Музыкальным открытием прошедшей недели для казахстанских слушателей стал новый международный камерный оркестр – Молодые солисты Евразии. Его презентация прошла в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла 14 мая. По-английски название звучит как «Young Eurasian Soloists», сокращённо «Yes!». С первого выступления жизнеутверждающее название коллектива нашло подтверждение в музыке, которой действительно хочется сказать «Да!».
В состав оркестра вошли шестнадцать молодых музыкантов из Швейцарии, Италии, Бельгии, Франции, Польши, России, Латвии, Германии, Японии, Венгрии и Казахстана. Особенно приятно для нас, казахстанцев, то, что художественным руководителем оркестра стал наш соотечественник – лауреат международных конкурсов Шернияз Мусахан. Скрипка Шернияза звучит в концертных залах Казахстана, России и Европы уже более десяти лет. С двенадцати лет он побеждает в самых престижных международных конкурсах, среди которых конкурс имени Ойстраха в Москве, конкурс имени Липиньского и Винявского в Польше.
Создание струнного оркестра Молодые солисты Евразии можно считать одним из проявлений мировой тенденции – роста интереса к камерной музыке. Не случайно презентация этого коллектива была посвящена 175-летию Петра Ильича Чайковского, чья музыка для камерных, прежде всего, струнных ансамблей стала важнейшей вехой в развитии этой жанровой сферы. Великий русский композитор создал сравнительно небольшое количество произведений в этом жанре: три струнных квартета, фортепианное трио, струнный секстет, Серенада для струнного оркестра, а также пьесы для скрипки и фортепиано. Но значение каждого из этих сочинений огромно.
Поначалу Чайковскому нелегко давались струнные ансамбли. Работая над секстетом «Воспоминание о Флоренции», в письме брату Модесту он писал: «Пишу с невероятной натугой, меня затрудняет не недостаток мыслей, а новость формы. Нужно шесть самостоятельных и притом однородных голосов. Это невероятно трудно». Также невероятно трудно выстроить однородный тембр струнного ансамбля и не потерять при этом самостоятельность каждой партии в отдельности. Такое звучание достигается благодаря концентрации на деталях, тончайшей работе над звуком, тембром, интонацией. Именно такое исполнение высокого качества было представлено на суд алматинских слушателей.
О слушателях и правилах этикета на концерте следует сказать отдельно. Правила поведения на концерте очень простые, но их несоблюдение слушателями не раз заставляло краснеть наших исполнителей. Так, к примеру, существует негласный закон – не аплодировать между частями многочастного цикла. Исполненные оркестром Молодые солисты Евразии «Воспоминание о Флоренции», «Воспоминание о дорогом месте», Серенада для струнного оркестра представляют собой циклы из трёх или четырёх разных по характеру частей. Между их исполнением музыканты чаще всего делают большую паузу: в этот момент можно подстроить инструмент, подумать над важными моментами в следующей части, дать слушателю настроиться. Представьте теперь, каково было музыкантам на сцене, когда между энергичной и радостной первой частью и одним из самых сложных пианиссимо Чайковского во второй части «Воспоминаний о Флоренции» необузданные поклонники понесли на сцену цветы!
Свой приезд в Казахстан музыканты нового оркестра использовали с максимальной отдачей: помимо концерта в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла они выступили в концерте солистов в Алматинском музыкальном колледже имени Чайковского. А 19 мая Шернияз Мусахан играл вместе с оркестром колледжа концерт.
На концерте в Алматинском музыкальном колледже Шернияз исполнил Концерт для скрипки с оркестром Чайковского. Это произведение входит в обязательную программу престижнейшего Международного конкурса имени Чайковского в Москве.
И у Шернияза Мусахана, и у оркестра Молодые солисты Евразии большие перспективы. Пожелаем им творческого роста и новых выступлений по всему миру!
Валерия НЕДЛИНА, музыковед
фото: musicnews.kz