В условиях всемирной глобализации, когда главной задачей современного музыкального образования является разностороннее и гармоничное формирование личности, развитие артистических способностей у исполнителей в музыкальной индустрии приобретает особое значение. Школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Как указывает Пономарёва Татьяна Михайловна, учитель начальных классов Мухановской основной общеобразовательной школы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области для него характерны: активность протекания всех процессов, слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения, вхождение ребенка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; потребность в оценке взрослого человека; потребность в игровой деятельности; свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность; стремление к новым впечатлениям и др. Поэтому, одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой образования и общества в целом, является проблема развития творческих способностей младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. По ее мнению необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Творчество — это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью». Прогрессивные тенденции современной детской психологии и педагогики, определяющие продуктивную деятельность как условие развития креативности личности, как движущую силу формирования психической готовности к школе выявляют значимость творчества в развитии школьников. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Прогрессивные тенденции современной музыкальной психологии и педагогики, определяющие продуктивную деятельность как условие развития креативности личности, как движущую силу формирования психической готовности к деятельности выявляют значимость творчества в развитии подрастающего поколения. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
У каждого индивидума есть потребность в творческой деятельности. Каждый человек ищет возможность реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для каждого творить — это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество — больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческие способности могут проявиться у каждого начинающего музыканта по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого. Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях педагога-ученого Н.А.Ветлугиной. По ее мнению, необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.
Ученый указывает на то, что другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.
На современном этапе освещение деятельности не только молодых композиторов, но и начинающих отечественных педагогов-практиков, взрастивших плеяду известных отечественных исполнителей закономерно, так как их деятельность направлена на освоение опыта прошлого в совокупности с методическими новинками. В мире музыкальной педагогики существуют многочисленные методики преподавания по различным специальностям. На наш вгляд необходимо осветить исполнительскую и педогигическую деятельность талантливого исполнителя и педагога-практика Оразалы Рустема Сансызбаевича. Он является лауреатом Дельфийских игр, лауреатом конкурса «Шабыт» и Республиканских конкурсов юных музыкантом, а также конкурса имени Ахмета Жубанова.
Преподавание в музыкальной школе сильно увлекло молодого специалиста и с 2005 года он переходит на преподавательскую деятельность. Музыка, как фактор духовного воспитания детей сильно заинтересовала начинающего педагога. На своем небольшом опыте он понимает, что музыка и приобщение к ней развивает в учениках чувство красоты и гармонии и что можно научить начинающего ученика через музыкальные образы познать прекрасное в окружающей действительности. Как педагог он понимает, что наиболее благоприятный возраст, в котором следует начинать учиться игре на кларнете — это девять, десять лет. В это время весь организм достигает уже необходимого развития, и обучение может пойти очень успешно.
Самое главное в преподавании начальных классов на духовом инструменте, как считает он, это правильная постановка дыхания. Дыхание основа в формировании звукоизвлечения и постановке аппарата ученика.
С самых первых уроков он как педагог начинает развивать у учащихся высокую требовательность к красоте звучания инструмента и к чистоте интонации необходимой для исполнительского мастерства. Специфика музыкального исполнительского процесса требует активного взаимодействия мышления, музыкального слуха, губ, дыхательного аппарата, языка и пальцев ученика. Как считает Рустем Сансызбаевич это и есть тот исполнительский аппарат, с помощью которого музыкант, играющий на духовом инструменте, решает разнообразные задачи практического звукоизвлечения. Продолжая обучение он с увлечением дает наставления ученикам повторять музыкальные звуки на разных инструментах, учит петь заданную пьеску и выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, что помогает развитию музыкального слуха у начинающего ученика и доставляет им большое удовольствие.
На своих уроках Рустем Оразалы обращает внимание своих подопечных на значение опоры дыхания для кларнетиста, который помогает при игре снять излишнюю физическую напряженность в организме, избавляет от раздуваний шеи и напряжения губного аппарата.
Получая знания в музыкальной школе дети обязательно принимают активное участие на конкурсах юных музыкантов проводимых Министерством культуры раз в два года.
В качестве педагога-практика, Р.С.Оразалы, имеет свою авторскую, индивидуальную методику преподавания, по его мнению, прочно опирающуюся на труды советских ученых-классиков. Его последняя работа — Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы казахстанских композиторов. Вып.1., в которой он является и составителем и аранжировщиком произведений для кларнета [1].
Исследуя казахстанское кларнетное творчество, как важную научную проблему, Р.С.Оразалы в качестве педагога-практика опубликовал внушительное количество работ. Одними из последних были следующие статьи на актуальные темы: «Отандық аспаптық орындаудағы қазіргі заманғы педагогикалық үдерістер (кларнетте оқыту әдістемесі негізінде)» (А., 2016), «Педагогические процессы в современном отечественном исполнительстве (на примере методики обучения на кларнете)» (А., 2016).
Многие ученые-музыковеды и исполнители посвятили его педагогической и исполнительской деятельности страницы в своих очерках и статьях: Хинков-Айтбаева Н.Б. «Актуальные проблемы современной педагогики в Казахстане в аспекте идей АНК» (А., 2016), Башаев Р.С. «Актуальные проблемы отечественного исполнительского искусства» (А., 2017), А.Альмадиев «Развитие творческих способностей у исполнителей в музыкально-образовательном процессе» и многие другие (А., 2017).
Резюмируя вышеизложенное, следует указать на то, что исследование деятельности педагога-практика Р.Оразалы доказывает важность и необходимость в исследовании исполнительской культуры Республики, а также проблем развития творческих способностей у исполнителей в отечественном музыкально-образовательном процессе.
Гульмира МУСАГУЛОВА
Кандидат искусствоведния, доцент
А.Альмадиев
Магистрант факультета «Музыкальное искусство»
Казахской Национальной Академии искусства им.Т.Жургенова
Список использованной литературы:
- Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы казахстанских композиторов. Вып.1. //Составитель и переложение для кларнета Р.Оразалы. Алматы., 2007. — С.65.