17 февраля в Большом зале Московской консерватории открылся VIII Славянский музыкальный форум «Золотой Витязь». Цикл концертов начался с произведений Антонина Дворжака и его ученика Йозефа Сука. На сцене — Большой симфонический оркестр. Но на этот раз под управлением не Владимира Федосеева.
Заместитель чрезвычайного и полномочного посла Чешской Республики в России Петр Кроужек поблагодарил организаторов за предоставленную честь открывать мероприятие музыкой его родной страны: «Я очень рад, что сегодня за дирижёрский пульт Большого симфонического оркестра встанет известный чешский музыкант Леош Сваровски. Это ярчайший пример глубоких интенсивных культурных контактов Чехии и России», — подчеркнул он.
Между прочим, в Российской государственной библиотеке хранится довольно любопытное письмо Владимира Ребикова к Валерию Брюсову: «Глубокоуважаемый Валерий Яковлевич! В Праге явилась мысль, среди тамошнего литературного общества, устроить съезд славянских писателей. Организацией этого съезда занялся выдающийся писатель-журналист и друг русского искусства г. Каленский. Я ему сообщил Ваш адрес. Г-н Каленский прекрасно говорит по-русски и пишет, хоть никогда не был в России. Я убеждён, что встретят очень хорошо и дружески. Я дал адреса Мережковского, Гиппиус, <неразборчиво — Ю.Б.>, Ваш… С глубоким почтением и сердечно Ваш Ребиков» (Письмо из отдела рукописей РГБ. Фонд 386 100 №11.). Так писал русский композитор, который сам себя называл импрессионистом, поэту-символисту в начале ХХ века. Поэтому неудивительно, что культурные связи России и Чехии сохранились и в наше время.
Музыкальный форум «Золотой витязь» проходит в разных городах России. Это только одно из направлений одноимённого Славянского форума искусств, президентом которого является народный артист России Николай Бурляев.
Произведения Йозефа Сука не так часто можно увидеть в репертуаре российских симфонических оркестров. Как правило, в Москве дирижируют на таких концертах приглашённые чешские музыканты, а в программе обязательно будут сочинения Антонина Дворжака (подчеркну, речь сейчас вовсе не о гастрольных поездках российских коллективов в Чехию). Поэтому исполнение «Фантастического скерцо» g-moll, op.25 и Фантазии для скрипки с оркестром g-moll, op.24 Йозефа Сука, а также Симфонии № 7 d-moll, op.70 его наставника и тестя Дворжака стали своеобразным камертоном открывшегося форума благодаря Большому симфоническому оркестру и солисту Андрею Баранову.
И как не вспомнить «Стихи к Чехии» Марины Цветаевой:
Бог, создав Богемию,
Молвил: «Добрый труд!»
Юлия БЕЛОУС, соб. корр. НМГ
Фото: пресс-служба Славянского форума искусств «Золотой Витязь»