую и плодотворную работу. Результатом этого творческого взаимодействия и стал этот замечательный концерт. Опыт работы с великолепным Маэстро, вложившим душу в свою работу и вдохнувшим жизнь в нотную партитуру, – это бесценный опыт для студентов консерватории – будущего отечественной академической музыки.
Ярослава КРЕМЕНЦОВА, музыковед, 2 курс КНК им. Курмангазы