Фестиваль новой музыки «Наурыз XXI» – одна из многих весенних традиций Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. В период обновления природы коллективы и гости консерватории стремятся передать творческие импульсы профессионалам и любителям музыки, активизировать музыкальную общественность города, представив широкую панораму современного искусства.
Для нас, большей части казахстанской аудитории, новая музыка – явление малопонятное и не до конца принимаемое. Даже для просвещённого слушателя, воспитанного на классической музыке, восприятие совершенно отличающегося от привычного искусства представляет определённую трудность. С целью пропаганды Новой музыки и воспитания слушательской аудитории, для творческого взаимодействия композиторов разных национальных школ и направлений и был создан в 2004 году Международный фестиваль современной музыки «Наурыз XXI».
Благодаря КНК имени Курмангазы, а также инициативности и активной организационной деятельности Санжара Байтерекова в апреле 2016 года состоялся шестой по счёту фестиваль, соединивший в общем профессиональном деле замечательных людей, наших современников – композиторов, педагогов и исполнителей. В их числе представитель казахстанского авангарда на мировой сцене композитор Жамиля Жазылбекова и её российский коллега Антон Сафронов; дуэт из Австрии «FreDo», российский аккордеонист Сергей Чирков, именитый дирижёр Фёдор Леднёв, студенческий симфонический оркестр КНК имени Курмангазы и единственный в Казахстане ансамбль современной музыки «Игеру», а также педагоги кафедры музыковедения и композиции.
Это были поразительные дни, насыщенные яркими художественными впечатлениями, новым слушательским опытом, знаниями и, самое главное, – музыкой, которая с каждым днём всё крепче объединяла и привлекала новых поклонников.
В первый день состоялось общее знакомство казахстанских композиторов, педагогов, студентов КНК им.Курмангазы с гостями за круглым столом, где все поделились своими мнениями и обозначили множество вопросов, связанных с современным музыкальным искусством. Уже с первых минут общения чувствовалось, что общая задача – максимально использовать возможность приобщения к духу современности, предоставленную фестивалем.
После обеда нас ждала удивительная презентация композитора, в творчестве которого воссоединились две масштабные школы – Эдисона Денисова и Алоиза Циммермана. Речь идет о выпускнике Московской консерватории Антоне Сафронове. Он поразил студентов и педагогов своей эрудицией, индивидуальным творческим подходом к использованию средств выразительности. Наиболее сильное впечатление произвел анализ Антоном Сафроновым собственных произведений. «Хронос» – одно из представленных сочинений композитора, в котором нет литературной программы. Как отмечает сам автор, главной проблемой для него было соединить хаос и структурализм. В данном произведении ярко передаётся ощущение времени, непрерывная его пульсация и необратимость.
Интересный приём – обращение композитора к звуковой метафоре. Как говорит сам автор: «Музыка создаёт впечатление индивидуального обращения к слушателю, проникает в душу и не отпускает её»… Подтверждением этой цитаты послужило еще одно произведение Антона Сафронова – Пьеса для фортепиано, посвящённая его педагогу Эдисону Денисову. Подобно идее Мусоргского о том, что каждый звук – слог, Антон Сафронов использует такой же подход в своем сочинении «Дом, который построил Джек» для голоса и виолончели. В произведении 12 строк и 12 образов. Это рассказ с элементами пения, в котором прослеживается максимальное приближение к человеческой речи. Антон Евгеньевич высказал пожелание, чтобы данное стихотворение кто-нибудь перевел на казахский язык, и пообещал, что под этот вариант им будет написана новая музыка. Композитор заострил внимание на одной особенности творчества: с возрастом увеличилась потребность в экономии выразительных средств, в отличие от юношеских опусов, где он стремился максимально использовать всю мощь звучания каждого инструмента в оркестре.
Встреча с обладательницей стипендии Ф. Листа от Веймарской школы музыки, участницей семинаров по композиции в Швейцарии и Франции Жамилёй Жазылбековой была наполнена особой теплотой. Родом из Каскелена, она уже много лет живёт за рубежом и давно получила международное признание. Её произведения исполняют заслуженные коллективы в разных странах мира. Для показа на фестивале Наурыз XXI Жамиля приготовила ряд своих сочинений, причём каждое сопровождала авторским комментарием, основная мысль которого заключалась в следующем: «Музыка – это не только техника, это содержательные художественные параметры, которые композитор должен для себя выстраивать индивидуально». В её творчестве, безусловно, прослеживается национальный колорит, связь с казахским традиционным искусством, но без прямого цитирования. Индивидуальной особенностью композитора является широкое использование голоса, включая приёмы расширенной вокальной техники. Эти новаторские приёмы нам удалось послушать в записи композиции «Ушар», где Жамиля выступила в качестве солиста-вокалиста. Данное сочинение было высоко оценено композиторами Бахтияром Аманжолом, Бейбитом Дальденбаем, Владимиром Пак-Стригоцким.
Говоря о своём творчестве, Жамиля Жазылбекова поначалу была не очень открыта для аудитории. Она словно пыталась «прощупать почву», зная, что данную музыку понимают и принимают далеко не все из-за сложного языка и особенностей авторского мировосприятия. Однако горячий интерес студентов-слушателей помог перейти на новый виток общения, где перед нами предстал совершенно другой человек – чуткий, искренний увлеченный творчеством, музыкой, которой Жамиля преданно служит!
Этот первый день фестиваля Наурыз XXI, как и все последующие, завершился вечерним концертом единственного в Казахстане ансамбля современной музыки «Игеру». С определённой долей субъективности хотелось бы выразить свои впечатления от первого дня фестиваля: «Звучащая музыка, как ни парадоксально, воплощает… тишину, забвение, бескрайние просторы вселенной. Словно оглушённый, осознающий потерянность мира и своего места в нем, человек движется в поиске опоры…». Эти мысли не случайно возникли после концерта. Ведь, по словам организатора данного фестиваля, Санжара Байтерекова: «Мы не стремимся заставить вас полюбить и признать эту музыку, мы лишь хотим вас с нею познакомить, представить новые подходы в современном искусстве…». Действительно, осознаёшь, что современная музыка, образно говоря, неминуемо посетит «дом мыслей» каждого…
Второй день успешно начался презентацией и мастер-классом австрийского дуэта «FreDo». Камерный зал имени Шопена был заполнен воодушевленными флейтистами и педагогами факультета инструментального исполнительства. Каждый из них хотел прикоснуться к современным исполнительским приёмам, которые воплощают образы и эмоции в духе Новейшего времени, и каждый хотел понять, как флейта и фортепиано отходят от привычного классического звучания.
Дообеденное время вновь было отведено для лекции Антона Сафронова, который дал понять нам, студентам и педагогам, что без познания творчества предшественников композиторам нового поколения будет невероятно сложно творить «свою» музыку, а музыковедам – анализировать её. Лекция была посвящена «дармштадским» композиторам А.Цимерману и Д.Куртагу. Обращение к ним не случайно, ведь многое в их творчестве повлияло на профессиональные взгляды самого Антона Сафронова, в том числе тема времени, которую А. Цимерман сознательно претворял в своём творчестве. Наиболее показательным в этом отношении А. Сафронов назвал произведение для большого оркестра «Фотоптосис». В нём один такт равен одной секунде звучания, ощущается непрерывный поток времени как необратимого фактора, с которым человек не способен совладать, символически объединяются пространство времени и звучание музыки.
В послеобеденное время студентов консерватории ожидал сюрприз – на встречу к ним пришёл известнейший российский дирижёр Фёдор Леднёв. Восторженные слушатели, затаив дыхание, постигали секреты мастерства, особенности дирижерской пластики, обусловленной воспроизведением новой музыки. Мягкость его рук, удобный ауфтакт и многое другое отметили не только дирижёры, но и инструменталисты, которым посчастливилось все дни фестиваля Наурыз XXI работать вплотную с Маэстро.
Насыщенный до предела эмоциями день был продолжен лекцией Жамили Жазылбековой. Многие студенты почувствовали в ней своего соратника и с большим интересом воспринимали информацию о спектральной музыке Жирара Гризе и сериальной технике письма Хельмута Лахенмана. Главный акцент был поставлен на создании акустического пространства и использовании обертоновой шкалы. Жамиля старалась донести до молодых композиторов мысль о безграничности способов воплощения художественных идей. Музыковедам представилась уникальная возможность проникнуть в творческую лабораторию современных мастеров.
Своеобразным обрамлением и подведением итогов второго дня стал концерт австрийского дуэта «FreDo», представившего четыре мировые премьеры, две из которых принадлежат казахстанским композиторам: Владимиру Стригоцкому и обучающемуся на данный момент в Австрии Сергею Киму. Атмосфера концерта совершенно отличалась от предыдущего. Создалось впечатление что, приоткрылась одна из тайных дверей Новой музыки и слушатели попали в волшебный мир, где жители говорят на совершенно недоступном нам языке… Войти туда или нет, каждый для себя решает сам.
Третий день явился творческим испытанием для наших молодых композиторов, им была предоставлена возможность продемонстрировать свои сочинения. Интересной мыслью поделилась одна из студенток, молодой композитор Тогжан Каратай: «Я получила большое впечатление от мастер-классов. Приезд таких именитых композиторов дал толчок нашему творчеству. Особенно было приятно встретиться с Жамилей Жазылбековой, видеть её на Родине. Невозможно передать словами чувство, испытываемое в момент показа своих произведений, когда делишься самими сокровенными мыслями и проверяешь степень владения композиторской техникой».
Не только композиторы и музыковеды, дирижёры, флейтисты, пианисты, но и аккордеонисты и баянисты получили яркий эмоциональный заряд. Незабываемое впечатление оставил мастер-класс с лауреатом международных конкурсов, гениальным аккордеонистом Сергеем Чирковым. Мастерски владея своим инструментом, он покорил студентов и педагогов консерватории, сняв шаблонные представления об узкой предназначенности данного инструмента для участия в оркестре народных инструментов, аккомпанирования, сольного академического исполнения.
Традиционно третий день завершился концертом. Интересно, что каждый из очередных концертов оказывался все более непредсказуемым. Сергей Чирков не ограничился ролью исполнителя, оказавшись в качестве ведущего концерта своего рода проводником в мир новой музыки. Естественно возникало много вопросов, которые посчастливилось озвучить на его утренней лекции в четвёртый день фестиваля. Лично для меня было интересно узнать, как этот выдающийся аккордеонист настраивает себя на исполнение современной музыки. Ответ был следующим: «Самая большая сложность заключена в переходе между произведениями, я этому специально учился. Главное понять, как произведения «работают» друг с другом. Самое трудное что-то говорить и делать после произведения Пьера Луиджи Билоне «Mani. Stereos».
Действительно, эта композиция отличалась от всех! Его эмоциональность трудно постижима, но как только возникает контакт с музыкой, чувствуешь, что выйти из этого психологического состояния сразу невозможно. В данном произведении аккордеон реагирует на любое, самое незначительное движение исполнителя. В этих случаях часто говорят, что исполнитель и инструмент составляли единое целое. На вопрос о звучании Сергей Чирков ответил: «Сложность – в самом первом, возникающем из тишины звуке. Звук просто появляется… В данном произведении не стоит бояться шумов. Звук передается при помощи телесной артикуляции (легкие движения плечевого пояса, покачивание корпуса и т.д.). По словам Сергея, образа здесь нет, есть только состояние. Вообще, как отмечает исполнитель, образы для него не важны, он старается лишь точно передать то, что хотел воплотить автор, считая, что сам звук имеет божественную природу. Это утверждение, на мой взгляд, не случайно, оно подкреплено постоянной работой Сергея Чиркова с рукописными авторскими текстами и личным общением с композиторами мирового масштаба.
Новый музыкальный язык зачастую бывает непонятен. Поэтому исполнителю приходится выступать в роли «переводчика» или «пересказчика». Работая на мастер-классе с флейтисткой Меруерт Туленовой из ансамбля «Игеру» над произведением японского композитора Пасахава, Сергей продемонстрировал, что закономерности и трудности, в том числе, сложности нотации, звукоизвлечения, интерпретации не зависят от инструмента.
И вот пришло время обратиться к нашей современной казахской музыке, проблемы которой были затронуты в день открытия фестиваля Наурыз XXI. Видимо, такая «стратегия» использована Санжаром Байтерековым не случайно. Предшествующие лекции о композиторах из других стран в определённой мере настроили аудиторию на общение с новой музыкой, подготовили к восприятию. Музыка современных казахстанских композиторов была представлена талантливым молодым музыковедом Валерией Недлиной. Уже название её лекции заставило нас вдуматься в суть новой музыки: «Авангард традиции или традиция авангарда». Были раскрыты истоки и понятие «национального авангарда», затронуты традиционные музыкально-художественные явления в казахской музыке, которые непосредственно повлияли на мышление композиторов нового поколения в Казахстане.
Знакомство с творчеством представителей казахстанского авангарда М. Сагатова, Б. Баяхунова, А. Раимкуловой, С. Байтерекова и других, убедило в том, что современная техника в силу своей новизны, рационализма, огромного выразительного и фонического потенциала неизбежно проникает в музыкальную культуру разных народов и стран. Эту мысль лаконично выразила Валерия Недлина: «Диалог культур неизбежен». Перенимая традиции авангарда, наши композиторы дают ему новую жизнь, обогащая казахским национальным колоритом.
И наконец, итог всего фестиваля – вечерний концерт! Концепцию этого заключительного масштабного мероприятия удалось осмыслить не сразу, однако, к последнему номеру стала вырисовываться вполне четкая картина.
Произведение Чарльза Айвза, «Вопрос оставшийся без ответа» – отражение атмосферы первого дня. Нетрадиционное расположение оркестра пробудило чувство настороженности: «Что сейчас будет?». Удивило, что главный лейтмотив произведения, исполняемый трубачом, появляется как будто из воздуха. Чуть позже стало ясно, что трубач находится на балконе, и своей отстранённостью и сольным звучанием словно вопрошает (восклицает?): «Как отзовётся в музыкальной культуре Казахстана призыв творить по-новому, что нас ждет, какие открытия и достижения?!»
Следующие произведения – «Niemals real und immerwahr» Жамили Жазылебековой и «Пространство длимого чувства» Антона Сафоронова – воспринимаются как второй день фестиваля. Два произведения двух потрясающих индивидуальностей ещё больше приблизили нас к пониманию их творческого мышления.
Напряжённые струны виолончели у солиста Айдара Куспанова в произведении Айгерим Сеиловой «Pendulum Evaporation» – ассоциировались с третим днём Наурыз XXI, который характеризовался чётким разделением позиций в аудитории. В воздухе так и летали фразы: «Зачем?», «Для чего?», «Кто это будет слушать?», «Кому это нужно?»
Ответ, как показалось, прозвучал в сочинении Николая Корндорфа «In D» (четвёртый день). Вот итог! Сказать, что это произведение изменило всю атмосферу в зале, это ничего не сказать. Пульсирующий остинатнный звук «ре» у пианистки (Динара Искакова) на фоне звучания оркестра в течение всего произведения с постепенными сонористическими внедрениями скрипок, воплощали нескончаемый поток энергии. Становилось очевидным, что реализация новых творческих идей – неизбежный процесс, и современное искусство содержит область, доступную слуховому сознанию, сформированному на классических ценностях. После концерта артисты оркестра спрашивали у слушателей: «Вам понравилось?» и многие отвечали: «Да!»
Несколько фестивальных дней создали эффект погружения в современную звуковую среду, сыграли огромную роль в профессиональном росте молодых музыкантов и освоении новых горизонтов. Обогатился репертуарный кругозор широкой слушательской аудитории. Большой вклад в это внесли дирижёр Фёдор Леднёв, гости Антон Сафронов, Жамиля Жазылбекова, Сергей Чирков, дуэт “FreDo”, и конечно директор фестиваля «Наурыз XXI» Санжар Байтереков, которому стоит выразить особую благодарность за подготовку яркого и столь нужного события.
Интересно, что среди профессионалов, исполнявших данную музыку, не было единодушия в её оценке. Тем не менее, для большинства приобретённый исполнительский и слуховой опыт стал бесценным достоянием и, возможно, той искрой, которая зажжёт огонь искренней увлеченности современным искусством, а значит и стремление постигать его во всей глубине и многообразии.
Антон СОМОВ, музыковед