1 июля в Москве состоялась церемония награждения лауреатов ХV Международного конкурса им.П.И.Чайковского.
В концертном зале им.П.И.Чайковского напряжённое электричество нетерпения пробегало по всем рядам, от партера до самых верхних рядов амфитеатра. Впервые за всю историю конкурса жюри почти в течение суток хранило в тайне имена победителей: обычно они объявлялись поздно ночью после последнего дня финального тура. Но в этот раз было всё иначе. Новейшие технологии пришли на помощь не только при прямых трансляциях, но и сделали формальное мероприятие более зрелищным. Яркие проекции иллюстрировали зарождение музыки и появление звезды гения Чайковского.
Вначале были объявлены обладатели специальных призов. У пианистов специальный приз за лучшее исполнение концерта с камерным оркестром во втором туре получил Дмитрий Маслеев (Россия).
Специального приза как двух лучших участников второго тура жюри решило удостоить Илью Рашковского (Россия) и Михаила Турпанова (Россия). Что ж, друзья, возьмите на заметку: спецпризы нынче раздаются за блестящее непонимание Брамса и Генделя плюс отсутствие чувства формы («Вариации и фуга на тему Генделя» Брамса), а также за забывчивость и откровенную фальшь в 21-м концерте Моцарта. Всё это продемонстрировал всему миру Михаил Турпанов как раз во втором туре. Записи есть: послушайте, не упустите такой шанс! Авось наберётесь «нужных навыков» и тоже завоюете спецприз на следующем конкурсе, уже зная, каковы стандарты… Зато многие члены фортепианного жюри на первом туре посчитали, что интерпретация Андрея Коробейникова 32-й сонаты Бетховена неприемлема из-за МЕДЛЕННОГО темпа… Но про листовскую «Кампанеллу» в его же исполнении, которой не было равных вообще, все почему-то стыдливо молчат… Потому что, видимо, играть три концертных этюда в первом туре положено с отдышкой и обливаясь потом, что добросовестно продемонстрировали процентов восемьдесят конкурсантов, а нон-стоп Коробейникова своей лёгкостью и непринуждённостью просто, наверное, возмутил наглой и откровенной талантливостью с «явными штрихами гениальности»…
Но вернёмся от фортепианных страстей к церемонии награждения.
В номинации «Скрипка» специальная премия «За лучшее исполнение концерта с камерным оркестром» досталась Кларе-Джуми Кан (Германия).
Лучшими участниками 2 тура стали Ю Джин Джанг (Южная Корея) и Майю Кишима (Япония). Лучшими концертмейстерами у скрипачей признаны Олег Худяков (Россия) и Юрий Панов (Россия). У виолончелистов, самой нескандальной секции конкурса, специальная премия «За лучшее исполнение концерта с камерным оркестром» была присуждена Фёдору Амосову (Россия). Он же стал лучшим участником 2 тура вместе с Леонардом Эйшенбройхом (Германия) и Бруно Филиппе (Франция).
Премию «Лучшему концертмейстеру» по специальности «Виолончель» получили Сонода Наоко (Япония) и Наталья Одинцова (Россия). А у вокалистов лучшим «мастером концерта» стал Василий Попов (Россия).
Не обошлось и без казусов во время церемонии. Когда ведущие пригласили на сцену руководителей оргкомитета Ольгу Голодец, заместителя председателя правительства Российской Федерации, и народного артиста России Валерия Гергиева, их изображения стали воспроизводиться в увеличенном виде. Не видя, что происходит у него за спиной, Валерий Гергиев начал свою приветственную речь словами: «Я хочу, чтобы мы поблагодарили Петра Ильича Чайковского», — сказал он и обернулся в надежде увидеть портрет композитора. Но с удивлением обнаружил, что аплодирует сам себе…
Потом так же, как и в начале, из космического хаоса над сценой возникали поочерёдно все специальности, а представители жюри вручали премии лауреатам.
Вокалистов поздравляли Деннис О`Нил (Великобритания) и Юань Ченье (Китай).
I премия и золотая медаль — Юлия Маточкина
II премия и серебряная медаль — Светлана Москаленко
III премия и бронзовая медаль — Мане Галоян
IV премия и диплом — Антонина Весенина
I премия и золотая медаль — Ариунбаатар Ганбаатар, он же стал обладателем Гран-При
II премия и серебряная медаль — Чуаньюэ Ван
III премия и бронзовая медаль — Сын Ю Хан
IV премия и диплом — Григорьев Дмитрий
Клайв Гиллинсон (Великобритания) и Миша Майский (Израиль—Бельгия) вручили награды виолончелистам.
I премия и золотая медаль — Андрей Ионица
II премия и серебряная медаль — Александр Рамм
III премия и бронзовая медаль — Александр Бузлов
IV премия и диплом — Пабло Феррандес
V премия и диплом — Мин Кан Сон
VI премия и диплом — Джонатан Роузман
Скрипачи в этот раз остались без золотой медали. Их морально поддержали при вручении дипломов Сальваторе Аккардо (Италия) и Максим Венгеров (Монако).
II премия и серебряная медаль — Юй-Чень Цзэнь
III премия и бронзовая медаль — Гайк Казазян, Александра Конунова, Павел Милюков
IV премия и диплом — Клара-Джуми Кан
V премия и диплом — Сори Ким Пом
Ну, и пианистов напутствовали на постлауреатское будущее Мишель Берофф (Франция) и Денис Мацуев (Россия). Причём последний уже который конкурс подряд является только на прослушивания финального тура, хотя 90% членов жюри более старшего поколения добросовестно слушает всех участников на протяжении и первого, и второго, и третьего этапов…
I премия и золотая медаль — Дмитрий Маслеев
II премия и серебряная медаль — Лукас Генюшас и Джордж Ли
III премия и бронзовая медаль — Сергей Редькин и Даниил Харитонов
IV премия и диплом — Люка Дебарг
Но как сказал в прямом эфире в перерывах между выступлениями на заключительном (втором) гала-концерте в Санкт-Петербурге Лукас Генюшас: «Конкурс не имеет права занимать такое место в жизни артиста». Поэтому не зря Ольга Голодец в числе других благодарила и участников, не прошедших в финал: «Участие значимо для профессионального роста, для развития музыкальной культуры».
Что ж, конкурс окончен. Каковыми бы ни были результаты, главная цель достигнута — классическая музыка приковывала внимание миллионов слушателей в течение этих двух недель. Да здравствует открытое плавание по мелодико-гармоническим просторам!
Юлия БЕЛОУС, соб. корр. НМГ