Валерий Гергиев: «Музыка — это язык мира, а не язык отторжения»

Открытие 235-го оперно-симфонического сезона Мариинского театра

В Санкт-Петербурге состоялось открытие сезона 2017-2018 Мариинского театра. Одна из старейших и авторитетных сцен Российской Федерации уже в 235-й раз торжественно распахнула свой занавес перед зрителями. На пресс-конференции, посвящённой этому событию, художественный руководитель театра Валерий Гергиев за час успел рассказать о многом: об открытии новых залов, концертных турне, о юбилеях, о  первоочередных задачах и проблемах.

Валерий Гергиев

Встреча с журналистами проходила в зале имени Сергея Сергеевича Прокофьева:

В мире, к сожалению, ещё не так много залов носит его имя. Но вполне закономерно, что в Мариинском театре есть также зал Мусоргского, Родиона Щедрина и фойе Игоря Стравинского, — заметил Валерий Гергиев.

Кстати, 85-летие Родиона Щедрина Мариинский театр отмечает в наступившем сезоне одним из абонементов. В него вошли оперы («Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Левша», «Не только любовь») и балеты («Конёк-Горбунёк» и «Анна Каренина») композитора. А в целом 2017-2018 театральный год будет посвящён 200-летию французского балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа, чья жизнь была связана с Россией и русским балетом.

Первый раз за всю историю мы будем работать сразу на три региона в этом сезоне: Санкт-Петербург, Владикавказ и Владивосток, — несколько раз  за встречу подчёркивал Валерий Гергиев. — Мы хотим сделать театр во Владивостоке самым сильным театром в Азии. Например, в Китае строят в год 4-5 театров. Зато у нас уже 235 лет не прекращается история развития. И мы по мере сил будем работать смело и динамично.

Говоря о планах постройки концертного зала в новом парке «Зарядье», который вызывает у москвичей неоднозначную реакцию, директор Мариинского театра выразил надежду, что если ему удастся сформировать творческую команду, настоящий творческий и наблюдательный советы, то новая концертная площадка станет «одним из кульминационных и решающих форпостов  для просветительских и образовательных процессов в Москве». В качестве сравнения: Мариинский-2 уже через полтора года после открытия принимал миллионного посетителя. И Валерий Гергиев считает, что в Москве должно произойти то же самое прежде всего благодаря охвату школ, и акцент будет сделан именно в направлении постановок для детей:

Когда начинается  разговор о коммерческой площадке, то под этим подразумевается прокат. Но мы ж не на самокате катаемся, в самом деле. И выжимание денег ежедневное, ежечасное — это не моя профессия, я ею не овладел. И я не люблю коммерческую активность как таковую, которая имеет одну задачу: когда движимая жадностью группа людей видит всё только через призму прибыли, а за счёт чего она будет — неважно. Как правило, о качестве напрочь при этом забывают. Но ведь главная прибыль — путешествие в мир прекрасного наших детей. Считаю, любой концертный зал должен иметь признаки театрального организма.

Новые технологии тоже важны в продвижении классической музыки. Валерий Гергиев отметил канал  Mezzo, благодаря которому его подписчики имеют возможность всегда быть в курсе новостей академического искусства.

И так как открытие симфонического сезона пришлось на 11 сентября, а современная международная обстановка сейчас напряжена, обойти тему международных отношений даже в зале Прокофьева, к сожалению, не удалось:

Возникшие в настоящие время трудности — временные трудности — между значительными государствами, безусловно, одна из бед нашего времени, когда мы сегодня говорим о яростной вспышке террористических атак в Европе, когда США ещё живут с памятью о «nine-eleven» и подспудным страхом, что всё опять может повториться —  я считаю абсурдным всю сегодняшнюю ситуацию. И когда над головами наших артистов во Владивостоке летают самолёты, то подобное совсем на шутливый лад не настраивает. И я, скромный музыкант, всегда говорю, что музыка — наш язык мира, а не отторжения. Но политики этого не понимают. Мы не отторгаем в музыке что-то немецкое или что-то американское, мы наоборот идём навстречу к нашим богам и кумирам — великим западным композиторам. И наоборот, в Америке или Японии Чайковский — национальный композитор. Кстати, не всем конгрессменам известно, что как раз Чайковский открыл Карнеги-холл, дирижируя 5 мая 1891 года Нью-Йоркским симфоническим оркестром. Поэтому я очень надеюсь, что в ближайшее время количество благоразумный, умных, образованных исторически людей будет расти.

Симфонический сезон 2017-2018 в Мариинском театре открылся произведениями Александра Мосолова и Антона Брукнера, а оперный — постановкой в Мариинском-2 «Адрианы Лекуврёр» Франческо Чилеа, премьера которой стала премьерной находкой XXV Международного фестиваля «Звезды белых ночей». Среди солистов — меццо-сопрано Юлия Маточкина, лауреат XV Международного конкурса имени П.И.Чайковского, а также тенор Нажмиддин Мавлянов, выпускник Государственной консерватории Узбекистана (г.Ташкент), о чьей судьбе «Новая музыкальная газета» намерена в скором времени рассказать.

Записала Юлия БЕЛОУС, г.Санкт-Петербург

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.