Степные напевы на Неве

        

«Новая музыкальная газета» начинает публикацию ретроспективной серии материалов с VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Ноябрь ознаменовался самым масштабным  событием в культурной жизни России. 16-18 ноября на многочисленных площадках в историческом центре Санкт-Петербурга уже в шестой раз прошёл Международный культурный форум. В этом году Казахстан и Япония стали официальными странами-участницами и представили национальное искусство в городе белых ночей, первой русской консерватории и революций.

«Для многонационального народа Казахстана это созвучно и особенно ценно, поскольку наша страна развернула беспрецедентную программу духовной модернизации. Уверен, что живой обмен опытом и конструктивное общение в ходе Форума позволяет найти ответы на многие вызовы современности и выработать эффективные пути укрепления культурного сообщества», — все участники  VI Санкт-Петербургского культурного форума увезли с собой слова президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, напечатанные в буклете после традиционного обращения президента Российской Федерации Владимира Путина и послания премьер-министра Японии Синдзо Абэ. К слову сказать, краткий перечень мероприятий форума занял 237 страниц…

Казахстан представил концертную программу ASTANA BALLET GALA. Судя по всему, её составители решили продемонстрировать все возможности балетной труппы столицы. Разнообразие жанров, хореографических и сценографических решений, чередование кордебалета и сольных номеров — действительно, чрезвычайно сложная задача представить современное состояние национального балета, что называется,  в срезе. Невозможно не отметить искренний интерес публики к артистам из Астаны: зал Михайловского театра был полон, каждую миниатюру в циклах встречали апплодисментами, а ведь это избалованный Мариинским театром петербургский сдержанный зритель!

Вечер открылся балетом «Love Fear Loss» («Любовь. Потеря. Страх») на музыку Эдит Пиаф, Чарльза Дюмона, Жака Бреля. Хореографом, сценографом, мастером по костюмам и свету является Рикардо Амаранте. Премьера постановки состоялась ровно год назад, тоже в ноябре, в Варшаве. Композиция трёхчастна. Каждый эпизод исполняет новая пара солистов.  На сцене Михайловского театра сменяли друг друга творческие тандемы: Дилара Шомаева — Дэвид Джонатан, Айнур Абильгазина — Илья Манаенков, Татьяна Тен — Казбек Ахмедьяров.  Все па исполнялись под аккомпанемент рояля, за которым сидела Куралай Канапина.

Вторым номером организаторами была предложена эклетичная композиция «Наследие великой степи». По смысловой нагрузке восемь номеров на мотивы кюев и известных казахских балетов стали, конечно, центральными в общей драматургии. Пожалуй, самым зажигательным можно уверенно назвать танец юношей под симфоническую обработку кюя Курмангазы «Балбырауын». Сольные лиричные женские номера «Ак-кыз» (Дарина Кайрашева) и «Куанамын» (Анель Балтенова) тоже запомнились проникновенным исполнением. Ярким национальным торжеством окончилось первое отделение. И на этом вполне можно было поставить точку, так как самобытность и профессионализм балета из Астаны были очевидны.

Но последовало и второе отделение. Итак, представьте, после симфонических версий кюев Курмангазы и Дины Нурпеисовой, народных песен и композиций этно-фольклорных групп «Туран» и «Cheminari» вдруг звучит… «Болеро» Мориса Равеля. Понятно, если бы были представлены сцены из испанской жизни, но сия композиция называлась в программе так: «Триумф Клеопатры» (фрагмент из балета «Клеопатра»)». Над  хореографией работал заслуженный деятель искусств Удмуртии Николай Маркелов. Вовсе не ясно, почему он решил, что Древний Египет может иметь какие-то тематические пересечения с самыми известными динамическими вариациями в мире и именно в Астане нужно ставить такие нелепые эксперименты над танцорами. И вопрос к руководству театра, почему данная постановка появилась в программе на такой престижной площадке. Мало того, что она безвкусна, несуразна, нелогична, так ещё и никак не отражает национальной специфики, совершенно не встраиваясь в общую концепцию всего вечера. Как ни парадоксально, ранее «Клеопатру» Маркелова ставили даже в Мариинском театре, но в контексте обзорного ознакомительного концерта фрагмент оттуда был явно лишним.

В заключение после одиозного эпизода с египтянами, танцующими под «Болеро», астанчане порадовали логической аркой, исполнив одноактный балет «A fuego lento» («Медленный огонь») под гремучую смесь мотивов Лало Шифрина, Астора Пьяццоллы, Карлос Гардель, Саё Косуги в постановке Рикардо Амаранте. Впервые балет зрители увидели в Токио в 2016 году.

В целом, порадовал высокий профессиональный уровень Astana Ballet, а использование мультимедийных средств в оформлении постановок внесло много ярких красок.

Помимо балетной постановки в Михайловском театре, Казахстан представил в центральном выставочном зале «Манеж» фильм Ерлана Нурмухамбетова «Ореховое дерево».

                                                                                                                                                                                                                                               Юлия Белоус, соб.корр. НМГ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.