Исцеляющее вдохновение (начало концертного сезона в Москве)

Сентябрь — поэтичный месяц с золотистым отливом листьев, а ещё и начало нового концертного сезона. Поэтому «Новая музыкальная газета» решила устроить осенний марафон по главным концертным залам Москвы.

В течение трёх дней наш корреспондент успела побывать на открытии XIV концертного сезона Московского международного Дома музыки в Светлановском зале, на 110-летие Д. Д. Шостаковича в Большом зале консерватории и на закрытии VIII Большого фестиваля Российского национального оркестра. Три дня. Три выдающихся дирижёра современности. Три оркестра, известных всему миру. Что их объединило, эти три концерта, такие разноплановые и не связанные между собой? Как ни странно, общим у них оказался мотив… исцеления.

В.Спиваков, Л.Дебарг и розы

24 сентября в Светлановском зале Люка Дебарг, полюбившийся российской публике
и критикам с прошлого конкурса им. П. И. Чайковского, исполнил Второй концерт Сергея Васильевича Рахманинова с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Теодоровича Спивакова. Надо заметить, что более ласковое исполнение вряд ли публике доводилось слышать. Русская музыка под пальцами молодого французского пианиста рассыпалась чистыми тонами в манере импрессионизма, и можно долго спорить, хорошо это или плохо — скорее, просто не по-русски. Но красочность звуковой палитры и индивидуальный «голос», которым поёт рояль, общаясь с музыкантом, покоряет. Совсем за гранью понимания и восхищения прозвучали проведения заключительной партии в финале концерта — эпизоды Meno mosso перед Allegro scherzando, где рояль звучит на pianissimo с ударной, деревянной и медной группами с pizzicato струнных.

На бис Люка Дебарг исполнил «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, который он играл на первом туре конкурса в БЗК в июне прошлого года. 3 октября ему предстоит повторить Второй концерт в Санкт-Петербурге с Симфоническим оркестром Мариинского театра, за дирижёрский пульт которого встанет Заурбек Гугкаев.

Люка Дебарг за роялем

                                                                                   Люка Дебарг

За Вторым концертом — символическим исцелением души Сергея Васильевича Рахманинова, которым он обязан психотерапевту Николаю Владимировичу Далю, за что и отблагодарил его посвящением — во втором отделении впервые в России с живым музыкальным сопровождением состоялся показ фильма Чарли Чаплина «Малыш». В 1921 году картину выпустили, а в 1971 режиссёр и исполнитель главной роли написал к своему творению ещё и звуковые иллюстрации, партитуру которых реконструировал уже в середине 90-х Карл Дэвис. Этот фильм тоже стал своеобразной арт-терапией для Чаплина: спустя всего 10 дней после похорон своего новорожденного сына он начал отбирать детей для «Малыша»…

«Малыш» Чарли Чаплина, В.Спиваков

 

Афиша. 110 лет Д.ШостаковичуТеперь переместимся в Большой зал консерватории. Там 25 сентября отметили 110-летие Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Консерватории торжественно передали в дар его скульптурный портрет из бронзы, выполненный Ваге Согояном по инициативе Микаэля Согояна. На церемонии присутствовала Ирина Антоновна Шостакович, вдова юбиляра.

В начале концерта народный артист России Николай Бурляев прочёл  письмо композитора к его другу Исааку Давыдовичу Гликману: «На днях меня посетил консилиум из врачей-профессоров, жрецов науки. У меня ослабела правая рука: по ней часто бегают мурашки, не могу поднимать тяжести, а когда пишу, то рука очень устаёт. Играть на рояле не могу, могу лишь медленно и pianissimo. Жрецы науки на мой вопрос как называется эта болезнь, ничего не ответили и приговорили меня к длительному пребыванию в больнице. Я завидую Шебалину Виссариону Яковлевичу, который совсем потерял правую руку, но вытренировал левую. Он пишет левой рукой совершенно свободно. Более того, он левой рукой, откликаясь на древние указания, что искусство должно быть ближе к жизни, ближе к народу, — левой рукой он написал оперу о наших современниках, победно идущих под руководством партии к сияющим вершинам нашего будущего — к коммунизму».

Бюст Д.Д.Шостаковича. Скульптор Ваше Согоян

Бронзовый скульптурный портрет Д.Д.Шостаковича. Скульптор Ваге Согоян

В этом письме Дмитрий Дмитриевич описывает ощущения, которые возникают у больных боковым амиотрофическим склерозом (сокращённо БАС). Сейчас это заболевание называют ещё болезнью Стивена Хокинга. И тут никак нельзя обойти стороной тему музыкальной терапии. Дело в том, что в июле этого года по инициативе фонда «Живи сейчас», был проведён тренинг для музыкантов-волонтёров, цель которого — помощь людям с БАС. Так как корреспондент «Новой музыкальной газеты» является одним из волонтёров, то решение задать несколько вопросов маэстро Владимиру Ивановичу Федосееву, который в тот вечер вместе с Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского представил праздничную программу, пришло само собой. Нужно ли развивать в России направление музыкальной терапии, как в странах Европы и США, где в клиниках есть должность «музыкальный терапевт», а в учебных заведениях существуют программы по подготовке специалистов этого направления? И вот что он ответил:

irina-antonovna-shostakovich-vladimir-ivanovich-fedoseev-kopiya

Ирина Антоновна Шостакович и Владимир Иванович Федосеев

Я думаю, да. Обязательно нужно. Музыка  лечит. Возможно, не окончательно, но всё равно она приводит человеческую душу в некоторое равновесие и нормализует состояние других людей. Ведь даже животные реагируют на музыку. Например, удой у коров увеличивается, если они слушают Моцарта (смеётся). Музыка снимает стрессы, снимает усталость. Конечно, я говорю сейчас о серьёзной музыке, а не о джазе или о том, что сейчас передают каждый день по телевидению. А о серьёзной симфонической музыке, классической — вечной Музыке. В детстве, в блокаде, я жил, можно сказать, одним репродуктором. Только и слушал радиоточку. Не знаю, как я выживал, но я питался музыкой. Я слушал все симфонии Шостаковича, которые к тому времени были записаны — и это мне помогало жить. А людям с заболеваниями я бы посоветовал тоже слушать музыку. Особенно перед сном, не с утра. Она успокаивает. Находить себе произведения по состоянию, по нервности, ведь выбор огромен. Единственное условие: выбирать только классику. Старинную музыку тоже можно, она играет большую роль. Так что я очень благодарю тех, кто  занимается музыкальной терапией, потому что это частичное вылечивание души. И, конечно же, нужно налаживать систему обучения, подготовки таких специалистов. У нас вообще сейчас не хватает музыкального образования, особенно в последние годы. Так что нужно обучать музыкальных терапевтов, чтобы люди с серьёзными заболеваниями полноценно жили. Вы помните слова Гоголя? Ведь не зря он сказал: «Что стало бы с нами, если б музыка нас оставила?»

Отрицая использование музыки других жанров и эпох, маэстро не совсем прав, так как в музыкальной терапии есть понятие изометрического состояния, то есть когда мелодии подбираются под текущее настроение больного. В некоторых случаях джаз и даже рок-композиции при условии, что пациенту эти жанры нравятся, могут оказать положительный терапевтический эффект.

На тот же вопрос о музыкальной терапии и целесообразности развития её в России,  автор бронзового портрета Шостаковича, Ваге Согоян, сказал:

Ваге Согоян и бюст Д.Шостаковича

Ваге Согоян со своим творением

Создавать образы музыкантов мне приходилось не часто. Это, наверное, четвёртая или пятая работа. Дмитрий Шостакович — отдельная графа. Его нельзя сравнивать с другими музыкантами. Процесс создания его образа был несложным, но очень ответственным. Кстати, в мастерской мы всё время слушаем музыку, в частности, симфоническую. Она вдохновляет и настраивает человека на нужный лад, особенно когда занимаешься творчеством. Советские, русские композиторы, западная музыка. Что касается развития музыкальной терапии в России — а что, кто-то против? Безусловно, надо развивать. От музыки будет только добро.

В тот вечер на сцене Большого зала консерватории под управлением маэстро Владимира Федосеева Большой симфоничский оркестр имени. П. И. Чайсковского исполнил Праздничную увертюру, A-dur; Концерт для виолончели с оркестром № 1, E-dur. Также во втором отделении прозвучала Симфония № 10, e-moll.

dsc_5257

                                                          Александр Князев и Владимир Федосеев

И заключительным этапом в этом трёхдневном симфоническом марафоне «Новой музыкальной газеты» стало закрытие VIII Большого фестиваля Российского национального оркестра, которым уже много лет руководит Михаил Васильевич Плетнёв. 26 сентября в концертном зале имени Чайковского прозвучала концертная версия оперы «Иоланта».

img_4652

                                         Михаил  Плетнёв и Российский национальный оркестр

Напомним читателям, что всё заканчивается счастливо. Иоланте делают операцию, и она прозревает. Её исцеление происходит отчасти благодаря любви.

Вот такие символичные лейтмотивы иногда можно проследить в разнообразной музыкальной жизни столицы…

Юлия БЕЛОУС, соб. корр. НМГ

Фото Евгения Кратта, Юлии Белоус, Алексея Давыдова, Ирины Шымчак 

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.