В новом весеннем сезоне лучшие музыканты города Алматы вновь предоставили возможность меломанам отправиться в увлекательное путешествие в мир музыки. II фестиваль камерной музыки предложил нам всем захватывающую музыкальную программу. Этот фестиваль подарил глубокие незабываемые впечатления, удивил и порадовал своими яркими находками и неординарными решениями. Камерная музыка – это царство подлинных страстей, скрытых в глубине души каждого человека.
Интерес к камерной музыке вызван тем, что сольное исполнительство – сложный для понимания процесс, во время которого трудно угодить вкусам всей аудитории. И в этом отношении ориентация концертов в направлении камерной музыки является наиболее демократичным подходом передачи музыки, цель которого привлечь большее количество слушателей.
Приобщить еще большее количество людей к миру музыки, разбудить интерес к этой сфере музыкального исполнительства, просветить публику в духовном отношении – такие задачи стояли перед исполнителями. Имея бесценный опыт, организатору фестиваля профессору КНК имени Курмангазы Медеубаевой Сауле Мухановне удалось превзойти предыдущий, удивив публику более инновационными решениями.
Эти необыкновенные новшества, во-первых, коснулись введения в программу нетипичных для академических концертов музыкальных инструментов, таких как гитара, аккордеон, контрабас, ударные инструменты. Аккордеон выступил в роли органа, гитара передавала сладостное звучание лютни, серебристый тембр клавесина настраивал на эпоху барокко, а бубен задавал ритм. Во-вторых, особого внимания заслуживают произведения, подобранные со вкусом и маркетинговым расчетом, свидетельствующие о высокой степени осведомленности в области музыкального репертуара. Музыка фестиваля не оставила никого равнодушным; каждый слушатель нашел свое произведение; программа череды концертов поражала разнообразием культур различных эпох, колоритом и индивидуальностью.
Во время первого концерта фестиваля прозвучали старинные произведения Леонардо Ортензио Сальваторе Ди Лео, Георга Фридриха Генделя, Генриха фон Бибера, Андреа Фалькониери в исполнении одиозного ансамбля барочной музыки «DELSA Consort». Драгоценными камнями концерта стали старинные арии в исполнении солистки оперного театра Зарины Алтынбаевой (сопрано). Ария «Lascia ch’io pianga» Генделя все еще грустно звучит в памяти благодарного слушателя. Старинные арии прозвучали изысканно, празднично, сочно. Гул и звон барочного оркестра временно перенес нас в доклассическую эпоху. А когда прозвучала нежнейшая «Аве Мария», голос Зарины Алтынбаевой словно парил над землей.
Во втором отделении музыканты буквально ошеломили слушателей исполнением Концертного триптиха Виктора Власова, написанного под впечатлением картины голландского художника Иеронима Босха «Страшный суд». В трех частях произведения музыка звучала таинственно, страстно, даже зловеще, а финал триптиха ярко продемонстрировал человеческий страх перед вратами ада. Пьесы Астора Пьяццоллы обрушились ярким пламенем и страстью на публику. Завершало первый концерт фестиваля русское танго на тему «Подмосковных вечеров», которое, стирая грани между сценой и залом, придало настроению ощущение легкой ностальгии кому за …
Второй день фестиваля преподнес нам новые имена из числа студентов КНК имени Курмангазы. Среди них пианисты Жанель Сайын, Максим Максимов, виолончелист Эльдар Айтбеков, скрипачки Эльдана Абдрахманова, Адилет Абдрахманова. И мы еще услышим о них. Полной неожиданностью для слушателей стала Соната Никколо Паганини для скрипки и гитары. Сочетание скрипки и гитары является абсолютно инновационным для нас, но было обыденным для 18-19 веков. Есть над чем задуматься…
Третий концерт был дан трио «Andare». Это признанные мастера, выдающиеся музыканты, которые ради фестиваля, преодолели тысячи километров. В их исполнении прозвучали трио Людвига ван Бетховена, Арно Бабаджаняна и Эрнеста Шоссона.
Кульминацией фестиваля стал четвертый день – концерт фортепианных квинтетов А. Дворжака и С. Франка. Особо необходимо сказать о фортепианном квинтете Сезара Франка фа минор, который до сих пор является труднодостижимой планкой, как для исполнителей, так и для композиторов. Исключительную оценку этому квинтету дал Святослав Рихтер, назвав этот квинтет «Страстями по Матфею в камерной музыке. В музыкальной литературе ничего похожего нет». Со сложнейшей партией фортепиано гениально справилась лауреат международных конкурсов, выпускница МГК имени П.И. Чайковского Дюсембаева Рабига. Высокой профессиональной оценки заслуживают такие музыканты, как Ольга Калько (альт), Таир Каратаев (виолончель), Гюзель Байузакова и Динара Базарбаева-Сахаман (скрипка).
Подводя итоги, хочется отметить, что участникам этого музыкального фестиваля удалось реализовать его главную цель – «жечь сердца людей» (А.С. Пушкин). Судя по благодарным комментариям, аплодисментам, слушатели покидали зал, будучи наполненными новым смыслом жизни, ожиданием чего хорошего, светлого и отрешенными от каждодневной бестолковой суеты…
Асем ЗАКИРОВА, студентка 1 курса ФИИ