И.Е. Репин писал: «В начале шестидесятых годов XIX века жизнь русская проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела»[8,с.9]. Это было знаменательное время в общественной и культурной жизни России. Новые веяния проникали всюду — в науку, литературу, живопись, музыку и театр. В 60-е годы возникли творческие содружества в различных областях искусства. В живописи это была «Художественная артель», положившая начало «передвижничеству», в литературе – группа участников журнала «Современник». В музыке образовалась «Могучая кучка».
Цель настоящего исследования – выявление общих тенденций в деятельности, историческом значении, содержании произведений композиторов Могучей кучки и художников-передвижников. Актуальность работы определяется необходимостью исследований, находящихся на стыке живописи и музыки, выявлению связей между ними.
Композиторы «Могучей кучки» считали себя последователями М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, призванными продолжить и развивать их дело. У передвижников таких предшественников не было, именно они в русском изобразительном искусстве создали национальную художественную школу. Если в Могучую кучку входило пять композиторов, состав передвижников был более многочисленным: И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И.И. Левитан, В.А. Серов, В.В. Верещагин и др.
Отношения внутри балакиревского кружка складывались так же, как внутри «Артели свободных художников», организовавшейся на несколько лет позднее кружка композиторов. И те и другие выступали против академизма. Владимир Васильевич Стасов был не только идеологом Могучей кучки, но и убежденным сторонником передвижников, их наставником и другом.
«Могучую кучку» и «передвижников» связывало много общих черт, в частности, демократизм, просветительская направленность творчества. Их ведущим художественным методом отражения действительности был критический реализм. Все они по-новому трактовали категорию красоты в искусстве в соответствии с идеями Н.Г.Чернышевского, утверждавшего, что сфера искусства не ограничивается только областью прекрасного, что содержание искусства — вся жизнь.[7,с.134] Н.Г.Чернышевскому вторил М.П.Мусоргский, который говорил «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона»[1,с.104].
В своих произведениях передвижники и кучкисты воплощали популярные в 60-70 годы 19 века идеи народничества. Глубже всего этими идеями было пронизано творчество М.П.Мусоргского и В.Г.Перова. В.В.Стасов в своей статье «Перов и Мусоргский» написал следующее: «Крестьянские типы, крестьянские сцены принадлежат к наивысшему, что только ими создано. Фигуры мужиков в «Охотниках на привале», «В сельской проповеди» столь же верные и поразительные типы, как и мужики в операх «Борис Годунов» и «Хованщина»[4,с.147].
В «Проводах покойника», «Тройке», «Детях-сиротах» В.Г.Перова скорбь, горе и безысходность. Такие же трагические настроения выражены в сценах с Юродивым из «Бориса Годунова» М.П.Мусоргского. Интересно, что В.Г.Перов написал картину с таким же образом, она называется «Блаженный».
С глубоким чувством и пониманием народной души сцены из русского быта изображены в картинах И.Е.Репина, которого В.В.Стасов назвал «богатырем русской живописи».[8,с.214] В картине «Бурлаки на Волге» (1873) художник обличает эксплуатацию народа, утверждает скрытую в нем могучую силу, зреющий протест. М.А.Балакирев совершил путешествие по Волге, изучал жизнь бурлаков, делал обработки бурлацких народных песен. Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» оказалась близка по духу операм М.П.Мусоргского. В них он показал сцены народных бунтов («Борис Годунов» — у «Василия Блаженного» и «Под Кромами», в «Хованщине» — хоры стрельцов).
Передвижники успешно работали в области портретного жанра, они создали серию блистательных образов — людей своей эпохи. И.Н. Крамской нарисовал портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина(1876), И. Е.Репин — композитора А.Г.Рубинштейна (1887), П. М. Третьякова (1883). Вершиной мастерства И.Е.Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).
В раскрытии внутренней и внешней жизни человека композиторы и художники пошли одним путем; их интересовала личность человека. «Создать живого человека в живой музыке» — так говорил об этом великий психолог-драматург М.П.Мусоргский[1,с.106]. В.В.Стасов писал, что музыка М.П.Мусоргского обнажила «океан русских людей, характеров»[1,с.105]. М.П.Мусоргский сочинил слова и музыку монолога «Сиротка». На эту же тему И.Е.Репин в 1874 году написал картину «Нищая. Девочка-рыбачка».
Сюжеты для своих музыкальных созданий кучкисты находили, как и художники-передвижники, в историческом прошлом русского народа, в лучших созданиях литературы, в том числе древней, и устного народного творчества. Например, опера «Князь Игорь» А.П.Бородина и картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» навеяны известным литературным памятником XII века «Слово о полку Игореве».
В исторических полотнах художников-передвижников и операх кучкистов преобладает национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей, обращались к переломным моментам русской истории. Сцена стрелецкой казни из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина» перекликается со знаменитой картиной В.И.Сурикова. В этой же опере М.П.Мусоргский изображает раскольников как представителей обездоленного народа. К теме раскола обратился В.И.Суриков в картине «Боярыня Морозова»(1887).
Еще одной нитью, которая связала передвижников с Могучей кучкой, стала тема русской народной сказки. Знаменитая картина В.М.Васнецова «Три богатыря» близка «Богатырской» симфонии А.П.Бородина. Над оформлением оперных спектаклей Н.А.Римского-Корсакова работали такие выдающиеся мастера живописи, как К.А.Коровин, братья А.М. и В.М. Васнецовы. Н.А.Римский-Корсаков создал образ нежной и трогательной Снегурочки. В.М. Васнецов вначале нарисовал эскизы костюмов для его оперы, позже в 1899 г.– картину «Снегурочка».
Н.А.Римский-Корсаков и И.Е.Репин написали выдающиеся произведения на сюжет новгородской былины о Садко. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из заморских красавиц. По замыслу И.Е.Репина, они олицетворяют разные страны и народы. Инонациональная тема встречается и в творчестве композиторов «Могучей кучки». Особенно большое место в творчестве «кучкистов» занял восточный элемент («Тамара», «Исламей» М.А.Балакирева; «Князь Игорь» А.П.Бородина; «Шехерезада», «Антар», «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова; «Хованщина» М.П.Мусоргского).
Излюбленной темой передвижников была родная природа, ей посвящены знаменитые картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Золотая осень» (1895), И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889). Удивительной красоты музыкальные пейзажи есть в оперной, симфонической, вокальной и фортепианной музыке кучкистов, как, например, вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргского (1874).
Молодой М.В.Нестеров, испытывал огромный интерес к народным традициям, поверьям, создал картину «За приворотным зельем»(1888), в первом варианте картины девушка приходит за зельем к немецкому лекарю. Картина вызывает ассоциации с «Царской невестой» Н.А.Римского-Корсакова.
Тему протеста против ужасов войны М.П.Мусоргский воплотил в балладе «Забытый» и в «Полководце» из цикла «Песни и пляски смерти», художник В.В.Верещагин — в картине «Апофеоз войны» (1871) и «Забытый солдат» (1874).
Заключение. Прошло уже 150 лет со времени Могучей кучки и художников — передвижников. Деятельность обоих творческих объединений стала эпохой в развитии русского и мирового искусства и оказала большое воздействие на последующий путь развития русской культуры. На рубеже XIX-XX веков в русской живописи появится новое художественное объединение – «Мир искусств», которое теснейшим образом окажется связанным с творчеством нового поколения русских композиторов: И.Ф.Стравинского, А.Н.Скрябина, С.С.Прокофьева.
Бексултан САДУЕВ,
колледж КазНУИ, 3 курс, специальность «Теория музыки»
Руководитель — М. И. БАБАКОВА
Список использованной литературы:
- Русская музыкальная литература, выпуск 2. Л. Музыка».1984. 296 с.
- Гордеева Е. М. Могучая кучка. М. «Музыка». 1966. 325 с.
- Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1982. 440 с.
- Стасов В.В. Избранные статьи о Мусоргском. М., 1952. 236 с.
- Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.- М. 1999. 285 с.
- Верещагина А.Г. Русская историческая живопись и проблемы искусства шестидесятых годов XIX в. Л., 1976. 212 с.
- Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в. М., 1982. 352 с.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX. Курс лекций. М., 1989. 266 с.
- Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX в. М., 1984. 198с.